Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:04, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение данной культуры. Понять основные черты характера и мировоззрения первобытного человека. Разобрать его отношение к окружающему миру, явлениям природы, взаимоотношения в первобытном обществе.
Также целью данной работы является выделение специфических особенностей культуры первобытного общества, понять с чем они связаны.

Содержание работы

Введение......................................................................................................4
Глава1. Особенности первобытной культуры.........................................7
§1. Гомогенность........................................................................................7
§2. Тотемизм...............................................................................................9
§3. Табу......................................................................................................10
§4. Синкретизм..........................................................................................11
Глава 2. Первобытное искусство............................................................14
§1. Особенности.......................................................................................14
§2. Живопись и скульптура.....................................................................16
§3. Методика наскальной живописи.......................................................19
Заключение...............................................................................................20
Список использованной литературы......................................................22

Файлы: 1 файл

Реферат первобытная культура.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

Главное, что в основу ритуальной деятельности человека положен  принцип наследования явлений природы, которые воспроизводились путем  соответствующих ритуальных символических  эквивалентов. Характерно, что ритуал содержит информацию о закономерности природы, приобретенную в ходе наблюдений за биокосмическими ритмами. Исполняя ритуал, человек архаичного и традиционного общества, чувствует себя неразрывным соединением с космосом и космическими ритмами. В эпоху архаики человек постигал безграничную диалектику, логику космоса (логику развития космоса, универсума). Это стало возможным благодаря обобщению опыта практики, социальной жизни, как высшей формы проявления закономерностей космоса.

Постоянная психическая  напряженность, вызванная неуверенностью судьбы, отношение к врагу или божеству, приводила к специфическому возбудителю движения, что и находило выход в танце. Танцующие участники ритуала были вдохновлены осознанием своих задач и целей, например, танец шамана должен был обеспечить контакт с духом болезни, танец в честь тотемов, должен был приносить родовые благополучия, воинский танец - усилить чувство силы и солидарности членов племени.

В целом существенно то, что в ритуале принимали участие  все члены коллектива, он активизировал  все средства, которые находились в распоряжении человека, познания, ощущения и переживания мира, - зрение, слух, нюх, прикосновение, вкус, чувство  и ум. В ритуале происходит социализация чувств и ментальных возможностей благодаря  внутренне ритуальным "действиям" и соответствующим им знаковым протосистемам, из которых позже возникают искусство, наука и философия как институты аналитического мировоззрения.

 

Глава 2.Первобытное  искусство

§1.Особенности

Из поколения в поколение  передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается  обработке). Раскопки на местах стоянок  людей верхнего палеолита свидетельствуют  о развитии у них первобытных  охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких  зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи  доказали, что памятники искусства  появились неизмеримо позднее, чем  орудия труда — почти на миллион  лет.

 

Жанры первобытного искусства  возникали примерно в такой временной  последовательности:

 

• каменная скульптура;

• наскальная живопись;

• глиняная посуда.

 

В глубокой древности для  искусства человек использовал  подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для  себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и  стал активно применять ее для  изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они  удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих  поселений.

 

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся  к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

 

Возможно, они символизировали  плодородие либо были связаны с культом  женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают  первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными  изображениями.

 

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал  животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим  или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие  фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

 

Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве  древности стилизованных изображений  животных (либо их частей). Звериный стиль  возник в бронзовом веке, получил  развитие в железном веке и в искусстве  раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

 

§2.Живопись и скульптура

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или  объемное. Таким образом, первобытные  творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели  его главным достижением —  техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние  египтяне и греки, средневековые  европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло  только в эпоху Возрождения).

 

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а  также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество  изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

 

Наскальные рисунки и  живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом  с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот  головы. Неподвижных фигур почти  нет.

 

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных  рисунков. Возможно, это еще раз  доказывает первичность религиозной  и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, а деревьями и растениями только любовались.

 

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое  применение. Иными словами, они выполняли  культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

 

Культ матери — продолжательницы рода — один из древнейших культов. Культ животного — анимического родоначальника рода — не менее древний культ. Первый символизировал материальное начало рода, второй — духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного — орла, медведя, змеи).

 

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс  их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки  большей частью укрыты глубоко в  недрах пещеры, в подземных ходах  в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает  полуметра. В таких местах кроманьонский  художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с  горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены  в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

 

Первые находки сделаны  в XIX веке в пещерах Пиренейских  гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

 

Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры — «Зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

 

В 1895 году были найдены рисунки  первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

 

 

В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков.

 

§3.Методика наскальной живописи

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал  естественные красители и окиси  металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой  или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками  волосков диких зверей на конце, а  порой выдувал через трубчатую  кость цветной порошок на влажную  стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все  изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого  прореза художнику приходилось  пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены  на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

 

Таким образом, первобытное  искусство представлено в следующих  основных видах: графика (рисунки и  силуэты); живопись (изображения в  цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня  или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Заключение

 

Особенности изучения первобытной  культуры, зародившейся в древнейший период истории вместе с человеком  разумным, осложнены отсутствием  письменных источников и недостаточной  базой археологических данных. Поэтому  разные науки прибегают к реконструкции  тех или иных эпизодов истории  этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития.

Чем характеризовалась культура первобытных народов? Теснейшими связями  с природой, прямой зависимостью от нее. Приспособление к жизни окружающей природы (собирательство, приручение животных, наблюдение за повадками диких зверей и использование этих наблюдений в хозяйственной практике) сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и  его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые  почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители - тотемы. Имя тотема рода часто вплеталось в титул египетских императоров, закреплялось в именах, в поздние  времена в фамилиях людей разных национальностей.

Капризы природы, смена времен года, стихийные бедствия - все это  находило отражение в сознании первобытных  и древних людей, награждавших силы природы душой (анимизм), уподоблявших их богам, имевшим судьбы и характеры, подобные человеческим (мифология). Умственные возможности первых людей намного  опережали их материальное положение, что и приводило к совершенствованию  примитивных орудий труда, развитию технологий обработки камня, металла  и др.

     Жизнь первобытного  общества была основана на  бесприкословном подчинении индивида коллективу, для чего существовало множество запретов (табу). Самым страшным наказанием было изгнание из рода.

    

     Первобытные  культуры оставили в наследие  будущим поколениям:

    • настенную и наскальную живопись (настенная живопись в Чатал-Хююке, пещеры Альтамира, Ляско, Капова пещера и др.);
    • скульптурные изображения животных и человека;
    • множество оберегов - ювелирных украшений, ритуальных предметов;
    • расписные гальки - чуринги, глиняные пластины как наивные представления о душе человека и многое другое.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2002.
  2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005.
  3. Фрезер Джеймс Джордж. Золотая ветвь.М. - Издательство политической литературы. 1984.
  4. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1989.
  5. Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология: Учебник. М.: Высшее образование, 2005.
  6. Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова Культурология: История мировой культуры. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Информация о работе Первобытная культура