Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 13:02, доклад
основные периоды культуры,их временные рамки,описания идеологии и культурных особенностей.
Просвящение
Просвещение представляет собой
не только историческую эпоху в развитии
европейской культуры, но также мощное
идейное течение, основанное на убеждении
в решающей роли разума и науки
в познании «естественного порядка»,
соответствующего подлинной природе
человека и общества
Просветители выступали поборниками равенства
всех перед законом, права каждого на обращение
в высшие органы управления, лишения Церкви
светской власти, неприкосновенности
собственности, гуманизации уголовного
права, поддержки науки и техники, свободы
печати, аграрной реформы и справедливого
налогообложения. Краеугольным камнем
всех просветительских теорий была вера
во всесилие разума.
Важнейшими представителями культуры
Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо,
Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во
Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э.
Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, ф. Шиллер
в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон
в США, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев в России.
В разных странах эпоха Просвещения наступила
не в одно и то же время. Первой в новую
эру вступила Англия — в конце XVII века.
В середине XVIII века центр нового мышления
переместился во Францию. Просвещение
явилось завершением мощного революционного
всплеска, захватившего ведущие страны
Запада. Правда, то были мирные революции:
промышленная — в Англии, политическая
— во Франции, фи-лософско-эстетическая
— в Германии. За сто лет — с 1689 по 1789 год
— мир изменился до неузнаваемости.
Великая промышленная революция в Англии
и Великая французская революция послужили
провозвестником нового порядка вещей,
при котором движущей силой развития общества
выступают научные и культурные идеи,
а главным субъектом исторических преобразований,
его зачинщиком является интеллигенция.
С тех пор ни одного крупного события в
Европе не проходило без руководящей роли
или непосредственного участия именно
этого слоя населения Просвещение создало
новый тип людей — интеллигентов, людей
науки и культуры Они рекрутировались
из всех слоев общества, но прежде всего
из третьего сословия, вышедшего на арену
истории и заявившего о себе и в искусстве.
Утверждение просветительных идей шло
во многом от имени этого сословия.
Успехи Просвещения стали возможными
только потому, что на историческую сцену
вышла еще одна мощная социальная сила
— класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной
истории Европы двойственную роль: с одной
стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды
людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных,
выступила основным спонсором культуры,
с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала
интеллигенции свои узкоутилитарные,
приземленные цели и идеалы, которым часто
приходилось соответствовать интеллигенции.
Иными словами, буржуазия поддерживала
и приземляла культуру одновременно. Завершилось
все это тем, что на исторической сцене
появился новый тип культуры — массовая
культура, которую нередко именуют вульгарной,
пошлой, буржуазной. Но иначе и быть не
могло: аристократия и дворянство давно
уже имели свою собственную культуру —
высокую культуру, еще раньше народ создал
свою форму культуры, народную, и только
буржуазия оставалась не у дел. Таким образом,
можно считать, что завершением эпохи
Просвещения явилось, с культурологической
точки зрения, возникновение массовой
культуры. Ее следует считать низшим слоем
буржуазной культуры.
В своих высших проявлениях буржуазная
культура в XVIII столетии выразила себя
через научную идеологию. В философии
Просвещение выступало против всякой
метафизики, способствуя развитию естествознания
и вере в социальный прогресс. Эпоху Просвещения
называют еще именами великих философов:
во Франции — веком Вольтера, в Германии
— веком Канта, в России — веком Ломоносова
и Радищева.
Эпоха Просвещения явилась важнейшим
поворотным пунктом в духовном развитии
Европы, повлиявшим практически на все
сферы жизни. Просвещение выразило себя
в особом умонастроении, интеллектуальных
склонностях и предпочтениях. Это прежде
всего цели и идеалы Просвещения — свобода,
благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие,
веротерпимость и др., а также знаменитое
вольнодумство, критическое отношение
к авторитетам всякого рода, неприятие
догм — как политических, так и религиозных.
Просветители происходили из разных классов
и сословий: аристократии, дворян, духовенства,
служащих, представителей торгово-промышленных
кругов.
В каждой стране просветительское движение
носило отпечаток национальной самобытности.
