Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:11, курсовая работа
Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии. Самоназвание населения, проживавшего в VI — II вв. до н.э. на территории Горного Алтая, остается неизвестным. Поэтому в работе используются термины "пазырыкская культура" и "пазырыкцы"(по названию одного из самых известных памятников), принятые для обозначения ниженазванной общности людей.
Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), причисляемая к "скифскому кругу", основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае. Носители этой культуры обитали на смежных территориях Казахстана, Республики Алтай и Монголии. Самоназвание населения, проживавшего в VI — II вв. до н.э. на территории Горного Алтая, остается неизвестным. Поэтому в работе используются термины "пазырыкская культура" и "пазырыкцы"(по названию одного из самых известных памятников), принятые для обозначения ниженазванной общности людей.
Пазырыкская культура Горного Алтая исследуется уже более 100 лет, если считать началом ее изучения открытие В.В.Радловым Берель-ского и Катандинского курганов с "замерзшими" могилами в 1865 г.
К настоящему времени определены хронологические
и территориальные рамки существования
пазырыкской культуры, изучены ее погребальные
памятники, предметы материальной культуры
и искусство.
Народы горного Алтая изучались ещё в XIII веке, даосским монахом Чан Чунем. Он оставил несколько строк посвящённых скотоводам азиатских горных пасдбищ, буквально вторящие словам, сказанным через семь веков II. М. Пржевадьским; «Куда бы взор не достигал, не видно конца горам и рекам, ветер и туман беспрерывны, и реки вечно текут. Для чего Творец, образуя вселенную, в этих странах повелел людям пасти коней и коров? Они пьют кровь, едят шерсть, как и глубокой древности; носят высокие шапки и связывают волосы различно от Китая. Святые мудрецы не могли завещать им письменного образования, и они целые века живут беспечно, довольствуясь сами собой» (см. |См К) Цзи, 1995, г. 3011).
Обширен круг публикаций, посвященный
тем или иным сюжетам, вопросам, проблемам,
связанным с пазырыкской культурой,
ее искусством. Отметим основные направления
исследований в этой области: работы Л.Л.Барковой,
посвященные анализу образов животных
и птиц в пазырыкском искусстве [1987, с.5
- 30, 1990, с.55 - 67, 1995, с.60 -70], на эту же тему
писали F.Hancar [1952], G.Azarpay [1959, р.313 -339], E.Jacobson
[1993, p.58 - 75]; серия публикаций А.С.Суразакова
по семантике пазырыкского искусства
и вопросам социальной стратификации
пазырыкского общества [1983, с.72 - 87; 1986, с.З
— 34; 1988, с.З - 31; 1992а, с.49 - 53; 19926, с.48 - 56]; работы
В.А.Кочеева, посвященные предметам вооружения
и воинскому делу пазырыкцев 1987, с.55 - 65;
1988, с.145 - 162; 1990, с.105 - 118; 1992, с.46 – 49.
15 апреля 1652, в Великий четверг, умер Патриарх Иосиф. «Ревнители» предложили сан патриарха Стефану Вонифатьевичу, но тот отказался, видимо, понимая, кого хотел видеть на патриаршем престоле Алексей Михайлович.
В начале июля 1652 года в Москву были доставлены мощи святого митрополита Филиппа из Соловецкого монастыря — инициатором перенесения мощей в столицу был Новгородский митрополит Никон, который получает предложение царя Алексея Михайловича о замещении патриаршего престола перед гробницею святителя.
25 июля 1652 года Никон был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись «послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго».
Одним из направлений деятельности патриарха Никона было основание в России монастырей. В 1653 году на острове Валдайского озера были построены первые деревянные строения Иверского монастыря. В 1655 был заложен каменный Успенский собор.
В 1656 году Никон добивается у царя разрешение на основание на Кий-острове монастыря, известного сейчас как Онежский Крестный монастырь. Строительством первых сооружений на острове с 1656 по 1659 гг. руководили старцы Нифонт Теребинский и Исаия, а также стольник Василий Парамонович Поскочин — доверенные лица Никона. В том же 1656 году патриархом Никоном был основан Новоиерусалимский монастырь, который замышлялся как подмосковная резиденция патриархов. Монастырь был построен на землях села Воскресенское. По замыслу Никона, он в будущем должен был стать центром православного мира.
После опалы Никона в 1658 году все три монастыря были закрыты, строительство прекращено.
Молодой царь Алексей Михайлович почитал патриарха Никона, доверял его советам в делах государственного управления, а во время войн с Речью Посполитой (1654—1667) и длительного своего отсутствия оставлял патриарха де-факто во главе правительства. Повелением царя к титулу патриарха «Великий Господин» был добавлен царский титул «Великий Государь». Такое положение вызывало зависть и недовольство как бояр, не желавших терять возможность влиять на царя в своих, подчас корыстных, интересах, так и многих духовных лиц, в частности, бывших членов кружка «ревнителей благочестия».
