Парковый сервис в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Современная тенденция специализации парков закономерно отражает развитие структуры досуга, культурных потребностей и интеллектуальных интересов человека, сопряженных с научно-техническим прогрессом. На основе реализации этого важного принципа паркостроения нашего времени — специализация парков и создания специализированных по видам отдыха зон в полифункциональных парках культуры и отдыха — можно гарантировать более высокий уровень рекреационного обслуживания: свободный выбор вида отдыха, развлечений, ландшафтной обстановки. В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Развитие паркового сервиса.
1.1.История возникновения парков.
1.2.Парковый сервис.
Глава 2. Парковый сервис в условиях глобализации
2.1. Парковый сервис в Европейских странах.
2.2. Парковый сервис в России.

Файлы: 1 файл

Парковый сервис в условиях глобализации.docx

— 96.65 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

Введение.

Глава 1. Развитие паркового сервиса.

    1. История возникновения парков.
    2. Парковый сервис.

Глава 2. Парковый сервис в условиях глобализации

2.1. Парковый сервис в Европейских странах.

2.2. Парковый сервис в  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие паркового сервиса.

 

1.1.История возникновения парков.

 

Садово-парковое искусство  возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось  паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и так  далее. Планировка садов Древнего Египта (наиболее хорошо изучено Садово-парковое искусство Новой династии) отличалась строгой регулярностью: центром  композиции служило главное здание, а прямая аллея, соединявшая его  со входом на участок, являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на две равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные  водоёмы. В государствах Древней  Месопотамии существовали большие  охотничьи заповедники, а также  сады, разбитые на террасах, соединённых  лестницами (так называемые висячие  сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в до н. э.). В Древней Греции симметрично  посаженные деревья нередко окружали храмы (например, Гефестейон – в  Афинах, 2ая половина 5 в до н. э.), а  иногда и центры городской жизни (например, афинскую агору). Уже в 5 в  до н. э. были распространены регулярные сады-герооны, украшенные колоннадами  и скульптурой и предназначенные  для спортивных состязаний в память погибших героев. С 4–3 вв до н. э. при  жилых домах разбивались небольшие  садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельная скульптура. Общественные регулярные парки были важным элементом  многих древнеримских градостроительных  структур. Древнеримские сады, обычно окруженные колоннадами, выделялись детальной  взаимозависимостью природных и  архитектурных форм; большую роль в древнеримском Садово-парковом искусстве играли искусственные  водоёмы, фонтаны, а также подстриженные  деревья и кустарники; кроме скульптур  и фонтанов, излюбленными малыми формами  были лёгкие трельяжные изгороди, беседки  и перголы, покрытые вьющимися растениями. Особенно типичными для древнеримского Садово-паркового искусства были садики перистилей (хорошо известные  по раскопкам Помпей и Геркуланума), возникновение которых было тесно  связано с растущей урбанизацией античного общества, обусловившей возросшую  тягу к природной среде.

Исключительной изысканностью  отличались средневековые сады арабских стран, Ирана, Средней Азии, обычно замкнутые  со всех сторон высокими стенами. Геометричность их построения подчёркивалась сетью  узких каналов, разделявших территорию на участки, в оформлении которых  значительное место отводилось прямоугольным  или квадратным газонам и тонким цветовым контрастам различных по фактуре  и цвету растений (например, тёмного  кипариса и ярко цветущего миндаля). На завоёванном арабами Иберийском полуострове в 8–12 вв. сложился тип  испано-мавританского сада, расположенного в небольшом дворике; ведущими декоративными  мотивами здесь были небольшие бассейны и каналы, выложенные цветными изразцами, а также стриженые живые изгороди из вечнозелёных кустарников. Садово-парковое искусство мусульманских стран оказало значительное влияние на планировку и оформление садов средневековой Индии. В садах и парках средневековых стран Дальнего Востока господствовали принципы свободной (или пейзажной) композиции. Лежавшая в основе этих принципов идея вечного обновления природы в японских садах подчёркивалась не только прихотливыми очертаниями водоёмов и дорожек, но и самим характером малых архитектурных форм, облик которых навевал ощущение неразрывной слитности их с естественной средой.

