Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Освоение различных по характеру природных зон требовало приспособления к ним и развитие специфических средств труда, которые становятся все более разнообразными . Наряду с каменными орудиями труда появляются орудия из кости , рога , дерева. Преобладающим занятием людей и главным источником средств существования была охота , рыболовства , а также собирательства . О развитии собирательства свидетельствуют находки в пещерах и других стоянках терок и пестов из галек и плиток песчаника, использующихся для растирания зерен дикорастущих растений. Охотническое хозяйство находит выражение в огромных скоплениях костей убитых на охоте животных, в широком и разнообразном использовании кости, рога, бивней мамонтов при изготовлении орудий и оружия и в домостроительстве, в появлении в частности высокоэффективных охотничьих копий. Есть основания предпологать изобретение в эту эпоху такого важнейшего охотнечьего оружия как лук и стрелы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………. 4
2.ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА……………………………………………....... 7
3.РИТУАЛЫ…………………………………………………………………….. 11
4. МИФ…………………………………………………………………………... 12
5.ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ………………...……………………………………. 14
6.ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДЫ В ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ……………………………………………………………………… 17
7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ПИСЬМЕННОСТИ И ИССКУСТВА………………………..………………………………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 25
СИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОНИКОВ………………………………….. 28

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ.docx

— 42.34 Кб (Скачать файл)

Преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел не только прятаться от нее, но и более уверенно ориентироваться в ней, умел находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы рек и озер (океаниды) или нимфы морей (нереиды) - это воплощение дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной, поэтизируется. Так, нимфы становятся в художественной культуре предметом поэтического любования.

Интуитивно созданный мифологическим сознанием порядок у греков назывался космосом. В дальнейшем у античного человека появляется настоятельная потребность к осмыслению этого живого космоса. На смену интуитивному восприятию приходит осознание и рефлексия, то есть философия как особое знание, которое обособляется от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет такую связь.

В интеллектуальных конструкциях древнегреческих философов космос перестает пониматься антропоморфически, но продолжает восприниматься живым, материальным и одушевленным. Для античного понимания космоса важна идея вечного возвращения, вечного рождения его как живого организма. Движение его представляется не прямолинейным) а круговым. В этом подвижном, живом, видимом и слышимом целом человек не противопоставляется природе, а мыслится как одна из ее частей.

7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ПИСЬМЕННОСТИ И ИСКУССТВА

Говоря о первобытной культуре нельзя не остановиться на естественно-научных знаниях той эпохи. Первобытные представления о мире - первый шаг в становлении этих знаний, начальные его модели, возникавшие в эпоху неолитической революции. Появление этих моделей мира как целого обусловлено противопоставлением человека природе, активным его воздействием на природные стихии. Формирование первоначальных рациональных представлений о мире было связано с переходом к производящей экономике.

Собственно наука древнего мира стала зарождаться гораздо позже в цивилизациях Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая в связи с развитием письменности. Здесь оформились математика, астрономия, медицина, философия.

Воссоздание первобытных представлений о мире позволяет выявить ряд устойчивых мыслительных конструкций древнего человека, которые получили впоследствии письменное выражение в мифах.

На первых порах эти представления укладывались в воспроизводящую акт творения мира космологическую схему: прежде существовал хаос, акт творения положил начало организации космоса, природы человека, общества) культурных традиций. Хаос воспринимался как время, когда «не было ни сущего, ни не сущего; ни неба, ни земли; ни дня, ни ночи; ни жизни, ни смерти...» На смену ему пришло то, что человек может конкретно воспринимать и включать в свою деятельность: земля, вода, огонь, воздух, растения и животные) горы и реки и т. д. Все это - разумный космос, отделившийся от хаоса. Так формируется одна из устойчивых умственных конструкций древнего человека: объектом человеческого познания, равно как и действия, преобразования, может быть то, что следует за актом творения, т. е. космос, мир, физическая плоть природы.

Мифологическая картина мира была шире, нежели религиозная, поскольку она включала, помимо фантастических идей, абстрагированные понятия о космосе, пространстве, времени. В раннепервобытных человеческих коллективах (у австралийцев, бушменов, папуасов) понятие вселенной ограничивается территорией группы или племени - мезокосмом. Позже формируется целостная модель мира, охватывающая три зоны космоса: небо, землю и преисподнюю. Древние космогонии фиксировали все явления природы и культуры в виде пары взаимосвязанных противоположностей: мужское-женское, левое-правое, верх-низ, жизнь-смерть, свои-чужие и др. В недрах первобытного сознания присутствовала целая система таких бинарных противоположностей (до 20 пар). Проецируя эти признаки на первоначальный хаос, человек постепенно приходит к систематизации знания о нем как о космосе, организованном мире.

Центр мироздания, мезокосм был воплощен в образе мирового дерева (горы, столпа, оси и т. д.), соединяющего все миры в трехслойном космосе. Такое понимание стало традиционным в истории культуры.

Четыре стороны света и три слоя (уровня) мироздания давали в сумме священную семерку (пантеон семи богов у иранцев, скифов, славян). Четыре (чет)- мужской символ и три (нечет) - женский символ у племен Западной Африки в сумме становились символом царя, реализовывавшего все социальные функции (Западная Африка). Так было положено начало космологическим константам.

