Парковый сервис в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:44, контрольная работа

Описание работы

Современная тенденция специализации парков закономерно отражает развитие структуры досуга, культурных потребностей и интеллектуальных интересов человека, сопряженных с научно-техническим прогрессом. На основе реализации этого важного принципа паркостроения нашего времени — специализация парков и создания специализированных по видам отдыха зон в полифункциональных парках культуры и отдыха — можно гарантировать более высокий уровень рекреационного обслуживания: свободный выбор вида отдыха, развлечений, ландшафтной обстановки. В самом названии «парки культуры и отдыха» отражена основная идея этого учреждения. Часть названия «парк» означает, что речь идет прежде всего о природном объекте. Слово «культура» указывает на просветительный, познавательный характер деятельности парка, и наконец, слово «отдых» указывает на то, что в парке предусмотрены возможности развлечений на аттракционах для эмоциональной разрядки и снятия утомления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Развитие паркового сервиса.
1.1.История возникновения парков.
1.2.Парковый сервис.
Глава 2. Парковый сервис в условиях глобализации
2.1. Парковый сервис в Европейских странах.
2.2. Парковый сервис в России.

Файлы: 1 файл

Парковый сервис в условиях глобализации.docx

— 96.65 Кб (Скачать файл)

Сохранившиеся памятники  садово-паркового искусства (сады, парки  и прочие объекты) требуют самого бережного отношения при их использовании  и научно обоснованного подхода  к их восстановлению.

Каждый дворцово-парковый ансамбль представляет собой объёмно-пространственную композицию, построенную по определенному  замыслу со всеми стилистическими  особенностями, отвечающими периоду  ее создания. Дворцы, павильоны и  парки являются частями одного целого, взаимно дополняющими друг друга.

Завершенный облик ансамбли приобретали постепенно, так как  от начала строительства и до создания выразительной композиции ансамбля, которую принято называть периодом расцвета, проходило 40—50 лет. В процессе последующего формирования одни ансамбли не подвергались изменениям, принципиально  нарушающим первоначальный замысел, другие же переделывались, дополнялись в  соответствии с требованиями иных стилистических периодов, т. е. испытывали последующие  наслоения. В России устройством парков для развлечения царских особ и придворных начали заниматься только в эпоху правления Петра Первого. В середине XVIII века знаменитый российский ученый-инженер Андрей Нартов изобрел механические катальные горы. Однако популярное во всем мире название «Русские горки» появилось только в XIX веке: своим происхождением оно обязано солдатам армии Наполеона, которые полюбили русскую национальную забаву катания с гор во время похода 1812 года. Тогда же в России было налажено промышленное производство катальных гор - классики аттракционов. Первые механизированные горки со спуском по рельсам в специальных тележках на роликах появились в Нью-Йорке в 1884 году. А уже в 1897 году такой аттракцион был установлен в Японии.

  Во второй половине XIX в. численность развлекательных парков выросла и они превращаются в коммерческие предприятия.

В Петербурге популярным местом развлечения являлся Демидов  сад, возникший на месте бывшего  Нарышкинского сада, где в 1881 г. купцами Д.А. Поляковым и Г.А. Александровым был создан увеселительный центр «Аркадия». В саду играли оркестры, ставились не только костюмированные шествия, но и большие представления с использованием природного ландшафта. В ноябре 1882 г. открылся зимний сад с водопадом, фонтаном. На первом этаже располагался ресторан с бассейном, на втором этаже – эстрада. К 1900 г. в Петербурге насчитывалось уже около десятка увеселительных садов, что вызывало между ними жесткую конкуренцию и порождало стремление у их владельцев придать своему заведению «свое лицо», отличавшее его от садов конкурентов.

В Москве местами общественного  отдыха являлись Сокольники, Марьина  роща, Новинский бульвар, Девичье  поле, Нескучный сад, Петровский парк за Тверской заставой. С 30-х гг. и  до конца XIX в. в районе Божедомки  действовал увеселительный сад с  беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами, который  в 1850-е гг. получил название «Эрмитаж».