В Англии философская программа Просвещения
была сформулирована философом Джоном
Локком (1632—1704), провозгласившим свод
неотчуждаемых прав человека: права на
жизнь, свободу и собственность.
Отвергая существование врожденных идей,
он утверждал, что все человеческое знание
проистекает из опыта, а в воспитании решающим
фактором выступает среда.
Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс (1588—1679)
увидел в геометрии и механике идеальные
образцы научного мышления, а на природу
смотрел как на совокупность протяженных
тел, различающихся величиной, фигурой,
положением, а не как на вместилище божественного
разума.
Немалая заслуга в развитии нового взгляда
на мир принадлежит шотландскому философу,
историку, экономисту и публицисту Дэвиду
Юму (1711 — 1776), обновившему науку о нравственности.
По Юму, этика занимается мотивами поступков,
которые в конечном итоге обусловливаются
психологическими особенностями людей.
Шотландия дала миру и другого великого
мыслителя — экономиста Адама Смита (1723
— 1790), заложившего основы классической
политэкономии.
Просвещение во Франции связано с именами
Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля
Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др.
Французский просветитель, правовед и
философ Монтескье (1689
— 1755) страстно выступал против абсолютизма,
стремился вскрыть причины возникновения
того или иного государственного строя,
анализировал различные формы государства
и формы правления. Его теория «разделения
властей» оказала большое влияние на развитие
конституционной мысли XVIII — XX веков.
Великий французский мыслитель, писатель
и публицист Вольтер (1694 — 1778) выступал
против абсолютной монархии и феодально-клерикального
мировоззрения, его идеи сыграли большую
роль в подготовке умов к Великой французской
революции. Его роль в Просвещении определялась
не столько политическими взглядами, сколько
духом сомнения и скептицизма, который
способствовал формированию молодого
поколения вольнодумцев. На литературном
поприще Вольтер проявил себя во всех
жанрах — в трагедии, стихах, исторических
сочинениях, философских романах, сатирических
поэмах, политических трактатах и статьях.
Целый этап просветительского движения
Франции связан с именем великого французского
писателя и философа Ж.-Ж. Руссо (1712—1778).
В «Рассуждениях о науках и искусствах»
(1750) Руссо впервые сформулировал главную
тему своей социальной философии — конфликт
между современным обществом и человеческой
природой. Он утверждал, что хорошие манеры
не исключают расчетливого эгоизма, а
науки и искусства удовлетворяют не коренные
потребности людей, но их гордыню и тщеславие.
В педагогическом романе «Эмиль, или о
Воспитании» (1762) Руссо обрушился на современную
систему воспитания, упрекая ее за недостаток
внимания к внутреннему миру человека,
пренебрежение к его естественным потребностям.
В форме философского романа Руссо изложил
теорию врожденных нравственных чувств,
главным из которых он считал внутреннее
сознание добра. Задачей воспитания он
провозгласил защиту нравственных чувств
от разлагающего влияния общества.
В сочинениях «Рассуждение о начале и
основаниях неравенства...» (1755), «Об общественном
договоре» (1762) Руссо выступал против социального
неравенства и деспотизма властей. Государство,
согласно Руссо, может возникнуть только
в результате договора свободных людей.
Заключая общественный договор, люди поступаются
частью своих суверенных прав в пользу
государственной власти, охраняющей их
свободу и выражающей их общую волю. Но
если государство перестает следовать
общей воле, оно утрачивает нравственную
основу своего существования. Идеи Руссо
(культ природы и естественности, критика
городской культуры и цивилизации, искажающих
изначально непорочного человека, предпочтение
сердца разуму) оказали влияние на общественную
мысль и литературу многих стран.
Основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии,
или Толкового словаря наук, искусств
и ремесел» (1751—1780), философ-материалист
Дени Дидро (1713— 1784), как и Руссо, был неординарной
личностью. В юности он был религиозен,
часто постился и носил власяницу, а в
1726 году даже стал аббатом. В 1732 году он
получил магистерскую степень на факультете
искусств Парижского университета, подумывал
сделаться адвокатом, но предпочел свободный
образ жизни. Первое время Дидро зарабатывал
переводами. Знакомство с исторической
и философской литературой сделало его
деистом, а затем убежденным атеистом
и материалистом. Вольнодумные сочинения
Дидро послужили причиной его ареста и
заключения в Венсеннский замок (1749). Главным
делом его жизни стала «Энциклопедия».
