Содержание:
Введение.
Глава 1. Развитие паркового сервиса.
- История возникновения парков.
- Парковый сервис.
Глава 2. Парковый сервис в условиях
глобализации
2.1. Парковый сервис в Европейских
странах.
2.2. Парковый сервис в
России.
- Развитие паркового сервиса.
1.1.История возникновения парков.
Садово-парковое искусство
возникло в эпоху рабовладельческого
строя, когда особое значение придавалось
паркам при культовых сооружениях,
дворцах, усадьбах знати и так
далее. Планировка садов Древнего Египта
(наиболее хорошо изучено Садово-парковое
искусство Новой династии) отличалась
строгой регулярностью: центром
композиции служило главное здание,
а прямая аллея, соединявшая его
со входом на участок, являлась основной
композиционной осью, делившей территорию
сада на две равные части, в каждой
из которых размещались прямоугольные
водоёмы. В государствах Древней
Месопотамии существовали большие
охотничьи заповедники, а также
сады, разбитые на террасах, соединённых
лестницами (так называемые висячие
сады Семирамиды в Вавилоне, 7 в до
н. э.). В Древней Греции симметрично
посаженные деревья нередко окружали
храмы (например, Гефестейон – в
Афинах, 2ая половина 5 в до н. э.), а
иногда и центры городской жизни
(например, афинскую агору). Уже в 5 в
до н. э. были распространены регулярные
сады-герооны, украшенные колоннадами
и скульптурой и предназначенные
для спортивных состязаний в память
погибших героев. С 4–3 вв до н. э. при
жилых домах разбивались небольшие
садики, единственным декоративным акцентом
в которых являлось дерево, фонтан
или отдельная скульптура. Общественные
регулярные парки были важным элементом
многих древнеримских градостроительных
структур. Древнеримские сады, обычно
окруженные колоннадами, выделялись детальной
взаимозависимостью природных и
архитектурных форм; большую роль
в древнеримском Садово-парковом
искусстве играли искусственные
водоёмы, фонтаны, а также подстриженные
деревья и кустарники; кроме скульптур
и фонтанов, излюбленными малыми формами
были лёгкие трельяжные изгороди, беседки
и перголы, покрытые вьющимися растениями.
Особенно типичными для древнеримского
Садово-паркового искусства были
садики перистилей (хорошо известные
по раскопкам Помпей и Геркуланума),
возникновение которых было тесно
связано с растущей урбанизацией
античного общества, обусловившей возросшую
тягу к природной среде.
Исключительной изысканностью
отличались средневековые сады арабских
стран, Ирана, Средней Азии, обычно замкнутые
со всех сторон высокими стенами. Геометричность
их построения подчёркивалась сетью
узких каналов, разделявших территорию
на участки, в оформлении которых
значительное место отводилось прямоугольным
или квадратным газонам и тонким
цветовым контрастам различных по фактуре
и цвету растений (например, тёмного
кипариса и ярко цветущего миндаля).
На завоёванном арабами Иберийском
полуострове в 8–12 вв. сложился тип
испано-мавританского сада, расположенного
в небольшом дворике; ведущими декоративными
мотивами здесь были небольшие бассейны
и каналы, выложенные цветными изразцами,
а также стриженые живые изгороди из вечнозелёных
кустарников. Садово-парковое искусство
мусульманских стран оказало значительное
влияние на планировку и оформление садов
средневековой Индии. В садах и парках
средневековых стран Дальнего Востока
господствовали принципы свободной (или
пейзажной) композиции. Лежавшая в основе
этих принципов идея вечного обновления
природы в японских садах подчёркивалась
не только прихотливыми очертаниями водоёмов
и дорожек, но и самим характером малых
архитектурных форм, облик которых навевал
ощущение неразрывной слитности их с естественной
средой.
