Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 11:27, контрольная работа
Освоение различных по характеру природных зон требовало приспособления к ним и развитие специфических средств труда, которые становятся все более разнообразными . Наряду с каменными орудиями труда появляются орудия из кости , рога , дерева. Преобладающим занятием людей и главным источником средств существования была охота , рыболовства , а также собирательства . О развитии собирательства свидетельствуют находки в пещерах и других стоянках терок и пестов из галек и плиток песчаника, использующихся для растирания зерен дикорастущих растений. Охотническое хозяйство находит выражение в огромных скоплениях костей убитых на охоте животных, в широком и разнообразном использовании кости, рога, бивней мамонтов при изготовлении орудий и оружия и в домостроительстве, в появлении в частности высокоэффективных охотничьих копий. Есть основания предпологать изобретение в эту эпоху такого важнейшего охотнечьего оружия как лук и стрелы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………. 4
2.ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА……………………………………………....... 7
3.РИТУАЛЫ…………………………………………………………………….. 11
4. МИФ…………………………………………………………………………... 12
5.ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ………………...……………………………………. 14
6.ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ В ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ……………………………………………………………………… 17
7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ПИСЬМЕННОСТИ И ИССКУСТВА………………………..………………………………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 25
СИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОНИКОВ………………………………….. 28
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАТИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
Тема: «Первобытная культура»
Выполнил студент: Аверкиева Надежда Викторовна. Шифр: МЗС - 110601 Специальность: «Менеджмента» Курс: 1 Форма обучения: заочная Преподаватель: Лозовицкая М.Ф. |
Архангельск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.
ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ
2.ПЕРВОБЫТНАЯ
КУЛЬТУРА…………………………………………….....
3.РИТУАЛЫ………………………………………………………
4.
МИФ………………………………………………………………………
5.ФОРМЫ
ВЕРОВАНИЙ………………...………………………………
6.ОСОБЕННОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ В
7.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОНИКОВ………………………………….. 28
ВВЕДЕНИЕ
Первобытная культура - самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории. 1 Эпоха первобытного общества родового строя является временем формирования человека и человеческого общества и вся последующая история начиная с родового строя представляет период развития уже сформировавшегося общества ; грань , отделяющая эти периоды является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формацииями.
Освоение различных по характеру природных зон требовало приспособления к ним и развитие специфических средств труда, которые становятся все более разнообразными . Наряду с каменными орудиями труда появляются орудия из кости , рога , дерева. Преобладающим занятием людей и главным источником средств существования была охота , рыболовства , а также собирательства . О развитии собирательства свидетельствуют находки в пещерах и других стоянках терок и пестов из галек и плиток песчаника, использующихся для растирания зерен дикорастущих растений. Охотническое хозяйство находит выражение в огромных скоплениях костей убитых на охоте животных, в широком и разнообразном использовании кости, рога, бивней мамонтов при изготовлении орудий и оружия и в домостроительстве, в появлении в частности высокоэффективных охотничьих копий. Есть основания предпологать изобретение в эту эпоху такого важнейшего охотнечьего оружия как лук и стрелы.
Расслоение общества, выделение из среды ранее равных членов рода и племени богатой и знатной верхушки находит свое отражение в расслоение сверхъестественного мира, в выделении из его среды более или менее равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов.2
1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
Обращение к истокам культуры предполагает выяснение того, каким образом на протяжении сотен тысяч лет в ходе становления человеческого общества формировалась первобытная культура, заключающаяся в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образцах художественного творчества и обрядовых действиях.
Уже в античном мире сформировалось представление о трех веках - каменном, бронзовом и железном, последовательно сменявших друг друга.
Каменный век.
Остановимся сначала на периодизации истории первобытного общества. Нижняя граница каменного века (эпохи раннего палеолита) по мере появления новых археологических данных отодвигается в глубь веков, и сегодня ученые считают, что эта эпоха началась около 2,5- 2 млн лет назад. Из них около миллиона лет понадобилось для того, чтобы развитие производственной деятельности привело к превращению человекообразных обезьян в предлюдей и еще столько же -.для становления человека современного типа. Накопленный современной наукой материал позволяет утверждать, что развитие производственной деятельности уже на первом этапе сопровождалось развитием мышления и появлением языка, которые возникли не одновременно, а с разрывом примерно в 1 млн лет, что и обусловило выделение второго этапа. К первому этапу относится создание простейших каменных орудий труда, возраст которых составляет около 2 млн лет. Это осколки небольших разбитых галек (поэтому самая древняя культура получила название галечной), кусков кварца или лавы. Такие орудия труда - результат еще не сознательной, целенаправленной, а условно-рефлекторной деятельности. Принято считать, что биологическая эволюция человека завершилась лишь 35-40 тыс. лет назад и была связана с развитием языка как средства общения и орудия понятийного мышления.