Сады европейского средневековья  носили преимущественно утилитарный  характер: в них выращивали овощи, целебные растения, плодовые деревья  и ягодные кустарники, однако существовали и отдельные декоративные вкрапления в виде газонов с цветочными грядками. Новый подъём Садово-парковое искусство  в европейских странах начинается в эпоху Возрождения. Итальянские  архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио  и др.) разработали приёмы разбивки регулярного сада, используя рельеф местности и как бы развивая композиционные соотношения, заложенные в архитектуре  главного здания. Эти сады представляли собой систему сменявших друг друга эффектных видов (или перспектив) и располагались на террасах с  подпорными стенками, монументальными  лестницами, обильным скульптурным убранством и каскадами. Ренессансные приёмы садово-паркового  искусства получили дальнейшее развитие в садовой архитектуре итальянских  вилл барокко. Рационалистические принципы, господствовавшие в искусстве абсолютистской Франции 17 в, воплотились в строго геометрической планировке регулярных ("французских") парков, созданных  А. Ленотром (парк в Версале и др.). Такие сады и парки разбивались  преимущественно на плоской местности  или пологом склоне. Главное место  в ансамбле занимал дворец; перед  ним располагались партеры, водоёмы  и каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала); чёткие пространственные акценты вносили многочисленные скульптуры, в совокупности представлявшие собой проникнутую единым замыслом образную систему. В основе ряда парков "французского" типа лежала так  называемая трехлучевая система  аллей, радиально расходившихся  от дворца или замка и открывавших  обширные видовые перспективы. Идеи А. Ленотра оказали основополагающее воздействие на развитие европейского садово-паркового искусства 17 – 1-й  половины 18 вв.

В середине 18 в в Европе возникли свободно распланированные пейзажные  парки, в развитии которых важную роль сыграли философские идеи Просвещения, а также изучение искусства Китая. Первоначально такие парки были созданы в Великобритании (архитекторы  Ч. Бриджмен, У. Кент, Л. Браун, У. Чеймберс), затем во Франции (архитектор Р. Л. Жирарден) и других странах Европы. В основе композиции пейзажных, или "английских", парков лежал принцип творческой переработки мотивов естественной природы; партеры здесь сменяются лужайками, геометрические по форме бассейны и каналы – озёрами и речками, строго ритмизованные по композиции посадки – отдельно стоящими или свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки – прихотливо вьющимися тропинками. Важное значение обрело последовательно проведённое в общей композиции и размещении отдельных растений представление о своеобразии художественных эффектов, связанных со сменой времён года. Менялся и характер садовой архитектуры: пейзажные парки изобиловали "романтичными" руинами, а также постройками, имитировавшими сельское жилище.

Первые сведения о русских  садах относятся к 12 в. (княжеские  усадьбы в Киеве и Владимире). В 17 в. в Москве существовали так называемые верховые (или красные) сады, располагавшиеся в верхних этажах зданий и отличавшиеся богатым декоративным убранством (сады Кремлёвского дворца), а также регулярные сады в загородных усадьбах, для которых была характерна тесная связь с окружающей природой, сочетание декоративных качеств с утилитарными (рыбные пруды, плодовые сады, покосные луга). Традиции европейского Садово-паркового искусства 17 в творчески развиваются в петербургских дворцово-парковых ансамблях, построенных в начале 18 в (архитекторы Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.); этим паркам свойственны строгая симметричность композиции с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности. Более динамичны по пространственным решениям парки середины 18 в (архитекторы В. В. Растрелли и др.): Анненгофский парк в Москве, парки в Царском Селе (ныне г. Пушкин) под Петербургом, в Кускове и Архангельском под Москвой. С конца 18 в получили распространение принципы пейзажной планировки (садовод И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов, архитекторы В. И. Неелов, Ч. Камерон, П. Гонзаго и др.), лучшими образцами которой явились парк в Павловске, пейзажная часть Екатерининского парка в Царском Селе, под Москвой – парк в Кузьминках.

С середины 19 в в европейских  странах и США создавались  многочисленные общественные (преимущественно  пригородные) парки. Первоначально  в них господствовали приёмы свободной, "английской" планировки, но к  концу 19 в мастера садово-паркового  искусства (например, Ф. Л. Олмстед и  И. Иенсен в США) всё чаще сочетают элементы регулярного и ландшафтного построения. Однако в целом садово-парковое искусство конца 19 – начала 20 вв. переживает упадок, что сказывается  в измельчении планировочных  структур, вычурности цветочного оформления и малых форм архитектуры. Увлечение  микрокомпозициями свойственно  многим произведениям садово-паркового  искусства 20 в., чему способствуют достижения в области селекции растений и  дендрологии, позволяющие создавать  построения типа японского сада, испано-мавританского  патио, альпийской горки и так  далее, независимо от конкретных природных  условий. Стилистический эклектизм, свойственный садам такого рода, преодолевается в творчестве мастеров, стремящихся использовать в садово-парковом искусстве некоторые приёмы современного изобразительного искусства (бразилец Р. Бурле Маркс и другие.).

В 20 в. появляются многочисленные новые объекты садово-паркового  искусства (спортивные и развлекательные  парки, луна-парки, парки-выставки, "линейные" парки вдоль автодорог, национальные природные и исторические парки, сады на крышах, большие крытые сады с искусственным микроклиматом). Особенно актуальными становятся, в  частности, проблемы создания больших  городских парков для массового  отдыха (Центральный парк в Нью-Йорке, так называемый амстердамский лес  в Нидерландах и др.), сохранения или воссоздания естественных ландшафтов (успешно решенные, например, в застройке  финских городов Лахти и Тапиола), восстановления отработанных территорий (осуществленного, например, при разбивке парка Олимпийского комплекса в  Мюнхене), обогащения пластических возможностей естественной пейзажной среды за счёт возведения шумозащитных сооружений и пр.