Патриарх Никон выражал
В результате вмешательства светского
правительства в церковные
В 1660 году на созванном в Москве Соборе было постановлено лишить Никона архиерейства и даже священства; однако суд не состоялся, так как дело было решено передать на суд восточных патриархов, по совету никоновского монаха-справщика Епифания Славинецкого и архимандрита Полоцкого Богоявленского монастыря Игнатия Иевлевича. Такое же решение вопроса рекомендовал царю впоследствии и бывший епископ Иерусалимской церкви Паисий Лигарид, который не принимал явного участия в Соборе, хотя был приглашён патриархами к тайному совещанию и выступал в роли переводчика для восточных патриархов.
Приглашённые ещё в 1662 году патриархи долгое время не находили возможным прибыть в Москву. Наконец, в ноябре1666 года открылся так называемый Большой Московский собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном.
Идеологическая база и документы Соборов 1666—1667 годов, важнейшим предметом рассмотрения которых было окончательное обсуждение неприемлемых для сторонников «старой веры» «никонианских» богослужебных реформ, разрабатывались учёным монахом «латинского» толка Симеоном Полоцким, Паисием Лигаридом и архимандритом Афонского Иверского монастыря Дионисием, проживавшим в Москве с 1655 по 1669 год.
12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Царь не пришёл на заседание Собора. Никон был лишён не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
1Цели реформы:
За образец были взяты греческие правила и обряды. Патриарх начал проводить реформы сразу после вступления на патриарший трон.
Перед Великим постом 1653 года Никон предписал совершать крестное
зна́мение тремя перстами, что процедурно было
не вполне корректно, ибо двоеперстие
в Московской Церкви было закреплено актом
Стоглавого Собора 1551 года. Далее Никон опирался на авторитет
соборов и мнение восточных патриархов.
Собор 1654 года положил начало делу согласования московских
книг с греческими. Определения сего Собора
были рассмотрены и утверждены на Константинопольском
Соборе того же года под председательством Патриарха Па
Укоренённость как в народе, так и среди
значительной части священства мнения
о «превосходстве» русского благочестия
над греческим, а московского — над киевским,
которая появилась в Северо-Восточной
Руси после падения Константинополя, ополячивания
Патриарх Никон стал вводить
в русскую церковь новые
Патриарх Никон вступил на московский
патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения
в патриархи он сблизился с царем Алексеем
Михайловичем. Вместе они и задумали переделать
русскую церковь на новый лад: ввести в
ней новые чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила
на греческую церковь, которая давно уже
перестала быть вполне благочестивой.
Гордый и самолюбивый, патриарх Никон
не имел большого образования. Зато он
окружил себя учеными украинцами и греками,
из которых наибольшую роль стал играть
Арсений Грек, человек весьма сомнительной
веры. Воспитание и образование он получил
у иезуитов; по прибытии на Восток он принял
магометанство, затем снова примкнул к
православию, а потом уклонился в католичество.
Когда он появился в Москве, его отправили
в Соловецкий монастырь как опасного еретика.
Отсюда и взял его Никон к себе и сразу
сделал главным помощником в церковных
делах. Это вызвало большой соблазн и ропот
в среде верующего русского народа. Но
возражать Никону было нельзя. Царь предоставил
ему неограниченные права в делах церкви.
Никон, ободренный царем, делал что хотел,
ни с кем не советуясь. Опираясь на дружбу
и власть царскую, он приступил к церковной
реформе решительно и смело.
Никон имел характер жестокий и упрямый,
держал себя гордо и недоступно, называя
себя, по примеру римского папы, «крайним
святителем», титуловался «великим государем»
и был одним из самых богатых людей России.
К архиереям он относился надменно, не
хотел их называть своими братьями, страшно
унижал и преследовал остальное духовенство.
Все страшились и трепетали перед Никоном.
Историк Ключевский называет Никона церковным
диктатором.
В старину не было типографий, книги переписывали
Совсем иначе повелось исправление при
патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было
решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним
славянским, на самом же деле исправление
производилось по новым греческим книгам,
напечатанным в иезуитских типографиях
Венеции и Парижа. Об этих книгах даже
сами греки отзывались как об искаженных
и погрешительных.
Таким образом, деятельность Никона и
его единомышленников свелась не к исправлению
древних книг, а к их изменению, а точнее
говоря, - к порче. За изменением книг последовали
и другие церковные нововведения.
Наиболее важными изменениями и нововведениями
были следующие:
1. Вместо двоеперстного крестного знамения,
которое было принято на Руси от греческой
православной церкви вместе с христианством и которое является
частью святоапостольского предания,
было введено троеперстие.