В начале 40-х годов парижский издатель
А.Ф. ле Бретон решил перевести на французский
язык «Энциклопедию, или Всеобщий словарь
ремесел и наук» англичанина Э. Чемберса.
Но вскоре он и ставшие его компаньонами
Дидро, Д'Аламбер (или аббат Де Гуа) отказались
от публикации слегка измененной версии
английского словаря и стали готовить
самостоятельное издание. Дидро придал
«Энциклопедии» тот размах и полемический
запал, который сделал ее манифестом эпохи
Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Дидро
оставался во главе разросшейся до 28 томов
(17 томов статей и 11 томов иллюстраций)
«Энциклопедии». В ней сотрудничали помимо
Дидро (он написал 6000 статей) и Д'Аламбера
такие титаны Просвещения, как Руссо (написал
390 статей, прежде всего по теории музыки),
Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того,
статьи по конкретным разделам писали
мастера и знатоки своего дела: скульптор
Э.М. Фальконе, архитектор Ж.Ф. Блондель,
грамматики Н. Бозе и С.Ш. дю Марсе, гравер
и рисовальщик Ж.Б. Папийон, естествоиспытатели
Л. Добантон и Н. Демаре, экономист Ф. Кенэ.
Составители «Энциклопедии» получили
название энциклопедистов. Итогом явился
универсальный свод современных знаний.
Кроме работы над «Энциклопедией» Дидро
с 1759 по 1781 г. делал регулярные обзоры по
изобразительному искусству, которые
помещал в «Литературной корреспонденции»
— рукописной газете, рассылавшейся по
подписке просвещенным европейским монархам.
Екатерина II, едва вступив на престол,
предложила Дидро перенести в Россию издание
«Энциклопедии», испытывавшее немалые
трудности во Франции. На протяжении XVIII
века здесь вышли 25 сборников переводов
из «Энциклопедии». В 1773 г. Дидро по приглашению
Екатерины II посетил Россию, был избран
иностранным почетным членом Петербургской
Академии наук, а по возвращении домой
написал ряд сочинений, посвященных перспективам
приобщения России к европейской цивилизации1.
Появлению блестящей плеяды философов-просветителей
предшествовал тот интеллектуальный переворот
в умах европейцев, который совершили
их великие предшественники, прежде всего
французский философ Рене Декарт (1596—1650),
нидерландский Бенедикт Спиноза (1632—1677)
и немецкий Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646—1716). Декарт являлся не только философом,
но и выдающимся ученым — математиком,
физиком и физиологом. Он заложил основы
аналитической геометрии, дал понятия
переменной величины и функции, ввел многие
алгебраические обозначения, сформулировал
закон сохранения количества движения,
дал понятие импульса силы. Декарт считается
автором теории, объясняющей образование
и движение небесных тел вихревым движением
частиц материи (вихри Декарта); ввел представление
о рефлексе (дуга Декарта). Обыденное восприятие
мира Декарт призывал подвергать сомнению,
так как чувства могут быть обманчивы
и лишь разум способен отличить истинное
от мнимого. Именно разум (мышление), по
убеждению ученого, служит исходной основой
всякого познания. Этот вывод Декарт облек
в формулу «Я мыслю, следовательно, я существую»,
— основной постулат рационализма — направления
в теории познания, сторонниками которого
выступили позже Спиноза и Лейбниц.
Согласно воззрениям Спинозы мир — закономерная
система, которая до конца может быть познана
геометрическим методом. Природа, пантеистически
отождествляемая с Богом, — единая, вечная
и бесконечная субстанция, причина самой
себя. Все действия человека включены
в цепь универсальной мировой детерминации.
Его сочинения «Богословско-политический
трактат» (1670) и «Этика» (1677) оказали огромное
влияние на европейскую философию.