Развлекательные парки стали  организовываться не только в Петербурге и Москве, но и в провинции. Появляются они и в Сибири. Томичи помнят золотопромышленника Ф.А. Горохова, устроившего в 1840-х гг. рядом со своим домом «волшебный сад», в  котором были построены китайские  беседки, гроты, прорыты каналы, по которым  плавали фантастические гондолы. Здесь  также имелась богатая иллюминация, играла музыка, на крытых террасах шли  танцы. В саду с большой помпой отмечались праздники, на которые стекалось  все население города. С 1828 г. существовал городской сад в Красноярске, созданный по распоряжению первого енисейского губернатора А.П. Степанова. «Путеводитель по всей Сибири и среднеазиатским владениям России» за 1895 год называл его лучшим не только в Сибири, но и Европейской России. В выходные и праздничные здесь играл духовой оркестр, устраивались народные гулянья, встречи по интересам. С 1906 г. в Новониколаевске действовал городской сад, носивший звучное название «Альгамбра». На его территории размещался закрытый летний театр, открытая сцена, ресторан, дом-читальня и аттракционы. Здесь выступали многие известные артисты русского драматического искусства, певцы, музыканты, театральные труппы и ансамбли. В саду постоянно играл духовой оркестр, устраивались празднования, народные гуляния, юбилеи и фейерверки.

После 1917 г. парки становятся частью государственной системы учреждений культуры. Главными отличительными чертами деятельности парков нового типа стали массовость посещений, общедоступность и комплексность обслуживания.

В отличие от дореволюционных  частных парков, деятельность которых  носила в основном развлекательный  характер, основной идеей в деятельности парков культуры и отдыха было сочетание нескольких функций: отдыха, оздоровления и, самое главное, культурного и идеологического воспитания советского человека. В этом смысле деятельность советских парков в значительной мере обогатила и развила концепцию массового отдыха, так как отдых стал рассматриваться как система активных форм досуга и разнообразия культурных занятий.

В СССР парковый бум начался  в конце 1920-х годов прошлого столетия, но длился недолго. Вторая мировая война  надолго прервала мировое развитие индустрии аттракционов. Даже спустя десятилетие после ее окончания, когда в 1955 году Уолт Дисней обратился  к деловым партнерам с просьбой о крупном займе в 100 000 долларов на строительство парка аттракционов для семейного отдыха, он везде  получил отказ.

Самый известный многопрофильный  парк в России — Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького, расположенный в Москве. Он был основан в 1928 г. на месте полузаброшенного городка, построенного к первой отечественной Сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Проектирование принципиально нового «очага культуры» доверили известному авангардисту-конструктивисту К. Мельникову. Многое в истории парка было сделано впервые: прошел первый в стране карнавал, был создан первый Зеленый театр, «Остров танцев», трамплин для прыжков на лыжах, комплексный детский городок, техникум культмассовиков-затейников, клубы и объединения по интересам и др. Посетители парка организованно разучивали упражнения утренней зарядки и песни советских композиторов, слушали лекции, которые прямо на аллеях парка читали знаменитые профессора, соревновались в беге в мешках, прыгали с парашютной вышки. В предвоенную пору парк часто становился местом проведения выставок. Здесь демонстрировались новинки железнодорожной техники и был проложен первый монорельс, действовала детская железная дорога.

В 1932 г. — к 40-летию общественной и литературной деятельности Максима Горького — ЦПКиО было присвоено имя «буревестника революции». Территорию парка расширили за счет Нескучного сада, а для перспективного развития зарезервировали Ленинские горы и даже заболоченный в то время район Лужников на противоположном берегу Москвы-реки. Грандиозный проект предусматривал строительство Палеонтологического парка-музея на месте современного Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Со смотровой площадки Ленинских гор должен был открываться вид на Лужники, превращенные в ожившую карту мира. Там, по замыслу проектировщиков, по рукотворным морям и океанам между континентами с образцами ландшафтов и уменьшенными моделями известных достопримечательностей должны были плавать лодки с отдыхающими, а по воздуху — проноситься вагончики канатной дороги через реку и прогулочные дирижабли с педальным приводом. Если бы проект был реализован, ЦПКиО имени Горького стал бы первым тематическим парком в мире, на 20 лет опередив появление американского «Диснейленда».

