Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 01:08, реферат

Описание работы

Одним из этапов культурного развития общества является первобытная культура. Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества. Вопрос о времени начала первобытности упирается в проблему происхождения человека. В настоящее время нет единого мнения о том, когда и откуда появился на земле человеческий род. Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Общие особенности первобытной культуры………………………………….5
2. Мифы как результат осмысления окружающего мира………………………6
3. Религия в первобытной культуре……………………………………………...8
4. Табу и ритуалы в жизни первобытного общества…………………………...10
5. Искусство первобытной культуры……………………………………………12
6. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура…………………………..13
7. Первобытная архитектура……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………….…19

Файлы: 1 файл

Реферат культурология.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1.Общие особенности первобытной культуры………………………………….5

2. Мифы как результат осмысления окружающего мира………………………6

3. Религия в первобытной культуре……………………………………………...8

4. Табу и ритуалы в жизни первобытного общества…………………………...10

5. Искусство первобытной культуры……………………………………………12

6. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура…………………………..13

7. Первобытная архитектура……………………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………..18

Список использованной литературы………………………………………….…19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культурология - это наука  о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого  и национальных культурных процессов, памятники, явления и события  материальной и духовной жизни людей.  

В настоящее время понятие  культура означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, а  также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято  подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого вполне правомерно. Прежде всего, выделять мировую  и национальную культуры.

Мировая культура – это  синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура, в  свою очередь, выступает синтезом культур  различных классов, социальных слоёв  и групп соответствующего общества.

Материальная культура –  это культура труда и материального  производства, культура быта. Культура топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Духовная культура выступает  многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Одним из этапов культурного  развития общества является первобытная  культура.  Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества. Вопрос о времени начала первобытности упирается в проблему происхождения человека. В настоящее время нет единого мнения о том, когда и откуда появился на земле человеческий род. Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, можно обнаружить бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие особенности первобытной культуры.

Этапы становления первобытной  культуры принято выделять по ключевым событиям и процессам, проходившим  в обществе. По развитию орудий труда  и технологий выделяют следующие  периоды: каменный (палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и железный века; по развитию общественной организации  – человеческое стадо, родовой строй (матриархальная и патриархальная родовая  община, соседская община). Есть и  другие виды периодизации истории первобытного общества.

Оказывается всякое начало относительно, оно само является следствие  долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни и человеческого  рода на Земле не мыслится как единовременный акт творения или появления, но и  происхождение собственно человеческих институтов. Таких как семья, собственность, государство, - также итог длительного  процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и о развитии культуры, цивилизации человеческого  общества.

Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной  культуры являются, конечно же, археологические  изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С  незапамятных времён человека волновало  его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких  вопросов был вопрос о том, когда  появился первый человек на Земле. Благодаря  неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом.

В пещере, где производились  раскопки, в большом количестве найдены  орудия труда и оружие синантропов: изделия из кварца и кварцита, песчаника  и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы систематически пользовались огнём. Спрессованный слой золы от кострищ в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные  в пещере, обожжёны, на основании чего можно сделать вывод, что синантропы поджаривали мясо животных на огне[3].

Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера - объединяли синантропов в устойчивое общество.

Для суждения об уровне интеллектуального  развития синантропов решающее значение имеет факт овладения ими огнём  как техническим средством и  стихией природы.

Неандертальская эпоха была значительным шагом вперёд в развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры.

В области духовной культуры у людей этого времени сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, религиозные представления и  некоторые виды и формы искусства: мифология, архитектура, изобразительное  искусство, музыка- то есть то, что определяется понятием «художественная культура».

 

2. Мифы как результат осмысления окружающего мира.

 

Слово «миф» - греческое и  буквально означает «предание, сказание». Обычно подразумевается сказания о  богах, духах, обожествлённых или связанных  с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в  начале времени и участвовавших  прямо или косвенно в создании самого мира. Его элементов, как природных. Так и культурных. Мифология –  это совокупность подобных сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений  о мире.

Мифотворчество было важным явлением в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология  отражала способ понимания мира, а  миф выражал мироощущение и миропонимание  эпохи его создания. Миф как  первоначальная форма духовной культуры человечества – это «природа и  сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом  народной фантазией».

Главными предпосылками  своеобразной мифологической логики стало, во-первых, то, что первобытный человек  не выделял себя из окружающей среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло  черты взаимопроникновения и  нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной сферы. Следствием этого стало наивное очеловечивание всей природы. На неё переносились человеческие свойства, природным объектам приписывалась  одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто – человеческая внешность, и, наоборот, мифологическим предкам  могли быть присвоены черты природных  объектов, особенно животных. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными  трансформациями внешнего облика: болезни  могли быть представлены чудовищами- пожирателями людей, космос – мировым  деревом или живым великаном, родоплеменные предки имели двойную  природу.

Для мифа характерно, что  различные духи, боги и герои связаны  семейно- родовыми отношениями. В мифе совпадает описание модели мира и  повествование о возникновении  его отдельных элементов, о деяниях  богов и героев, определивших его  нынешнее состояние. Нынешнее состояние  мира: рельеф, небесные светила, виды животных и растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовления  пищи - всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени  и действий мифологических предков, богов, героев[4].

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются «кирпичиками» мифической картины мира. Мифическое время есть время начальное, раннее, первое; это правремя, время до времени, до начала исторического отчёта  текущего времени.

Важнейшая функция мифического  времени и самого мифа – создание примера, модели, образа. Оставляя образцы  для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои  одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе  и обществе; поддержание такого порядка  также было важной функцией мифа. Эта  функция осуществляется с помощью  ритуалов, которые часто прямо  инсценируют события мифического  времени. В ритуалах мифическое время  и его герои не только изображаются, но и как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются. Ритуалы обеспечивают их «вечное  возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных  и жизненных циклов, сохранение некогда  установленного порядка.

Мифология – это самое  древнее, архаическое идеологическое образование, имеющее единый, неделимый  характер. В мифе переплетены зародышевые  элементы религии, философии, науки, искусства. Миф, и особенно ритуал, имел прямое отношение к религии.

 

  1. Религия в первобытной культуре.

Политеизм (от греч. «многочисленный, много», «бог, божество») — букв. «многобожие» — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния. Политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога и атеизму, отрицающему существование Бога или богов. Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отождествляется с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, в которых совершалось поклонение языческим богам: Ваалу, Дагону, Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.

В парадигме политеизма мир  представляется в виде иерархии различных  божеств, обладающих большей или  меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и  обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон — бог водной стихии, Гера — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов[2].

Выделяют различные виды политеизма: анимизм, считающий все явления природы одушевленными, источником которых служит вмешательство духов и демонов; фетишизм — почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений всегда существовали в тесном переплетении.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает ее успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности.

Политеизм представлен в  современном мире в таких религиях как индуизм, синтоизм, африканские культы и др. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нем.

  1. Табу и ритуалы в жизни первобытного общества.

Табу — слово полинезийского происхождения — означает ритуальный запрет, налагаемый под страхом кары сверхъестественными силами на людей, на некоторые их слова и поступки, на их общение с запретными видами животных, растений, также использование определённых озёр, рек... Сформированная система табу является одной из составных частей каждой древней культуры. Табу были распространены у очень многих народов мира на ранней стадии развития; у некоторых из них табу сохраняются и поныне в видоизмененной форме (например, вера в несчастливое число и в другие приметы)[3].

Информация о работе Первобытная культура