Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:04, реферат
Целью данной работы является изучение данной культуры. Понять основные черты характера и мировоззрения первобытного человека. Разобрать его отношение к окружающему миру, явлениям природы, взаимоотношения в первобытном обществе.
Также целью данной работы является выделение специфических особенностей культуры первобытного общества, понять с чем они связаны.
Введение......................................................................................................4
Глава1. Особенности первобытной культуры.........................................7
§1. Гомогенность........................................................................................7
§2. Тотемизм...............................................................................................9
§3. Табу......................................................................................................10
§4. Синкретизм..........................................................................................11
Глава 2. Первобытное искусство............................................................14
§1. Особенности.......................................................................................14
§2. Живопись и скульптура.....................................................................16
§3. Методика наскальной живописи.......................................................19
Заключение...............................................................................................20
Список использованной литературы......................................................22
Содержание
Введение......................
Глава1. Особенности первобытной
культуры......................
§1. Гомогенность..................
§2. Тотемизм......................
§3. Табу..........................
§4. Синкретизм....................
Глава 2. Первобытное искусство.........
§1. Особенности...................
§2. Живопись и скульптура..................
§3. Методика наскальной живописи......................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Появление культурологии как науки произошло в ХХ веке. Предпосылкой к появлению данного предмета как отдельной науки послужил своеобразный кризис человеческого общества в данный исторический период.
С помощью данного предмета у нас появилась возможность понять и проанализировать результат человеческой деятельности, поступков человека, исторических событий. Увидеть и осознать их «отсроченный» результат для лучшего понимания ошибок, совершенных человеком много лет назад. Поняв это, люди приобретут возможность избежать повторения данных ошибок в настоящем и будущем. По этому изучение истории, культуры, деятельности человека в различные исторические периоды является актуальной и важной задачей современного общества.
В данной работе был разобран период жизни первобытного человека. Археологи делят историю первобытного мира на три века: каменный, бронзовый и железный.
Именно в эти века произошло зарождение всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство - резьба по камню и кости, рельефы.
Целью данной работы является
изучение данной культуры. Понять основные
черты характера и
Также целью данной работы является выделение специфических особенностей культуры первобытного общества, понять с чем они связаны.
Для достижения данной цели были проанализированы работы ученых-культурологов, изучающих данные вопросы. В данной работе были использованы труды:
1.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. В учебнике рассматриваются предмет, метод и функции культуры, основные школы культурологии, освещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, развития и формирования субкультур, виды и формы культуры (народная, массовая, элитарная). Отдельный раздел посвящен изложению истории мировой культуры с древности до наших дней.
2.Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. Данная книга - учебник, освещающий вопросы культурологии. Авторы в систематизированном виде излагают содержание современных научных представлений о культуре. Теоретические проблемы культурологии раскрываются с привлечением конкретного фактического материала. Популярность и лаконичность делает его доступным для широкого круга читателей.
3.Фрезер Джеймс Джордж. Золотая ветвь. Книга считается одним из наиболее значительных трудов, исследующих истоки религии. "Золотая ветвь", содержащая огромный фактический материал, и сегодня служит важным источником для тех, кто занимается проблемами происхождения религии.
4.Тайлор Э. Б. Первобытная культура. Книга известного английского этнографа Э. Тайлора посвящена вопросам происхождения и развития религии. Его теория рассматривает анимизм (веру в души и духов) как зародыш, из которого развились все религии. Несмотря на то, что сегодня многие теории ученого отвергаются исследователями, его книга, содержащая огромный фактический материал, продолжает служить важным источником для изучения проблемы происхождения религии.
5.Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Предлагаемый учебник представляет собой всестороннее и систематическое изложение основных проблем культурологического знания. В нем показана специфика культурологии как междисциплинарной науки и как учебной дисциплины; рассматриваются онтологические аспекты культуры, ее место в структуре бытия, проблемы типологии культур. Большое место уделено анализу состояния культуры в современном мире.
6.Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова. Культурология: История мировой культуры. В учебном пособии рассматривается развитие культуры в разных регионах мира, таких, как Европа, Северная и Латинская Америка, страны Востока, Тропическая и Южная Африка, в различные временные периоды — от древности до современности, а также культура отдельных народов. Все это части целого — мировой культуры. Признавая особость каждой локальной культуры, авторы видят в ней влияние общечеловеческой, продолжение ранее существовавших и соседних культур, проявление их органической связи и преемственности. Специальный раздел посвящен культуре России, в которой наряду с яркой самобытностью находим отражение культур и Запада, и Востока.
Глава 1. Особенности первобытной культуры
§1. Гомогенность
Человек отличается от животного
способностью руководствоваться в
своих поступках и действиях
не только инстинктами, но и разумом.