2. В старых книгах, в согласии с духом славянского
языка, всегда писалось и выговаривалось
имя Спасителя «Исус», в новых книгах это
имя было переделано на грецизированное
«Иисус».
3. В старых книгах установлено
во время крещения, венчания и
освящения храма делать
4. В старых книгах, в Символе Веры (VIII член),
читается: «И в Духа Святаго Господа истиннаго
и животворящаго», после же исправлений
слово «истиннаго» было исключено.
5. Вместо «сугубой», т. е. двойной аллилуйи,
которую творила русская церковь с древних
времен, была введена «трегубая» (тройная)
аллилуйя.
6. Божественную литургию в Древней Руси
совершали на семи просфорах, новые «справщики»
ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры
исключили.
Приведенные примеры показывают, что Никон
и его помощники дерзко посягнули на изменение
церковных установлений, обычаев и даже
апостольских преданий русской православной
церкви, принятых от греческой церкви
при крещении Руси.
Эти изменения церковных узаконений, преданий
и обрядов не могли не вызвать резкий отпор
со стороны русских людей, свято хранивших
древние святые книги и предания.
Кроме самого факта изменения древних
книг и обычаев церковных, резкое сопротивление
в народе вызвали те меры, с помощью которых
патриарх Никон и поддерживающий его царь
насаждали эти нововведения. Жестоким
гонениям и казням подвергались русские
люди, совесть которых не могла согласиться
с церковными нововведениями и искажениями.
Многие предпочитали умереть, чем предать
веру своих отцов и дедов.
Патриарх Никон начал свои реформы с отмены
двоеперстного сложения. Вся русская церковь
творила тогда крестное знамение двоеперстием:
три пальца (большой и два последних) складывали
православные христиане во имя Святой
Троицы, а два (указательный и великосредний)
во имя двух естеств во Христе - божеского
и человеческого. Так складывать пальцы
для выражения главных истин православной
веры учила и древняя греческая церковь.
Двоеперстие идет с апостольских времен.
Святые отцы свидетельствуют, что и Сам
Христос благословлял своих учеников
именно таким перстосложением. Никон же
отменил его. Он сделал это самовольно,
без соборного решения, без согласия церкви
и даже без совета с каким-либо епископом.
В то же время он приказал знаменоваться
троеперстием: складывать первые три перста
во имя св. Троицы, а два последние «иметь
праздными», т. е. ими ничего не изображать.
Христиане говорили: новый патриарх упразднил
Христа.
Троеперстие было явным новшеством. Оно
незадолго до Никона появилось у греков,
они же привезли его и в Россию. Ни один
святой отец и ни один древний собор не
свидетельствуют о троеперстии. Поэтому
русские люди не хотели его принимать.
Кроме того, что в нем не изображаются
два Христова естества, еще и неправильно
изображать на себе крест тремя перстами
во имя св. Троицы, не исповедуя в них человеческого
естества Христа. Выходит, будто св. Троица
была распята на кресте, а не Христос по
своему человечеству. Но Никон ни с какими
доводами не думал считаться. Воспользовавшись
прибытием в Москву антиохийского патриарха
Макария и других иерархов с Востока, Никон
предложил им высказаться в пользу нового
пер стосложения. Они написали следующее:
«Предание прияхом с начала веры от святых
апостол и святых отец, и святых седьми
соборов творити знамение честнаго креста
тремя первыми перстами десныя руки. И
кто от христиан православных не творит
крест тако, по преданию восточныя церкви,
еже держа с начала веры даже до днесь,
есть еретик и подражатель арменов. И сего
ради имамы его отлучена от Отца и Сына
и Св. Духа, и проклята». Подобное осуждение
сначала было провозглашено в присутствии
множества народа, затем изложено письменно
и напечатано в изданной Никоном книге
«Скрижаль». Как громом поразили русский
народ эти безрассудные проклятия и отлучения.
Русский благочестивый народ, вся русская
церковь не могли согласиться с таким
крайне несправедливым осуждением, провозглашенным
Никоном и его единомышленниками - греческими
архиереями, тем более, что они говорили
явную неправду, будто бы и апостолы, и
св. отцы установили троеперстие. Но Никон
не остановился на этом. В книге «Скрижаль»
к только что приведенным он добавил новые
осуждения. Он дошел до того, что стал хулить
двоеперстие как якобы заключающее в себе
страшные «ереси и нечестие» древних еретиков,
осужденных вселенскими соборами (ариан
и несториан).
В «Скрижали» преданы проклятию и анафеме
православные христиане и за то, что исповедуют
в символе веры Духа Святого истинным.
В сущности, Никон и его помощники проклинали
русскую церковь не за ереси и погрешности,
а за совершенно православное исповедание
веры и за древние церковные предания.
Эти действия Никона и его единомышленников
сделали их в глазах русского благочестивого
народа еретиками и отступниками от святой
церкви.