Великий немецкий философ Лейбниц представлял
собой универсальный ум, он был первоклассным
математиком, физиком и языковедом, в частности,
он считается одним из создателей дифференциального
и интегрального исчислений. Лейбниц предвосхитил
принципы современной математической
логики («Об искусстве комбинаторики»,
1666). Реальный мир, согласно его учению,
состоит из бесчисленных психических
деятельных субстанций — монад, находящихся
между собой в отношении предустановленной
гармонии; существующий мир создан Богом
как «наилучший из всех возможных миров».
В духе рационализма он развил учение
о прирожденной способности ума к познанию
высших категорий бытия и всеобщих и необходимых
истин логики и математики. По просьбе
Петра I Лейбниц разработал проекты развития
образования и государственного управления
в России.
Философия Просвещения в Германии формировалась
под влиянием Христиана Вольфа
(1679—1754), систематизатора и популяризатора
учения Г. Лейбница. Вольф впервые в Германии
создал систему, охватившую основные области
философского знания. Философ-рационалист
был избран иностранным почетным членом
Петербургской Академии наук (1725). Философия
Вольфа и его школы господствовала в немецких
университетах вплоть до появления «критической
философии» И. Канта.
Родоначальник немецкой классической
философии, профессор университета в Кенигсберге
и иностранный почетный член Петербургской
Академии наук Иммануил Кант (1724— 1804) сформулировал
свою концепцию Просвещения как моральное
и интеллектуальное освобождение индивида.
На раннем этапе он разработал космогоническую
гипотезу происхождения солнечной системы
из первоначальной туманности. В зрелый
период творчества создал «критическую
философию» («Критика чистого разума»,
1781; «Критика практического разума», 1788;
«Критика способности суждения», 1790), где
излагается учение о непознаваемых «вещах
в себе» (объективном источнике ощущений)
и познаваемых явлениях, образующих сферу
бесконечного возможного опыта. Центральный
принцип этики Канта, основанной на понятии
долга, — категорический императив. Учение
Канта об антиномиях теоретического разума
сыграло определяющую роль в развитии
европейской и мировой философии. Специалисты
считают, что Кант произвел настоящую
революцию в философии и социальных науках.
Его современник Готхольд Эфраим
Лессинг (1729—1781) — поэт, драматург,
теоретик искусства, литературный критик,
философ — явился основоположником немецкой
классической литературы. Отстаивая эстетические
принципы просветительского реализма
(«Лаокоон», 1766), Лессинг развивал мысли
о постепенном прогрессе морали, о необходимости
продвижения человеческого рода к высшим
ступеням духа. Он создал первую немецкую
«мещанскую» драму «Мисс Сара Сампсон»
(1755), просветительскую комедию «Минна
фон Барнхельм» (1767).
Огромное воздействие на целую эпоху в
истории культуры Германии и на развитие
европейской культуры в целом оказало
немецкое литературное движение 70—80-х
годов XVIII века «Буря и натиск» («Sturm und
Drang»; название по одноименной драме Ф.М.
Клингера), заявившее о стремлении изменить
моральные и общественные нормы. К нему
принадлежали писатели и поэты Иоганн
Готлиб Гердер (1744—1803), Якоб Михаэль Рейнхольд
Ленц (1751—1792), Фридрих Максимилиан Клингер
(1752—1831), Иоганн Антон Лейзевиц (1752—1806),
Кристиан Фридрих Даниель Шубарт (1739—1791),
Иоганн Генрих Фосс (1751 — 1826), Готфрид Август
Бюргер (1747—1794), Иоганн Фридрих Шиллер
(1759— 1805) и Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832)
и др. Движение «Буря и натиск» противопоставляло
рационализму Просвещения страсть, фантазию
и образность. Оно требовало полной индивидуальной
самореализации и отвергало любое угнетение
Отвергнув нормативную эстетику классицизма,
его представители отстаивали национальное
своеобразие, народность искусства, требовали
изображения сильных страстей, героических
деяний, характеров, не сломленных деспотическим
режимом.
Великий немецкий поэт, драматург и теоретик
искусства Просвещения Фридрих Шиллер
наряду с Г.Э. Лессингом и И.В. Гете явился
основоположником немецкой классической
литературы. Закончив военную школу, он
изучал вначале право, а затем медицину.