В каменном веке выделяют следующие основные периоды.
Палеолит (от греч. palaios - древний + lithos - камень) - древнейший период каменного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приемами скалывания и оббивки камня. Начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей. Климат Земли, ее растительный и животный мир значительно отличались от современных. Палеолит завершился 35-33 тыс. лет до н. э.
Мезолит (от греч. mesos - средний, промежуточный + lithos - камень) - эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом; совпала с окончательным угасанием оледенения и установлением современного климата. В Европе датирована с помощью радиуглеродного метода - 10-7 тыс. лет до н. э. (Северная Европа - до 6-5 тыс. лет до н. э., на Ближнем Востоке - 12-9 тыс. лет до н. э.). В эпоху мезолита возникли микролиты (небольшие каменные, тщательно обработанные орудия) и оббитые рубящие орудия, начали распространяться лук и стрелы.
Неолит (от греч. neos - новый + lithos - камень) - новый каменный век, эпоха позднейшего каменного века, завершающая стадия использования каменных орудий труда. Большая часть культур неолита Европы и Азии датируется 6-3 тысячелетием до н. э. Важнейшая черта неолита - переход от присваивающей к добывающей экономике - «неолитическая революция» (начало скотоводства и земледелия).
Энеолит (от греч. aeneus - медь + lithos - камень) - халколит, медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому. С IV тыс. до н. э. медные и бронзовые орудия стали вытеснять каменные.
Бронзовый век.
С конца IV тыс. до н. э. до начала 1 тыс. до н. э. для более чем тридцати культур бронза стала основным материалом при производстве орудий труда и боевого оружия. В отличие от тугоплавкой меди, требующей холодной ковки, бронза имеет более низкую температуру плавления (700-900° С), высокую твердость и прочность при охлаждении. Орудия из бронзы отливались, что дало возможность их массового производства. Из бронзы изготовлялись топоры, серпы, ножи, мотыги, стрелы, мечи, а также предметы бытового обихода, скульптура и пр. Но все же бронза оставалась редким и дорогим материалом и использовалась в основном для производства оружия и предметов роскоши. Основные орудия труда по-прежнему изготовлялись из камня и дерева.
В Азии бронзовый век ознаменовался развитием ранее возникших и появлением новых городских цивилизаций - Месопотамия, Египет, Сирия, Хараппа. Центром европейской культуры эпохи бронзы была Эгейская (кикладская) культура; за пределами Эгейского мира в эту эпоху сохранились еще неолитические культуры земледельцев и скотоводов.
Железный век.
Железный век завершает историю первобытного и раннеклассового общества.
Культура железного века характеризуется развитием технологии обработки металла и массовым изготовлением железных орудий. Железо окончательно вытеснило камень, что не смогли сделать ни медь, ни бронза. По сравнению с предыдущими железный век значительно короче. Он наступил в Европе, Сирии, Малой Азии, Закавказье, Индии в начале 1 тыс. до н.э. и завершился (ранний железный век) в 1 в. до н.э. Отдельные предметы из железа были известны в Египте еще в III тыс. до н. э., а способ получения железа из руды был открыт во II тыс. до н. э., но широкое распространение этого материала началось в IX-VII вв. до н. э., когда из железа научились получать сталь.
Это привело к техническому перевороту: стали расширяться посевные территории) создаваться мелиоративные сооружения. Интенсивно стали развиваться кузнечное и оружейное ремесла. Появление железных орудий труда способствовало созданию судов, колесниц и других транспортных средств. К началу нашей эры были известны основные виды ремесел и сельскохозяйственные орудия, которые служили человеку в средние века и новое время.
2. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА
Культура отличает человека от животного. Поэтому проблема начала культуры неразрывно связана с проблемой происхождения человека. В этом плане можно выделить целый ряд теорий, объясняющих происхождение человека и культуры, которые, по существу, можно свести к трем основным позициям: религиозной, философской, научной.3
Религиозная концепция – наиболее древняя; согласно религиозному видению мира, человек есть творение бога. Культура в этом контексте понимается как проявление в человеке божественного дара, как ниспослание верующим высших духовных ценностей. Основу религиозной концепции составляет вера.