Сады европейского средневековья
носили преимущественно утилитарный
характер: в них выращивали овощи,
целебные растения, плодовые деревья
и ягодные кустарники, однако существовали
и отдельные декоративные вкрапления
в виде газонов с цветочными грядками.
Новый подъём Садово-парковое искусство
в европейских странах начинается
в эпоху Возрождения. Итальянские
архитекторы 16 в. (Виньола, П. Лигорио
и др.) разработали приёмы разбивки
регулярного сада, используя рельеф
местности и как бы развивая композиционные
соотношения, заложенные в архитектуре
главного здания. Эти сады представляли
собой систему сменявших друг
друга эффектных видов (или перспектив)
и располагались на террасах с
подпорными стенками, монументальными
лестницами, обильным скульптурным убранством
и каскадами. Ренессансные приёмы садово-паркового
искусства получили дальнейшее развитие
в садовой архитектуре итальянских
вилл барокко. Рационалистические принципы,
господствовавшие в искусстве абсолютистской
Франции 17 в, воплотились в строго
геометрической планировке регулярных
("французских") парков, созданных
А. Ленотром (парк в Версале и др.).
Такие сады и парки разбивались
преимущественно на плоской местности
или пологом склоне. Главное место
в ансамбле занимал дворец; перед
ним располагались партеры, водоёмы
и каналы с неподвижной гладью
воды (водяные зеркала); чёткие пространственные
акценты вносили многочисленные
скульптуры, в совокупности представлявшие
собой проникнутую единым замыслом
образную систему. В основе ряда парков
"французского" типа лежала так
называемая трехлучевая система
аллей, радиально расходившихся
от дворца или замка и открывавших
обширные видовые перспективы. Идеи
А. Ленотра оказали основополагающее
воздействие на развитие европейского
садово-паркового искусства 17 – 1-й
половины 18 вв.
В середине 18 в в Европе
возникли свободно распланированные пейзажные
парки, в развитии которых важную
роль сыграли философские идеи Просвещения,
а также изучение искусства Китая.
Первоначально такие парки были
созданы в Великобритании (архитекторы
Ч. Бриджмен, У. Кент, Л. Браун, У. Чеймберс),
затем во Франции (архитектор Р. Л. Жирарден)
и других странах Европы. В основе
композиции пейзажных, или "английских",
парков лежал принцип творческой
переработки мотивов естественной
природы; партеры здесь сменяются лужайками,
геометрические по форме бассейны и каналы
– озёрами и речками, строго ритмизованные
по композиции посадки – отдельно стоящими
или свободно сгруппированными деревьями,
прямые аллеи и дорожки – прихотливо вьющимися
тропинками. Важное значение обрело последовательно
проведённое в общей композиции и размещении
отдельных растений представление о своеобразии
художественных эффектов, связанных со
сменой времён года. Менялся и характер
садовой архитектуры: пейзажные парки
изобиловали "романтичными" руинами,
а также постройками, имитировавшими сельское
жилище.
Первые сведения о русских
садах относятся к 12 в. (княжеские
усадьбы в Киеве и Владимире).
В 17 в. в Москве существовали так называемые
верховые (или красные) сады, располагавшиеся
в верхних этажах зданий и отличавшиеся
богатым декоративным убранством (сады
Кремлёвского дворца), а также регулярные
сады в загородных усадьбах, для которых
была характерна тесная связь с окружающей
природой, сочетание декоративных качеств
с утилитарными (рыбные пруды, плодовые
сады, покосные луга). Традиции европейского
Садово-паркового искусства 17 в творчески
развиваются в петербургских дворцово-парковых
ансамблях, построенных в начале 18 в (архитекторы
Ж. Б. Леблон, Н. Микетти, М. Г. Земцов и др.);
этим паркам свойственны строгая симметричность
композиции с умелым использованием водных
поверхностей и рельефа местности. Более
динамичны по пространственным решениям
парки середины 18 в (архитекторы В. В. Растрелли
и др.): Анненгофский парк в Москве, парки
в Царском Селе (ныне г. Пушкин) под Петербургом,
в Кускове и Архангельском под Москвой.