В середине 1950-х годов  была произведена реконструкция  парка, в результате чего парк получил  монументальную ограду из чугунного  литья на мощном гранитном цоколе и величественный центральный вход в виде Триумфальных ворот со стороны  Крымского вала (архитектор Ю. В. Щуко). За годы своего существования парк сделался традиционным местом массовых празднеств, карнавалов, народных гуляний, своеобразным «зеленым клубом» столицы. 
К 800-летию образования Москвы указом Президиума Верховного Совета СССР Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького награжден орденом Ленина «За образцовую работу по культурному обслуживанию населения столицы». 
В апреле 2011 года в Парке началась реконструкция. Демонтированы многочисленные палатки, павильоны и ларьки, а также аттракционы. Вход в ЦПКиО им. М. Горького стал бесплатный. 
Вместе с Правительством Москвы предстоит определить новые пути развития легендарного парка, где планируют разместить центр современного искусства, концертный комплекс, спортивную, ресторанную и пешеходную туристическую зоны. 
Проект реконструкции будет детально разработан к 2012 году: исторического облика парк при этом не утратит, а будет лишь наведен порядок. Коммуникации обновят, здания и объекты культурного наследия отреставрируют, так как реконструкция парка — чисто социальный и имиджевый проект. 
Объекты культурного наследия на территории произведения садово-паркового искусства «Центральный парк культуры отдыха им. М. Горького»: 
– Нескучный сад (63,03 га) — часть Усадьбы «Нескучное», конец ХVIII в. – начало ХIХ в. 
– Летний домик у реки — 1793–1807 гг. 
– Ванный домик у пруда — 1797–1807 гг. 
– Павильон «Шестигранник», бывший павильон «Механизация» на 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, 1923 г., арх. И. В. Жолтовский, В. Д. Кокорин, М. П. Парусников. 
– Главный вход (пропилеи, циркумференции) с металлической оградой (ковка, литье) в каменных столбах и Ленинской площадью перед Главным входом, 1955 г., арх. Ю. В. Щуко, А. Спасов, инж. Л. Шойхет. 
– Здание общественного туалета, арх. А. В. Власов, 1930-е гг. 
– Розарий с фонтаном, середина 1930-х гг. (восстановлен в 1950 гг., арх. А. В. Власов, И. В. Долганов. 
– Беседка имени 800-летия Москвы с партером и фонтанами, 1947 г., арх. С. Я. Иконников, скульптор А. Котихин. 
– Фонтан, 1950-е гг. 
– Гранитная набережная Москвы-реки, (1930-е гг., арх. А. В. Власов, В. И. Долганов), с лодочными пристанями, каменным парапетом. 
– Голицынская больница (архитектурный комплекс XVIII–XIX вв.). 
– Обсерватория. 
Шестигранник. Построен в 1923 году (архитекторы И. В. Жолтовский, В. Д. Кокорин, М. П. Парусников). Это бывший павильон «Механизация» на первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. В 1925 году в нем демонстрировались машины, приехавшие на крупную автомобильную выставку. Пора расцвета ресторана «Шестигранник» (со столиками во внутреннем дворике вокруг фонтана) пришлась на 1930-е годы. В конце 1940-х гг. – начале 1950-х гг. в павильоне размещалась небольшая фабрика по производству лимонада (для чего использовалась только лимонная цедра, а обесшкуренные там лимоны продавались за копейки), затем — склады паркового инвентаря и столовая для работников ЦПКиО. В конце 1950-х гг. – начале 1960-х гг. в одном из павильонов была открыта танцплощадка. К настоящему моменту от него остались только стены. Реставрация «Шестигранника» началась в 2011 году. Планируется, что в это здание переедет Центр современной культуры «Гараж». 
Детская железная дорога. В 1932 г. в Детском городке ЦПКиО им. М. Горького была открыта первая железная дорога протяженностью 528 м. На обоих концах дороги имелось по одной тупиковой станции, а на главной станции — депо и собственная электроподстанция. На линии курсировал трехвагонный электропоезд, получавший питание от контактной сети. 
Девушка с веслом. Культовое произведение садово-парковой скульптуры «Девушка с веслом» скульптора Ивана Шадра была установлена в ЦПКиО им. М. Горького в 1935 году в центре фонтана. Затем скульптуру отправили в аналогичный парк в г. Луганске, а И. Шадр в 1936 году сделал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Она была разрушена при бомбежке в 1941 году. В 2011 году скульптура «Девушка с веслом» — культурный и спортивный символ эпохи 1940-х годов стал символом международной регаты «Золотые весла Санкт-Петербурга». Среди основных установок советских парков была комплексность обслуживания, которая предполагала объединение в парковых мероприятиях самых различных направлений воспитательной работы и видов деятельности. Эта особенность делала парки своеобразными «комбинатами культуры», сочетающими массовую, научно-популярную, художественно-зрелищную и физкультурно-оздоровительную работу, рассчитанную на охват в течение круглого года десятков и сотен тысяч трудящихся». В годы первых пятилеток парки стали традиционным местом проведения физкультурных парадов и праздников, агитпробегов и эстафет, массовых кроссов и заплывов. Особую роль сыграли парки культуры и отдыха в развитии зимних видов спорта. В 1931 г. ЦПКиО в Москве стал первым в мире парком, в котором работали зимние аттракционы, где тысячи людей могли заниматься конькобежным и лыжным спортом, кататься с ледяных и снежных гор, на финских санях или просто гулять по красивым иллюминированным аллеям среди запорошенных снегом кустов и деревьев. На катках ЦПКиО им. Горького в Москве могли в течение дня побывать 15–20 тыс. человек. В 1937 г. Сокольники стали первым парком в СССР, где в зимнем оформлении были использованы ледяные и снеговые скульптуры на темы русских былин и сказок.

