Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:44, контрольная работа
Современная тенденция специализации парков закономерно отражает развитие структуры досуга, культурных потребностей и интеллектуальных интересов человека, сопряженных с научно-техническим прогрессом. На основе реализации этого важного принципа паркостроения нашего времени — специализация парков и создания специализированных по видам отдыха зон в полифункциональных парках культуры и отдыха — можно гарантировать более высокий уровень рекреационного обслуживания: свободный выбор вида отдыха, развлечений, ландшафтной обстановки. В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.
Введение.
Глава 1. Развитие паркового сервиса.
1.1.История возникновения парков.
1.2.Парковый сервис.
Глава 2. Парковый сервис в условиях глобализации
2.1. Парковый сервис в Европейских странах.
2.2. Парковый сервис в России.
Сохранившиеся памятники садово-паркового искусства (сады, парки и прочие объекты) требуют самого бережного отношения при их использовании и научно обоснованного подхода к их восстановлению.
Каждый дворцово-парковый ансамбль представляет собой объёмно-пространственную композицию, построенную по определенному замыслу со всеми стилистическими особенностями, отвечающими периоду ее создания. Дворцы, павильоны и парки являются частями одного целого, взаимно дополняющими друг друга.
Завершенный облик ансамбли приобретали постепенно, так как от начала строительства и до создания выразительной композиции ансамбля, которую принято называть периодом расцвета, проходило 40—50 лет. В процессе последующего формирования одни ансамбли не подвергались изменениям, принципиально нарушающим первоначальный замысел, другие же переделывались, дополнялись в соответствии с требованиями иных стилистических периодов, т. е. испытывали последующие наслоения. В России устройством парков для развлечения царских особ и придворных начали заниматься только в эпоху правления Петра Первого. В середине XVIII века знаменитый российский ученый-инженер Андрей Нартов изобрел механические катальные горы. Однако популярное во всем мире название «Русские горки» появилось только в XIX веке: своим происхождением оно обязано солдатам армии Наполеона, которые полюбили русскую национальную забаву катания с гор во время похода 1812 года. Тогда же в России было налажено промышленное производство катальных гор - классики аттракционов. Первые механизированные горки со спуском по рельсам в специальных тележках на роликах появились в Нью-Йорке в 1884 году. А уже в 1897 году такой аттракцион был установлен в Японии.
Во второй половине XIX в. численность развлекательных парков выросла и они превращаются в коммерческие предприятия.
В Петербурге популярным местом развлечения являлся Демидов сад, возникший на месте бывшего Нарышкинского сада, где в 1881 г. купцами Д.А. Поляковым и Г.А. Александровым был создан увеселительный центр «Аркадия». В саду играли оркестры, ставились не только костюмированные шествия, но и большие представления с использованием природного ландшафта. В ноябре 1882 г. открылся зимний сад с водопадом, фонтаном. На первом этаже располагался ресторан с бассейном, на втором этаже – эстрада. К 1900 г. в Петербурге насчитывалось уже около десятка увеселительных садов, что вызывало между ними жесткую конкуренцию и порождало стремление у их владельцев придать своему заведению «свое лицо», отличавшее его от садов конкурентов.
В Москве местами общественного отдыха являлись Сокольники, Марьина роща, Новинский бульвар, Девичье поле, Нескучный сад, Петровский парк за Тверской заставой. С 30-х гг. и до конца XIX в. в районе Божедомки действовал увеселительный сад с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами, который в 1850-е гг. получил название «Эрмитаж».
Развлекательные парки стали
организовываться не только в Петербурге
и Москве, но и в провинции. Появляются
они и в Сибири. Томичи помнят
золотопромышленника Ф.А. Горохова,
устроившего в 1840-х гг. рядом со
своим домом «волшебный сад», в
котором были построены китайские
беседки, гроты, прорыты каналы, по которым
плавали фантастические гондолы. Здесь
также имелась богатая
После 1917 г. парки становятся частью государственной системы учреждений культуры. Главными отличительными чертами деятельности парков нового типа стали массовость посещений, общедоступность и комплексность обслуживания.