В СССР и других странах  социализма главной линией развития Садово-паркового искусства является общественное парковое строительство. Особенно характерны для СССР типы парка культуры и отдыха (первым парком такого типа был Центральный  парк культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1935–41, архитектор А. В. Власов), которые стали важной частью системы  озеленения советских городов и  других населённых пунктов. Такого рода парки, рассчитанные на разнообразные  виды активного и тихого отдыха различных  демографических групп населения, все чаще возникают и в других социалистических странах (например, парк в Катовицах (ПНР)). Эти требования породили новые композиционные приёмы, основанные на функциональном зонировании  территории, выявлении пространственной специфики таких объектов, как  Зелёный театр в ЦПКиО им. М. Горького в Москве, стадион в Приморском парке Победы в Ленинграде, Певческое  поле и эстрада в парке Кадриорг в Таллине, а также менее крупных  сооружений типа городков аттракционов, читален, лекториев. Советское Садово-парковое искусство развивается и в  процессе специализации парков и  садов различного функционального  назначения – детских, спортивных, выставочных, ботанических, зоологических, парков при мемориальных сооружениях  и т. д. Например, торжественность, суровая  монументальность отличают мемориальные парки Победы в Ленинграде, "сказочная" тематика, уменьшенные, "детские" масштабы определяют парк "Солнышко" в детском доме отдыха под Ленинградом  и т. д. В парках, создаваемых на базе существующих лесных массивов (например, Голосеевский лес в Киеве, Вингис в Вильнюсе, Измайловский зелёный  массив в Москве), мастера садово-паркового  искусстваа стремятся раскрыть эстетические возможности лесной среды и включить в неё необходимые элементы благоустройства  так, чтобы не разрушить сложившиеся  экологические закономерности и  придать ей максимальную художественную выразительность. В городах, расположенных в степной или полупустынной зоне, сады и парки, создаваемые нередко в неблагоприятных природно-климатических условиях, способствуют улучшению окружающей среды (такую роль сыграли, в частности, парк им. 20-летия ВЛКСМ в Караганде, городские парки в Душанбе и Ташкенте, где создана сеть крупных водных бассейнов).

Нередко парки занимают территории с крутыми уклонами, узкие горные долины и каньоны, что придаёт  им большую живописность (Нагорный парк им. С. М. Кирова в Баку, парк на горе Мтацминда в Тбилиси и  др.). Для большинства этих парков типичны сложные системы террас, лестниц и подпорных стен. В 60—70-х  гг. в связи с размахом гидротехнического  строительства и осушительных работ  многие новые парки располагаются  в ранее затапливавшихся паводками  речных долинах, на островах, побережьях естественных и искусственных морей, а также водохранилищ ("Острова  Юности" на Ангаре в Иркутске, Днепровский  гидропарк в Киеве, Южно-приморский парк им. В. И. Ленина в Ленинграде). Ряд  примечательных образцов советского Садово-паркового  искусства связан и с восстановлением  ландшафта на рекультивируемых землях. Это парки, созданные на отработанных карьерах кирпичных заводов (Московский парк Победы в Ленинграде) или на карьерах, связанных с добычей  полезных ископаемых (например, Александровский  парк в Орджоникидзе, УССР, парк культуры и отдыха в Кохтла-Ярве). Преобладающими в советском Садово-парковом искусстве 60–70-х гг. являются свободные пейзажные  построения, основанные на художественной интерпретации естественных ландшафтов и включающие отдельные регулярно  распланированные части. Среди крупнейших советских паркостроителей –  В. И. Долганов, Л. И. Ильин, А. Я. Карр, М. П. Коржев, А. С. Никольский, М. И. Прохорова, Л. И. Рубцов.

Садово-парковое искусство, возникнув в эпоху рабовладельческого строя, непрерывно развивалось во времени, впитывая из каждого периода свои особенности: так утилитарность  готического искусства полностью  отразилась в ее парках, как и  барочная пышность, и социальная направленность СССР. Можно сказать, что парк, как  и любой другой вид искусства, точно характеризует направления  времени, оставаясь неотъемлемой частью общественной жизни.

 

1.2.Парковый сервис.

 

Современная тенденция специализации  парков закономерно отражает развитие структуры досуга, культурных потребностей и интеллектуальных интересов человека, сопряженных с научно-техническим  прогрессом. На основе реализации этого  важного принципа паркостроения  нашего времени — специализация  парков и создания специализированных по видам отдыха зон в полифункциональных парках культуры и отдыха — можно  гарантировать более высокий  уровень рекреационного обслуживания: свободный выбор вида отдыха, развлечений, ландшафтной обстановки. В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.

Информация о работе Парковый сервис в условиях глобализации