Помимо проведения сугубо парковых мероприятий парки являлись местом проведения массовых праздников. Еще до революции в них устраивались народные гуляния, приуроченные к знаменательным церковным или государственным  датам, а в советское время  проведение праздников в парках было поставлено на регулярную основу, тем  более, что парки культуры и отдыха изначально проектировались в расчете  на обслуживание многотысячного населения  и располагали площадями и  помещениями для массовых митингов и собраний, стадионами, площадками и многочисленными эстрадами  для зрелищ. В середине 1930-х гг. получают распространение такие  формы проведения праздника как  карнавал и маскарад – костюмированный  вечерний праздник. Несмотря идеологическую окраску, проведение карнавалов и маскарадов стало возрождением традиций, уходящих корнями в далекое прошлое.

Наряду с проведением  массовых праздников, культурно-политической, оздоровительной и физкультурной  работой, одним из важнейших направлений  деятельности советских парков культуры и отдыха была организация развлечений  населения. В 1930-е гг. к парковым развлечениям относились: шашки, шахматы, домино, настольные игры, бильярд, кегли, карусель, качели, «гигантские шаги», американские горы, вертикальное колесо, комнаты смеха  и другие аттракционы, подвижные  игры и танцы. Механические аттракционы  стали появляться в парках лишь после  войны. Настоящие заводские аттракционы  стали выпускаться в 1950-х гг., когда  начал действовать завод «Аттракцион» в Ейске. Самыми первыми аттракционами, появившимися в 1956 г., стали карусель «Воздушная», «Виражные самолеты», качели «Мертвая петля», а также «Колесо обозрения», которое стало первым образцом подобных аттракционов, серийно освоенных нашей промышленностью. Известные всем аттракционы «Скачущие лошадки» появились в 1965 г., автодром и детская железная дорога – в 1967, «Ромашка» – в 1968 г.