С конца 18 в получили распространение
принципы пейзажной планировки (садовод
И. Буш, теоретик садоводства А. Т. Болотов,
архитекторы В. И. Неелов, Ч. Камерон, П.
Гонзаго и др.), лучшими образцами которой
явились парк в Павловске, пейзажная часть
Екатерининского парка в Царском Селе,
под Москвой – парк в Кузьминках.
С середины 19 в в европейских
странах и США создавались
многочисленные общественные (преимущественно
пригородные) парки. Первоначально
в них господствовали приёмы свободной,
"английской" планировки, но к
концу 19 в мастера садово-паркового
искусства (например, Ф. Л. Олмстед и
И. Иенсен в США) всё чаще сочетают
элементы регулярного и ландшафтного
построения. Однако в целом садово-парковое
искусство конца 19 – начала 20 вв.
переживает упадок, что сказывается
в измельчении планировочных
структур, вычурности цветочного оформления
и малых форм архитектуры. Увлечение
микрокомпозициями свойственно
многим произведениям садово-паркового
искусства 20 в., чему способствуют достижения
в области селекции растений и
дендрологии, позволяющие создавать
построения типа японского сада, испано-мавританского
патио, альпийской горки и так
далее, независимо от конкретных природных
условий. Стилистический эклектизм, свойственный
садам такого рода, преодолевается
в творчестве мастеров, стремящихся
использовать в садово-парковом искусстве
некоторые приёмы современного изобразительного
искусства (бразилец Р. Бурле Маркс и другие.).
В 20 в. появляются многочисленные
новые объекты садово-паркового
искусства (спортивные и развлекательные
парки, луна-парки, парки-выставки, "линейные"
парки вдоль автодорог, национальные
природные и исторические парки,
сады на крышах, большие крытые сады
с искусственным микроклиматом).
Особенно актуальными становятся, в
частности, проблемы создания больших
городских парков для массового
отдыха (Центральный парк в Нью-Йорке,
так называемый амстердамский лес
в Нидерландах и др.), сохранения
или воссоздания естественных ландшафтов
(успешно решенные, например, в застройке
финских городов Лахти и Тапиола),
восстановления отработанных территорий
(осуществленного, например, при разбивке
парка Олимпийского комплекса в
Мюнхене), обогащения пластических возможностей
естественной пейзажной среды за
счёт возведения шумозащитных сооружений
и пр.
В СССР и других странах
социализма главной линией развития
Садово-паркового искусства является
общественное парковое строительство.
Особенно характерны для СССР типы
парка культуры и отдыха (первым
парком такого типа был Центральный
парк культуры и отдыха им. М. Горького
в Москве, 1935–41, архитектор А. В. Власов),
которые стали важной частью системы
озеленения советских городов и
других населённых пунктов. Такого рода
парки, рассчитанные на разнообразные
виды активного и тихого отдыха различных
демографических групп населения,
все чаще возникают и в других
социалистических странах (например, парк
в Катовицах (ПНР)). Эти требования
породили новые композиционные приёмы,
основанные на функциональном зонировании
территории, выявлении пространственной
специфики таких объектов, как
Зелёный театр в ЦПКиО им. М.