Его диссертация называлась «О связи животной
природы человека и его духовности». На
творчество Шиллера-художника огромное
влияние оказала литература Просвещения.
Мятежное стремление к свободе, утверждение
человеческого достоинства выражены уже
в юношеских драмах периода «Бури и натиска»:
«Разбойники» (1781), «Заговор Фиеско» (1783),
«Коварство и любовь» (1784). В 1788 году он
стал профессором истории в Йенском университете.
Познакомившись с Гете, Шиллер переехал
в Веймар на постоянное жительство. Здесь
были изданы и поставлены его льесы «Дон
Карлос», «Мария Стюарт», «Орлеанская
дева». Он является автором теории «эстетического
воспитания» как способа достижения справедливого
общественного устройства. Вдохновенное
поэтическое творчество Фридриха Шиллера
сделало его популярнейшим поэтом XIX века.
Особая роль в становлении немецкого Просвещения
принадлежит великому поэту и писателю
Иоганну Вольфгангу Гете. Он был крупным
мыслителем и естествоиспытателем, иностранным
почетным членом Петербургской Академии
наук (1826), а начинал свой творческий путь
с движения «Буря и натиск». К этому периоду
относится его сентиментальный роман
«Страдания молодого Вертера» (1774), который
принес автору европейскую известность.
В трагедии «Фауст» (1808—1832), итоговом произведении
Гете, созвучном философским и научным
поискам эпохи, с необычайной глубиной
поставлен вопрос о смысле человеческой
жизни, о соотношении научного познания
мира и вечных ценностей бытия. Стремление
к целостному видению мира характерно
и для естественнонаучных трактатов Гете.
Творчество Гете оказало существенное
влияние на многих европейских художников
XIX—XX вв., черпавших в его произведениях
темы, сюжеты, мотивы для собственных книг,
симфоний, кинофильмов.
Век Просвещения проходил в Европе под
знаком научных открытий и философского
осмысления перемен в обществе, которые
должны были принести на-родам свободу
и равенство, уничтожить привилегии Церкви
и аристократии. Открытия XVII века в области
естественных наук подтверждали мысль
о том, что разум и научные методы позволяют
создать истинную картину мира. Казалось,
мир и природа организованы в соответствии
со строгими и абсолютными законами. Вера
в авторитеты уступила место последовательному
скептицизму. Традиционную сословную
структуру общества должна была сменить
новая форма государства, основанная на
власти разума и закона.
Эпоху Просвещения характеризует противостояние
двух стилей-антагонистов — классицизма,
основанного на рационализме и возвращении
к идеалам античности и возникшего как
реакция на него романтизма, исповедующего
чувственность, сентиментализм, иррациональность.
Сюда же можно добавить третий стиль —
рококо, который возник как отрицание
академического классицизма и барокко.
Классицизм и романтизм проявили себя
во всем — от литературы до живописи, скульптуры
и архитектуры, а рококо — в основном только
в живописи и скульптуре.
Постмодернизм — культура конца xx века Постмодернизм
— новый феномен культуры и новое отношение
к действительности, сложившиеся в 60-е
годы XX века как реакция на глобальные
потрясения новейшего времени. Две мировые
войны, создание оружия, ставящего под
угрозу существование планеты, невиданное
развитие техники, перспектива глобальной
экологической катастрофы развенчали
многие идеалы и надежды прошлого. Отвергнутыми
оказались художественные и научные системы,
представления о гуманизме; ценности,
созданные человечеством, перестали осознаваться
как таковые. Встал вопрос о судьбах человечества
и, естественно, о судьбах культуры. Появилось
множество теорий, пытающихся так или
иначе понять, объяснить прошлое и прогнозировать
будущее. Поскольку рационализм и его
главный компонент — познающий разум
утратили вотум доверия, идея всестороннего,
гармонического человека, созданная еще
в период античности и затем переосмысленная
христианством и Ренессансом, разбилась
о противоречия экономического и социального
характера, возникает попытка найти новый
способ анализа самого мира, места человека
в этом мире, отношений между людьми, поколениями
и культурами. Ле Корбюзье. Церковь в Роншане
XX век не создал ни одной всеохватывающей
философской системы, подобной системам
Гегеля, Канта и других мыслителей прошлого.