В отличие от дореволюционных частных парков, деятельность которых носила в основном развлекательный характер, основной идеей в деятельности парков культуры и отдыха было сочетание нескольких функций: отдыха, оздоровления и, самое главное, культурного и идеологического воспитания советского человека. В этом смысле деятельность советских парков в значительной мере обогатила и развила концепцию массового отдыха, так как отдых стал рассматриваться как система активных форм досуга и разнообразия культурных занятий.
В СССР парковый бум начался
в конце 1920-х годов прошлого столетия,
но длился недолго. Вторая мировая война
надолго прервала мировое развитие
индустрии аттракционов. Даже спустя
десятилетие после ее окончания,
когда в 1955 году Уолт Дисней обратился
к деловым партнерам с просьбой
о крупном займе в 100 000 долларов
на строительство парка
Самый известный многопрофильный парк в России — Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького, расположенный в Москве. Он был основан в 1928 г. на месте полузаброшенного городка, построенного к первой отечественной Сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Проектирование принципиально нового «очага культуры» доверили известному авангардисту-конструктивисту К. Мельникову. Многое в истории парка было сделано впервые: прошел первый в стране карнавал, был создан первый Зеленый театр, «Остров танцев», трамплин для прыжков на лыжах, комплексный детский городок, техникум культмассовиков-затейников, клубы и объединения по интересам и др. Посетители парка организованно разучивали упражнения утренней зарядки и песни советских композиторов, слушали лекции, которые прямо на аллеях парка читали знаменитые профессора, соревновались в беге в мешках, прыгали с парашютной вышки. В предвоенную пору парк часто становился местом проведения выставок. Здесь демонстрировались новинки железнодорожной техники и был проложен первый монорельс, действовала детская железная дорога.
В 1932 г. — к 40-летию общественной и литературной деятельности Максима Горького — ЦПКиО было присвоено имя «буревестника революции». Территорию парка расширили за счет Нескучного сада, а для перспективного развития зарезервировали Ленинские горы и даже заболоченный в то время район Лужников на противоположном берегу Москвы-реки. Грандиозный проект предусматривал строительство Палеонтологического парка-музея на месте современного Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Со смотровой площадки Ленинских гор должен был открываться вид на Лужники, превращенные в ожившую карту мира. Там, по замыслу проектировщиков, по рукотворным морям и океанам между континентами с образцами ландшафтов и уменьшенными моделями известных достопримечательностей должны были плавать лодки с отдыхающими, а по воздуху — проноситься вагончики канатной дороги через реку и прогулочные дирижабли с педальным приводом. Если бы проект был реализован, ЦПКиО имени Горького стал бы первым тематическим парком в мире, на 20 лет опередив появление американского «Диснейленда».
В середине 1950-х годов
была произведена реконструкция
парка, в результате чего парк получил
монументальную ограду из чугунного
литья на мощном гранитном цоколе
и величественный центральный вход
в виде Триумфальных ворот со стороны
Крымского вала (архитектор Ю. В. Щуко).
За годы своего существования парк
сделался традиционным местом массовых
празднеств, карнавалов, народных гуляний,
своеобразным «зеленым клубом» столицы.
К 800-летию образования Москвы указом Президиума
Верховного Совета СССР Центральный парк
культуры и отдыха имени М. Горького награжден
орденом Ленина «За образцовую работу
по культурному обслуживанию населения
столицы».
В апреле 2011 года в Парке началась реконструкция.
Демонтированы многочисленные палатки,
павильоны и ларьки, а также аттракционы.
Вход в ЦПКиО им. М. Горького стал бесплатный.
Вместе с Правительством Москвы предстоит
определить новые пути развития легендарного
парка, где планируют разместить центр
современного искусства, концертный комплекс,
спортивную, ресторанную и пешеходную
туристическую зоны.
