Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 01:08, реферат

Описание работы

Одним из этапов культурного развития общества является первобытная культура. Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества. Вопрос о времени начала первобытности упирается в проблему происхождения человека. В настоящее время нет единого мнения о том, когда и откуда появился на земле человеческий род. Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Общие особенности первобытной культуры………………………………….5
2. Мифы как результат осмысления окружающего мира………………………6
3. Религия в первобытной культуре……………………………………………...8
4. Табу и ритуалы в жизни первобытного общества…………………………...10
5. Искусство первобытной культуры……………………………………………12
6. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура…………………………..13
7. Первобытная архитектура……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………….…19

Файлы: 1 файл

Реферат культурология.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

Табу буквально пронизывали  повседневную жизнь практически  всех народов Африки. К числу "классических" ранних табу можно отнести строжайшее запрещение охотиться на животных и  употреблять их в пищу, так же как и тотемные растения. У некоторых  народов Юго-Восточной и Южной  Африки (языковая группа банту) существовали табу на крокодила, льва, быка, голубую  антилопу. По поверьям некоторых племён их нельзя было не только убивать, есть, но даже смотреть на них.   

Были запреты, касающиеся похоронных обрядов и вступления в брак. У некоторых народов  мужчинам и женщинам одной тотемной группы запрещалось вступать в брак между собой. У народа ашанти женщина  после замужества была обязана соблюдать  не только своё родовое табу, но и  табу своего мужа. У готтентотов  существовало временное табу на общение  с близкими умершего. Страх нарушить табу приводил к поискам защиты от наказания. У ашанти был широко распространён  культ сурман — фетишей, защищавших от злого колдовства или спасавших  от смерти, если обладатель фетиша нарушил  табу.

Нередко боязнь нарушить табу мешала африканцам в критические, переломные моменты их жизни. Во время антиколониального  вооружённого восстания 1952—1956 гг. в  Кении повстанцы (их называли "лесными  бойцами") верили, что, если дорогу отряду пересечёт газель или олень, операция закончиться неудачей. Случилось  так, что тропу, по которой несколько "лесных бойцов" направлялись на тщательно и долго планировавшуюся  операцию, перебежали и газель и  олень. Это было воспринято как дурное предзнаменование, и многие повстанцы вернулись в лагерь, даже не выйдя на рубежи атаки. Операция была сорвана.

Действие табу иногда оборачивалось  против европейцев. Известный немецкий учёный и путешественник Б.Гржемек  передавал историю, услышанную от одного из офицеров, служивших во французской  колонии Берег Слоновой Кости: "Недалеко от городка... была небольшая, издали очень  красивая роща. В один из дней офицер решил прогуляться туда, но был  остановлен своим помощником-африканцем. “Бога ради, не ходите в этот лес! Ни один белый не имеет права посещать его... и я не могу поручиться, что, войдя в этот лесок, вы не схлопочете ядовитую стрелу или через пару дней не умрёте от какой-нибудь загадочной болезни. Лес этот — табу! Африканцы  утверждают, что в нём живут боги”[1].

Оказалось, что это табу ранее проявляло своё действие. На опушке леса виднелись обгоревшие развалины  фабрики, построенной там пред принимателем-бельгийцем. Он получил или купил землю  у колониальных властей, но, согласно верованиям жившего в этих местах народа бауле, земля принадлежала одному из местных божеств. Жрецы сначала  предложили бельгийцу принести в  жертву вола, но белый отказался. Он считал, что земля и так принадлежит  ему. Вскоре он внезапно умер при загадочных обстоятельствах, а вслед за ним  умерли его младший брат и сын. В семье бельгийца остались только женщины. Они конечно, поспешили  вернуться домой в Европу. Вскоре здание фабрики сгорело дотла.

  1. Искусство первобытной культуры.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль[2].

Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные  верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже  шла речь, рассмотрим первобытное  искусство. 

  1. Наскальная живопись и миниатюрная скульптура.

Из поколения в поколение  передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается  обработке). Раскопки на местах стоянок  людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Специалисты полагают, что  жанры первобытного искусства возникали  примерно в такой временной последовательности[2]:

·каменная скульптура,

·наскальная живопись,

·глиняная посуда.

В глубокой древности для  искусства человек использовал  подручные материала - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в  эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами. Она удобнее в переноске. Глина посуда их нее - признак постоянных земледельческих поселений.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал  животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим, или звериным стилем искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное, или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели  его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ей не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы  произошло только в эпоху Возрождения).

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской обводили не только контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. 

Таким образом, первобытное  искусство представлено в следующих  основных видах:

·графика (рисунки и силуэты), 

·живопись (изображения в  цвете, выполненные минеральными красками), 

·скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), 

·декоративное искусство (резьба по камню и кости), 

·рельефы и барельефы.