Наоборот, он как бы в противоположность
прошлому рождает множественность взглядов,
подходов, способов теоретизирования.
Одним из признаков постмодернистского
взгляда на мир является отказ от общих
культурологических или исторических
концепций. Например, французский представитель
“новой философии” Ж.-М. Бенуа констатирует,
что в настоящем не может быть “однолинейной
и всеобъединяющей концепции истории,
которая повела бы все человечество целиком
и одинаково путем единственного и разделяемого
всеми приключения к наилучшей цели”
[84, с. 8]. Эта мысль приводит к убеждению,
что только множественность взглядов
на мир помогает увидеть его многообразие
и многообразие путей, возможных для человечества.
Большинство теорий не претендует и не
может претендовать на какую-либо окончательность
своих рассуждений. Поэтому не воспринимается
разница между “видимостью” и “сущностью”
вещей, между “мнением” и “знанием”.
Стремление науки прошлого к классификациям
делало акцент на общих чертах изучаемых
явлений, постмодернизм устремляет свое
исследование к выделению и осмыслению
различий. Это приводит к поиску всевозможных
оснований истины — не только практических,
но и нравственных, эстетических, культурных.
В связи с этим возникает интерес к герменевтике
(греч. “разъясняющий, истолковывающий”),
предлагающей рассматривать пути и формы
понимания, но в контексте постмодернизма
основания этого понимания могут интерпретироваться
различно. Например, итальянский историк
Э. Бетти считает, что для понимания той
или иной эпохи исследователь должен “оживить
в себе историческое прошлое” этой эпохи.
Другой философ, X. Г. Гадамер, предлагает
для понимания какого-либо исторического
периода анализ языка как элемента знаковой
системы рассматриваемой культуры. В теории
культуры Шпенглер и Тойнби предложили
различные взгляды и на сущность культуры
и на ее судьбы. Шпенглер под впечатлением
первой мировой войны говорит о хаосе,
к которому движется мир, он не находит
никакого смысла ни в жизни, ни в какой-либо
деятельности: “Человечество для меня
лишь зоологическая величина. Я не вижу
ни прогресса, ни цели, ни пути человечества,
кроме как в головах западноевропейских
филистеров-прогрессистов” [335, с. 31]. Он
также считает, что все культуры, прошествовавшие
на протяжении истории, совершенно отдельны,
закрыты от внешнего понимания и конечны.
Завершение каждой культуры — цивилизация.
Другой взгляд на судьбы культуры излагает
Тойнби. Согласно его пониманию мирового
культурного процесса, нужно искать общие
исторические основания, позволяющие
культурам, прошедшим определенные стадии
развития, найти объединительные тенденции.
Главным фактором, позволяющим свершиться
объединяющему процессу, Тойнби называет
“высшие” религии, такие, как зороастризм,
иудаизм, буддизм, христианство и ислам.
Он считает, что они обладают “абсолютным
ядром”, обеспечивающим единение культурных
традиций [84, с. 53—55]. Одним из первых он
осознал, что человечество нуждается в
совместном решении глобальных проблем
ядерного века: “Те же беспрецедентные
научные и технические достижения, что
объединили мир... дали человечеству власть
уничтожить себя путем ядерной войны.
Сейчас мы пробуждаемся к восприятию истины,
что мы сознательно поставили себя в новую
ситуацию, в которой человечество должно
выбрать между двумя крайними альтернативами
совершения геноцида и постижения того,
как жить дальше в единой семье” [350, с.
46, 47]. Однако, каким бы острым ни было разочарование
XX века в разуме, гуманизме, светлом будущем,
чем ближе к концу века, тем чаще и громче
звучат опасения относительно абсолютного
отрицания ценностей прошлого. Поиск диалога
с традициями прошлого необходим так же,
как и сохранение гуманизма, поскольку
его утрата — это утрата не только человечности,
но и человечества. Следовательно, в XX
веке, как никогда раньше, встал вопрос
о том, что сохранение культуры — это прежде
всего сохранение мира и всего человечества.
Ценность мира, как это все более явственно
понимает постмодернизм,— в его разнообразии,
неповторимости, относительности и единстве.