Проект реконструкции будет детально
разработан к 2012 году: исторического облика
парк при этом не утратит, а будет лишь
наведен порядок. Коммуникации обновят,
здания и объекты культурного наследия
отреставрируют, так как реконструкция
парка — чисто социальный и имиджевый
проект.
Объекты культурного наследия на территории
произведения садово-паркового искусства
«Центральный парк культуры отдыха им.
М. Горького»:
– Нескучный сад (63,03 га) — часть Усадьбы
«Нескучное», конец ХVIII в. – начало ХIХ
в.
– Летний домик у реки — 1793–1807 гг.
– Ванный домик у пруда — 1797–1807 гг.
– Павильон «Шестигранник», бывший павильон
«Механизация» на 1-ой сельскохозяйственной
и кустарно-промышленной выставке, 1923
г., арх. И. В. Жолтовский, В. Д. Кокорин, М.
П. Парусников.
– Главный вход (пропилеи, циркумференции)
с металлической оградой (ковка, литье)
в каменных столбах и Ленинской площадью
перед Главным входом, 1955 г., арх. Ю. В. Щуко,
А. Спасов, инж. Л. Шойхет.
– Здание общественного туалета, арх.
А. В. Власов, 1930-е гг.
– Розарий с фонтаном, середина 1930-х гг.
(восстановлен в 1950 гг., арх. А. В. Власов,
И. В. Долганов.
– Беседка имени 800-летия Москвы с партером
и фонтанами, 1947 г., арх. С. Я. Иконников,
скульптор А. Котихин.
– Фонтан, 1950-е гг.
– Гранитная набережная Москвы-реки, (1930-е
гг., арх. А. В. Власов, В. И. Долганов), с лодочными
пристанями, каменным парапетом.
– Голицынская больница (архитектурный
комплекс XVIII–XIX вв.).
– Обсерватория.
Шестигранник. Построен в 1923 году (архитекторы
И. В. Жолтовский, В. Д. Кокорин, М. П. Парусников).
Это бывший павильон «Механизация» на
первой Всесоюзной сельскохозяйственной
и кустарно-промышленной выставке. В 1925
году в нем демонстрировались машины,
приехавшие на крупную автомобильную
выставку. Пора расцвета ресторана «Шестигранник»
(со столиками во внутреннем дворике вокруг
фонтана) пришлась на 1930-е годы. В конце
1940-х гг. – начале 1950-х гг. в павильоне размещалась
небольшая фабрика по производству лимонада
(для чего использовалась только лимонная
цедра, а обесшкуренные там лимоны продавались
за копейки), затем — склады паркового
инвентаря и столовая для работников ЦПКиО.
В конце 1950-х гг. – начале 1960-х гг. в одном
из павильонов была открыта танцплощадка.
К настоящему моменту от него остались
только стены. Реставрация «Шестигранника»
началась в 2011 году. Планируется, что в
это здание переедет Центр современной
культуры «Гараж».
Детская железная дорога. В 1932 г. в Детском
городке ЦПКиО им. М. Горького была открыта
первая железная дорога протяженностью
528 м. На обоих концах дороги имелось по
одной тупиковой станции, а на главной
станции — депо и собственная электроподстанция.
На линии курсировал трехвагонный электропоезд,
получавший питание от контактной сети.
Девушка с веслом. Культовое произведение
садово-парковой скульптуры «Девушка
с веслом» скульптора Ивана Шадра была
установлена в ЦПКиО им. М. Горького в 1935
году в центре фонтана. Затем скульптуру
отправили в аналогичный парк в г. Луганске,
а И. Шадр в 1936 году сделал новую увеличенную
восьмиметровую скульптуру из тонированного
бетона. Она была разрушена при бомбежке
в 1941 году. В 2011 году скульптура «Девушка
с веслом» — культурный и спортивный символ
эпохи 1940-х годов стал символом международной
регаты «Золотые весла Санкт-Петербурга». Среди основных установок советских
парков была комплексность обслуживания,
которая предполагала объединение в парковых
мероприятиях самых различных направлений
воспитательной работы и видов деятельности.