 

  1. Первобытная архитектура.

Слово «архитектура» в  переводе с греческого означает «строительство». Это один из древнейших видов человеческой деятельности. Сохранившиеся остатки  поселений человека указывают на существование различных укладов  жизни людей в разных районах  земного шара и на разных этапах развития человечества.

Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся  к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло  от греческих слов «мегас»- большой  и «литос»- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются  в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами[1].

Разве не удивительно, что  всё, кажется, безграничное разнообразие форм мировой архитектуры, включая  и самые современные её достижения, всего лишь на разные лады воспроизводит  эти извечные начала, заложенные ещё  безымянными зодчими каменного  века.

Металлические сооружения выступали  в роли общественных построек, однако человеку издревле требовалось жильё. Вряд ли кто-нибудь в состоянии узнать, где и когда человек построил свой первый дом. В неолите в одних местах строят жилища из дерева, тростника, прутьев и глины. В других – возводят постройки на сваях и так называемые общинные дома. Своеобразный характер имели поселения, найденные в Северной Италии (приблизительно 1800 г. до н.э.). На столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг посёлка возводилась деревянная изгородь, и выкапывался ров, наполняемый водой. В результате исследований в Анатолии (Турция) обнаружено древнее укреплённое поселение, относящееся к 6 тысячелетию до н.э.

Но, пожалуй, самое древнее  жилище человека описано в книге  В. Глазычева «Зарождение зодчества». Реконструированный учёными дом  был построен 11 тысяч лет тому назад в долине Вади-эн-Натуф (верхнее  течение реки Иордан) и выглядел следующим образом: круглое углубление в каменном основании, гибкие жерди, вставленные в заранее выдолбленные отверстия и сходящиеся наверху. Затем жерди переплетались более  тонкими прутьями и обмазывались глиной. В середине основания этого  круглого дома – место очага, над  ним отверстие. Впереди ещё долгие тысячелетия, открытия и разочарования, величие египетских пирамид и  совершенство афинского Акрополя, монументальность Рима и неистовый порыв готики, но там, в далёком Вади-эн-Натуфе, уже сделан решающий шаг, уже ведёт  отчёт времени великое ремесло  архитектуры. Кров над головой, защиту от непогоды и опасности, тепло и  прохладу человек находит не под  деревом и не в пещере, а в  специально построенном постоянном доме.

Важнейшим моментом формирующейся  земледельческой цивилизации стало  зарождение совершенной нового вида искусства, невозможного и неизвестного охотникам и собирателям. Речь идет об архитектуре. Укрываться в случайно обнаруженной пещере - это одно, а строить из глины, дерева или камня искусственные постройки произвольных размеров и формы, располагая их в специально подобранных местах, - это уже совсем другое дело. 

Под архитектурой понимается искусство проектировать и строить здания в соответствии с заранее намеченными целями и проектом, отвечающим техническими возможностями и эстетическими критериям местного коллектива (поселка, города, страны). Как вид искусства архитектура входит уже в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. 

Организовывать, перестраивать  и осваивать окружающую среду  по собственным меркам земледельцы  начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Сюда же надо включить крупные инженерные проект, как например, большие ирригационные системы Древнего Египта.

Самой ранней формой человеческого  жилья служили стоянки - временные  неукрепленные лагеря первобытных  охотников и собирателей. На смену  стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму  крепости (сооружения из огромных грубо  отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных  построек, обнесенных земляным валом  или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье).

Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная  организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство.

 

 

 

Заключение

 

Первобытная культура – важная веха в понимании многих процессов предшествующих, предвосхищавших последующее развитие цивилизации. Если говорить в широком этнографическом смысле, культура и цивилизация неразделимы. Вильгельм Гумбольдт говорил, что человек всегда всё ставит в связь с тем, что перед ним имеется. Мысль о непрерывности цивилизации, содержащаяся в этом выражении, вовсе не какое-то сухое философское положение. Она приобретает совершенно практическое значение в силу простого соображения, что всякому желающему понять свою собственную жизнь необходимо узнать последовательные ступени, которые привели его воззрения и привычки к их настоящему состоянию. Огюст Конт едва ли преувеличил эту необходимость, высказав мысль, что никакая идея не может быть понята без её истории. Эта фраза может быть распространена на культуру вообще.   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.    Кармин, А.С. Культурология /  А.С. Кармин – Санкт-Петербург: Лань,  2005. – 336 с. – ISBN 589-6156-36-6.

2.    Лисичкина, О.Б. Мировая художественная культура. Часть 1. Древний мир. / О.Б. Лисичкина – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2006. – 415 с. – ISBN 5-9477-7400-9.

3.    Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор – М.: Изд. политической литературы, 2005. 704 с. – ISBN 5-1048-1300-6.

Информация о работе Первобытная культура