Именно с появлением разумной деятельности
человека связано зарождение первобытных
культурных ценностей человека. Культура
отличает человека от животного. Поэтому
проблема начала культуры неразрывно
связана с проблемой
Принято выделять три основные
концепции происхождения
Религиозная концепция –
наиболее древняя; согласно религиозному
видению мира, человек есть творение
Бога. Культура в этом контексте
понимается как проявление в человеке
божественного дара, как ниспослание
верующим высших духовных ценностей. Основу
религиозной концепции
«Космическая» концепция – наиболее молодая и не доказанная, говорит о том, что жизнь на Земле была занесена из космоса посредством «Внеземного разума».
Научная точка зрения опирается на результаты исследований ученых (археологических, палеонтологических, и т.д.). Первые известные явления культуры – это каменные орудия, которые датируются примерно 2-2,5 миллионами лет назад. Останки существ, создавших эти орудия, получили в науке название «Homo habilis» («человек умелый»). Но значительная часть ученых не считает «хабилисов» людьми, так как по структуре мозга и другим биологическим признакам они не отличались существенно от предшествующих австралопитеков, которые были животными.
Опорными моментами, обусловливающими трансформацию обезьяны в существо более высокого порядка, были: переход к прямохождению, использование орудий труда, совместная деятельность, развитие языка, речи, общения на базе использования сигналов, знаков и коммуникаций. Биологическая эволюция человека завершилась 35-40 тысяч лет назад, когда появился «Homo sapiens» («человек разумный»).
Воссоздание в теории процесса возникновения человека и культуры может считаться достоверным, приближенным к истине, лишь с известной степенью условности. Результаты научных исследований позволяют судить более или менее адекватно о развитии материальной культуры первобытного человека (орудия труда, способы их обработки и использования и др.). Но эти данные не дают возможности воссоздать в полной мере процесс духовного становления человека. Эта проблема привлекала и будет привлекать внимание философов, культурологов, историков.
Начальный этап развития культуры (первобытная культура) характеризуется рядом важнейших особенностей, одной из которых является гомогенность. В гомогенной системе отсутствуют ценностный плюрализм и социальные группы с разными интересами. Для первобытной культуры характерна однородность форм культуры повсюду, где бы она ни существовала: росписи и рисунки в пещерах, древняя керамика, орудия труда обнаруживают одинаковую степень условности, сходство в деталях и технике изготовления.
§2. Тотемизм
Для первобытной культуры характерно наличие такого явления как тотемизм.
Тотемизм – это вера в родственную связь людей с каким-либо видом животных, рыб, растений, который считается «тотемом» данной группы людей, и наименование которого она носит.
Тотемизм возник на охотничье – собирательской стадии хозяйственного развития, когда человек не выделял себя из окружающего мира. Появление тотемизма относят ко времени возникновения родового строя. Занятием людей этого периода была охота, поэтому человеческие рода чаще всего носили имена животных. В основе выбора тотемного животного лежала такая причина, как обилие того или иного зверя в местности.
Тотемные представления сыграли большую роль в развитии первобытной культуры. Вместе с тотемизмом возник обычай табуирования, который в условиях первобытно-родовой общины стал важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений.
§3. Табу
Первобытная культура является культурой «табу». Обычай табу возникает одновременно с тотемизмом и являет собой важный механизм контроля и регуляции социальных отношений.
Табу регулировало половые связи в коллективе, характер еды, назначенной вождю, воину, женщине, детям. Другие табу были связаны с неприкосновенностью жилья, источника огня, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени.
Нарушение священных табу приводило к смерти нарушителя. Считалось, что нарушение табу накличет гибельные последствия: "вор вонзил руку в божественный огонь, который охватит его и пожрет на месте", - пишет Дж. Фрезер в "Золотой ветви".
К этому следует прибавить, что у первобытных народов, кроме вышеупомянутых, действовало еще одно табу - табу на прогресс, новации, развитие.
На это следует обратить
особое внимание, ведь с подобными
табу связаны явления
Таким образом, табу представляли
собой норму поведения, как бы
извне навязанную обществу какой-то
посторонней силой, с которой
невозможно было не считаться. На эту
особенность табу давно уже обращали
внимание некоторые исследователи.
Именно такой характер и должны были
иметь первые нормы поведения, возникшие
как средства нейтрализации опасности,
которую представлял для
§4. Синкретизм
Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены — технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, — магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры — песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.
Основой синкретизма первобытной эпохи являлся ритуал.
Археология утверждает, что
похоронные церемонии были присущи
уже неандертальцу: «Даже ему - совсем
примитивному человеку - были знакомы
проявления "фундаментальной заботы"
о посмертном существовании. Поэтому
неандерталец воспринимает свое существование
в плане конца вечности, то есть
в течение времени». В определенном
понимании можно согласиться
с мнением английского
Через призму ритуала, рассматривается и природа, и социальное бытие; оцениваются те или другие объекты, а также поступки и действия людей. Ведь ритуал переживается как непосредственная действительность, он актуализирует глубинные смыслы существования.
Ритуал доминирует в мифологическую
или "космологическую" эпоху, в
текстах которой главное