Эта особенность делала парки своеобразными
«комбинатами культуры», сочетающими
массовую, научно-популярную, художественно-зрелищную
и физкультурно-оздоровительную работу,
рассчитанную на охват в течение круглого
года десятков и сотен тысяч трудящихся».
В годы первых пятилеток парки стали традиционным
местом проведения физкультурных парадов
и праздников, агитпробегов и эстафет,
массовых кроссов и заплывов. Особую роль
сыграли парки культуры и отдыха в развитии
зимних видов спорта. В 1931 г. ЦПКиО в Москве
стал первым в мире парком, в котором работали
зимние аттракционы, где тысячи людей
могли заниматься конькобежным и лыжным
спортом, кататься с ледяных и снежных
гор, на финских санях или просто гулять
по красивым иллюминированным аллеям
среди запорошенных снегом кустов и деревьев.
На катках ЦПКиО им. Горького в Москве
могли в течение дня побывать 15–20 тыс.
человек. В 1937 г. Сокольники стали первым
парком в СССР, где в зимнем оформлении
были использованы ледяные и снеговые
скульптуры на темы русских былин и сказок.
Помимо проведения сугубо парковых мероприятий парки являлись местом проведения массовых праздников. Еще до революции в них устраивались народные гуляния, приуроченные к знаменательным церковным или государственным датам, а в советское время проведение праздников в парках было поставлено на регулярную основу, тем более, что парки культуры и отдыха изначально проектировались в расчете на обслуживание многотысячного населения и располагали площадями и помещениями для массовых митингов и собраний, стадионами, площадками и многочисленными эстрадами для зрелищ. В середине 1930-х гг. получают распространение такие формы проведения праздника как карнавал и маскарад – костюмированный вечерний праздник. Несмотря идеологическую окраску, проведение карнавалов и маскарадов стало возрождением традиций, уходящих корнями в далекое прошлое.
Наряду с проведением
массовых праздников, культурно-политической,
оздоровительной и
Серийный выпуск аттракционов открыл новый качественный этап в деятельности парков культуры и отдыха, сделав их предшественниками современных парков развлечений, где эксплуатация аттракционов является основным видом деятельности и источником дохода.
Являясь «детищем» советской эпохи, парки культуры и отдыха разделили с ней ее судьбу, впитав все преимущества и недостатки этой системы. Среди преимуществ парков можно назвать: отдых на природе без выезда за пределы города, его доступность для всех слоев населения; приобщение к культуре и спорту широкого круга людей; проведение массовых городских праздников; возможность отвлечься от повседневных проблем, покататься на аттракционах. К недостаткам относилась излишняя заидеологизированность многих мероприятий, выполнение планов в ущерб качеству мероприятий, слабая материально-техническая база, небольшое разнообразие услуг, предоставляемых парками. Несмотря на это, парки культуры и отдыха за свой «советский период» жизни являлись одним из любимейших мест отдыха советских людей, превратились в символ эпохи, о котором сегодня многие вспоминают с ностальгией.
1991 год стал переломным
для истории России. В стране
сменился не только
Поиски путей выхода из кризиса продолжались примерно до конца 1990-х гг. Многие парки по-прежнему оставались муниципальными объектами, пытаясь выжить на дотации из бюджета и с помощью хозрасчетной деятельности. Другие парки время от времени к каким-нибудь праздникам получали от городов «подачки» в виде нового оборудования. Наконец, в некоторые парки стали приходить частные инвесторы, которые на базе сохранившихся объектов (в основном, аттракционного хозяйства) пытались сделать их прибыльным предприятием.
Первые частные парки
развлечений стали появляться в
Москве и ряде других крупных городов,
а также на курортах юга России.
Поначалу это были просто площадки,
на которых устанавливались
Одним из главных преимуществ,
которые современные парки «