Горького в Москве, стадион в Приморском
парке Победы в Ленинграде, Певческое
поле и эстрада в парке Кадриорг
в Таллине, а также менее крупных
сооружений типа городков аттракционов,
читален, лекториев. Советское Садово-парковое
искусство развивается и в
процессе специализации парков и
садов различного функционального
назначения – детских, спортивных,
выставочных, ботанических, зоологических,
парков при мемориальных сооружениях
и т. д. Например, торжественность, суровая
монументальность отличают мемориальные
парки Победы в Ленинграде, "сказочная"
тематика, уменьшенные, "детские"
масштабы определяют парк "Солнышко"
в детском доме отдыха под Ленинградом
и т. д. В парках, создаваемых на
базе существующих лесных массивов (например,
Голосеевский лес в Киеве, Вингис
в Вильнюсе, Измайловский зелёный
массив в Москве), мастера садово-паркового
искусстваа стремятся раскрыть эстетические
возможности лесной среды и включить
в неё необходимые элементы благоустройства
так, чтобы не разрушить сложившиеся
экологические закономерности и
придать ей максимальную художественную
выразительность. В городах, расположенных
в степной или полупустынной зоне, сады
и парки, создаваемые нередко в неблагоприятных
природно-климатических условиях, способствуют
улучшению окружающей среды (такую роль
сыграли, в частности, парк им. 20-летия
ВЛКСМ в Караганде, городские парки в Душанбе
и Ташкенте, где создана сеть крупных водных
бассейнов).
Нередко парки занимают территории
с крутыми уклонами, узкие горные
долины и каньоны, что придаёт
им большую живописность (Нагорный
парк им. С. М. Кирова в Баку, парк на
горе Мтацминда в Тбилиси и
др.). Для большинства этих парков
типичны сложные системы террас,
лестниц и подпорных стен. В 60—70-х
гг. в связи с размахом гидротехнического
строительства и осушительных работ
многие новые парки располагаются
в ранее затапливавшихся паводками
речных долинах, на островах, побережьях
естественных и искусственных морей,
а также водохранилищ ("Острова
Юности" на Ангаре в Иркутске, Днепровский
гидропарк в Киеве, Южно-приморский
парк им. В. И. Ленина в Ленинграде). Ряд
примечательных образцов советского Садово-паркового
искусства связан и с восстановлением
ландшафта на рекультивируемых землях.
Это парки, созданные на отработанных
карьерах кирпичных заводов (Московский
парк Победы в Ленинграде) или на
карьерах, связанных с добычей
полезных ископаемых (например, Александровский
парк в Орджоникидзе, УССР, парк культуры
и отдыха в Кохтла-Ярве). Преобладающими
в советском Садово-парковом искусстве
60–70-х гг. являются свободные пейзажные
построения, основанные на художественной
интерпретации естественных ландшафтов
и включающие отдельные регулярно
распланированные части. Среди крупнейших
советских паркостроителей –
В. И. Долганов, Л. И. Ильин, А. Я. Карр, М.
П. Коржев, А. С. Никольский, М. И. Прохорова,
Л. И. Рубцов.
Садово-парковое искусство,
возникнув в эпоху рабовладельческого
строя, непрерывно развивалось во времени,
впитывая из каждого периода свои
особенности: так утилитарность
готического искусства полностью
отразилась в ее парках, как и
барочная пышность, и социальная направленность
СССР. Можно сказать, что парк, как
и любой другой вид искусства,
точно характеризует направления
времени, оставаясь неотъемлемой частью
общественной жизни.
1.2.Парковый сервис.
Современная тенденция специализации
парков закономерно отражает развитие
структуры досуга, культурных потребностей
и интеллектуальных интересов человека,
сопряженных с научно-техническим
прогрессом. На основе реализации этого
важного принципа паркостроения
нашего времени — специализация
парков и создания специализированных
по видам отдыха зон в полифункциональных
парках культуры и отдыха — можно
гарантировать более высокий
уровень рекреационного обслуживания:
свободный выбор вида отдыха, развлечений,
ландшафтной обстановки. В самом названии
«парки культуры и отдыха» отражена основная
идея этого учреждения. Часть названия
«парк» означает, что речь идет прежде
всего о природном объекте. Слово «культура»
указывает на просветительный, познавательный
характер деятельности парка, и наконец,
слово «отдых» указывает на то, что в парке
предусмотрены возможности развлечений
на аттракционах для эмоциональной разрядки
и снятия утомления.