Серийный выпуск аттракционов открыл новый качественный этап в  деятельности парков культуры и отдыха, сделав их предшественниками современных  парков развлечений, где эксплуатация аттракционов является основным видом  деятельности и источником дохода.

Являясь «детищем» советской  эпохи, парки культуры и отдыха разделили  с ней ее судьбу, впитав все преимущества и недостатки этой системы. Среди  преимуществ парков можно назвать: отдых на природе без выезда за пределы города, его доступность  для всех слоев населения; приобщение к культуре и спорту широкого круга  людей; проведение массовых городских  праздников; возможность отвлечься  от повседневных проблем, покататься на аттракционах. К недостаткам относилась излишняя заидеологизированность многих мероприятий, выполнение планов в ущерб качеству мероприятий, слабая материально-техническая база, небольшое разнообразие услуг, предоставляемых парками. Несмотря на это, парки культуры и отдыха за свой «советский период» жизни являлись одним из любимейших мест отдыха советских людей, превратились в символ эпохи, о котором сегодня многие вспоминают с ностальгией.

1991 год стал переломным  для истории России. В стране  сменился не только политический  строй, но и экономический уклад,  что повлекло за собой глубокие  перемены в социальной и культурной  сферах жизни общества. В 1991 г. ПКиО из разряда культурных объектов были переведены в разряд имущества и переданы в полное хозяйственное владение местным муниципальным властям. Был ликвидирован отдел парков в Министерстве культуры, занимавшийся исключительно их проблемами. «Выпадение» парков из сферы государственных интересов привело к негативным последствиям: с одной стороны, территории парков стали застраиваться посторонними объектами, не имеющими отношения к ним, а с другой стороны, многие парки оказались заброшенными и превратились в объект вандализма. В связи с этим в 1990-х гг. количество парков культуры и отдыха стало постепенно сокращаться. Так, если в 1994 г. на территории России насчитывалось 625, то в 1995 – уже 603 парка, а в 1996 г. – 578. В справочнике «Учреждения культурно-досугового типа Российской Федерации» за 2004 г. содержатся данные только о 482 парках.

Поиски путей выхода из кризиса продолжались примерно до конца 1990-х гг. Многие парки по-прежнему оставались муниципальными объектами, пытаясь выжить на дотации из бюджета  и с помощью хозрасчетной деятельности. Другие парки время от времени  к каким-нибудь праздникам получали от городов «подачки» в виде нового оборудования. Наконец, в некоторые  парки стали приходить частные  инвесторы, которые на базе сохранившихся  объектов (в основном, аттракционного хозяйства) пытались сделать их прибыльным предприятием.

Первые частные парки  развлечений стали появляться в  Москве и ряде других крупных городов, а также на курортах юга России. Поначалу это были просто площадки, на которых устанавливались аттракционы. Затем владельцы постепенно переходили к созданию полноценных парков с  благоустроенной территорией и  необходимой инфраструктурой. Однако по сей день вопрос о передаче земли  под парками в частную собственность  остается нерешенным, и новые парки  создаются на арендованных у города площадках. Это является серьезным  препятствием для инвестирования средств  в развитие парков, поэтому основные средства вкладывались и продолжают вкладываться именно в оборудование (аттракционы).

Одним из главных преимуществ, которые современные парки «унаследовали» от своих предшественников, является их местонахождение в городах, в  зоне досягаемости для большинства  горожан (а не между населенными пунктами, как в Америке и Европе), а также то, что они продолжают оставаться массовыми и доступными местами отдыха (вход во многих парках по-прежнему остается свободным).

Информация о работе Парковый сервис в условиях глобализации