Научная точка зрения опирается на результаты исследований ученых (археологических, палеонтологических, и т.д. ). Первые известные явления культуры – это каменные орудия, которые датируются примерно 2-2,5 миллионами лет назад. Останки существ, создавших эти орудия, получили в науке название «Homo habilis» («человек умелый»). Но значительная часть ученых не считает «хабилисов» людьми, так как по структуре мозга и другим биологическим признакам они не отличались существенно от предшествующих австралопитеков, которые были животными (название «австралопитеки» и другие термины встречающиеся далее в тексте, используются в науке для обозначения различных стадий эволюции от животного к человеку).
Специфические черты человека, по данным исследований, возникают у потомков «хабилисов» - архантропов, питекантропов или «Homo erectus» («человек прямоходящий») 1,5-1,6 миллионов лет назад. Опорными моментами, обусловливающими трансформацию обезьяны в существо более высокого порядка, были: переход к прямохождению, использование орудий труда, совместная деятельность, развитие языка, речи, общения на базе использования сигналов, знаков и коммуникаций. Биологическая эволюция человека завершилась 35-40 тысяч лет назад, когда появился «Homo sapiens» («человек разумный»).
Воссоздание в теории процесса возникновения человека и культуры может считаться достоверным, приближенным к истине, лишь с известной степенью условности. Результаты научных исследований позволяют судить более или менее адекватно о развитии материальной культуры первобытного человека (орудия труда, способы их обработки и использования и др.). Но эти данные не дают возможности воссоздать в полной мере процесс духовного становления человека. Эта проблема привлекала и будет привлекать внимание философов, культурологов, историков. Существуют различные культурофилософские концепции проблемы возникновения культуры.
Одной из самых разработанных является орудийно-трудовая концепция, связанная с деятельным подходом к культуре и представленная прежде всего марксистской традицией. Согласно данной концепции, «труд создал человека» (Ф. Энгельс). Труд здесь понимается как целесообразная деятельность, которая начинается с изготовления орудий из камня, кости, дерева. В ходе трудовой деятельности возникает речь, общение, развивается мышление первобытного человека. Все это создает предпосылки для формирования культуры как способа жизнедеятельности человека. Орудийно-трудовая концепция представляется достаточно убедительной, она подтверждается данными археологических раскопок, свидетельствующих о процессе совершенствования орудий труда. Большинство антропологов придерживаются положения о решающей роли труда в процессе возникновения человека. Однако целый ряд современных исследователей культуры ставят под сомнение тезис о центральном месте труда в развитии человека и культуры; указывают на противоречия в рамках орудийно-трудовой концепции. Например: каким образом человек мог нечто открыть, выдумать, изобразить, открывать, не умея придумывать, изобретать, открывать?
В XX столетии значительное распространение получила игровая концепция культуры. По мнению голландского историка культуры Йохана Хейзинги (1872-1945), человеческая культура возникает и развертывается в игре. Игра изначально присуща высокоразвитым животным. Игра предшествует культуре, является одной из формирующих ее начал. В ней заложены качества предкультурной деятельности: это свободное занятие, в ней отсутствует «практическая» заинтересованность; игра по определенным правилам понимается как «невзаправду». Важнейшие виды первоначальной деятельности человеческого общества переплетаются с игрой, например: охота, миф, культ. Но не следует понимать рассуждения Хейзинги в том смысле, что культура вырастает из игры в процессе эволюции. Культура возникает в форме игры, она первоначально разыгрывается. По мере же развития культуры, игровой момент в ней отступает на задний план. Однако он может проявиться в полную силу во все времена, в том числе и в формах высокоразвитой культуры.
Рассмотрим еще одну версию культурогенеза – символическую. Немецкий философ Эрнст Кассирер (1864-1945) представил процесс возникновения культуры как символическое, игровое приспособление к природному миру. Человека отличает от животного символический способ общения с миром. Животным присущи лишь знаковые сигнальные системы. Сигналы есть часть физического мира, а символ представляет собой часть человеческого мира значений. Животные ограничены миром своих чувственных восприятий, что сводит их действия к прямым реакциям на внешние стимулы. А человек живет уже не просто в физической, но и в символической вселенной. Это символический мир мифологии, языка, магии, искусства, с помощью которых человек упорядочивает окружающий его хаос, духовно познает мир. Кассирер рассматривает человека как животное, биологический организм, который вырывается из животного царства, заменяя природные инстинкты ориентацией на культурно – значимые предметы. Таким образом, суть культурогенеза, по Кассиреру, заключается в формировании человека как «символического животного».