Космос в развитых космогониях был антропоморфи-зированным и представлялся созданным из расчлененного тела первочеловека (ведийский Пуруши, скандинавский Имир) или возникшим из хаоса. Помещенные на небо боги инициировали в человеческих коллективах обряды (погребальные, свадебные, календарные), карнавалы, ритуальные сексуальные оргии. Если обряды являлись отражением порядка космоса, то карнавалы и оргии - вторжением сил хаоса.

Смысл ритуалов заключался в укреплении связи человека с природой, умилостивлении ее сил. Именно в земледельческих цивилизациях, возникших в ходе неолитиччской революции, сложились ритуалы кровавых человеческих жертвоприношений и эротических действ на полях для поддержания плодородия земли.

В ритуалах нашли отражение представления о космических циклах: то или иное ритуальное действо означает вечное возвращение к идеальным временам, поскольку действительность всегда оказывается ухудшенным вариантом изначального существования.

В философской поэме Гесиода «Труды и дни» так описан контраст между жизнью людей в идеальном, «золотом» и современном автору «железном» веке:

Создали прежде всего поколение людей золотое Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских, Был еще Кронос-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили, А умирали как будто объятые сном. Недостаток Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же, Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства,

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных... Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, Йот несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им... Дети с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин, Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут... Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею. Станет почет воздаваться. Где сила там будет и право. Стыд пропадет...

Так в представлениях о «золотом веке», об исчезновении поколения героев формировалось историческое сознание, которое тесно переплеталось с космологическими представлениями. Произведения Гесиода, равно как и Гомера, характеризуются тем, что в них разрушается мифологическое мировосприятие (у Гесиода это происходит на основе рационализации мифа, у Гомера мифы обретают эстетические каноны). Эпические поэмы Гомера и Гесиода, произрастая из корней народного эпоса, отразили эстетические и этические воззрения древних греков, сочетаясь с космологическими представлениями, на основе которых формировалась древнегреччская наука.

Зачатки научных знаний

На основе мифопоэтического восприятия мира в зарождающейся древнегреческой философии стали формироваться космогонические концепции, умозрительные модели космоса. Космос, по аналогии с живым существом, рассматривался как нечто зарождающееся и развивающееся во времени. Так, Анаксимандру приписывается мысль о том, что при зарождении этого мира из вечного выделилось животворное начало теплого и холодного, и некая сфера из этого пламени облекла окружающий Землю воздух, как кора дерево.

Рациональные знания первобытной культуры включали в себя календарно-астрономические и математические представления, биологические, медицинские, географические, исторические сведения. Возведенный на рубеже каменного и бронзового веков на территории современной Англии гигантский мегалитический комплекс Стоунхендж точно фиксировал точки восхождения Солнца в день летнего солнцестояния и захода его в день зимнего солнцестояния и мог служить для предсказания солнечных и лунных затмений. В ранних охотничьих общинах выделялись на карте звездного неба Плеяды, а развитие земледелия позволило расширить представления о пространственно-временных особенностях движения Плеяд по небосводу. Развитие скотоводства способствовало появлению зоологических знаний, а земледелие - ботанических, химических и гидротехнических. Необходимость расселения первобытного населения в новых районах привела к выработке навыков описания и графического обозначения объектов ландшафта .

Помимо рациональных знаний, важнейшими элементами культуры рассматриваемых эпох являются зарождающаяся письменность и искусство.

Письменность

Основными факторами становления письменности в первобытном обществе послужили: 1) выделение графической символики среди других форм коммуникации; 2) выработка стабильных графических средств для передачи общего смысла сведений; 3) создание устойчивой системы графических знаков для передачи речевой информации.4

Исторически первым, предположительно в палеолите, сложилось пиктографическое письмо, или пиктография. Содержание сообщения передавалось в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография служит и в наши дни подсобным средством общения (знаки дорожного движения, вывески-символы). Пиктография не является в полном смысле письмом, так как фиксирует не саму речь, а ее содержание посредством метафорической или условной символики.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материальная культура первобытного строя отличается местными своеобразными особенностями и сосредоточением на определенной ограниченной территории, общность ее состоит в том по комплексу признаков: общности археологических памятников относящихся к одному времени. По форме или орнаменту керамики, по обряду погребению или по той местности, где впервые найдены наиболее типичные памятники или по комплексу признаков. Часто материальная культура первобытного строя отражает обособленно существование древних племен и народов. Различие между племенами лучше всего обнаруживаются по обряду погребения керамики украшениям, ив меньшей степени- по типу жилищ или по орудиям труда .

Иногда удается связать определенную археологическую культуру с известными из писменных источников племенами (например, латенскую культуру- с кельтам) . Однако далеко не всегда сходство материальной культуры отражает этничную общность или общность по происхождению. В сходных социальных и географических условиях при наличии примитивной техники могли возникнуть сходные явления в быту и материальной культуре различных племен не зависимо . Кроме того отдельные элементы культуры могут заимствоваться в результате распространения идей или переселения народа, носителя этой культуры. Представление о археологической культуре изучение ее возникновения, распространения и исчезновения позволяет реконструировать историю племен и народов в эпохи, предшествующие возникновению письменных источников.

Нахождение в пещерах наскальных рисунков и фресков (датируемых, начиная от 40-20 тыс. лет до и. э.) свидетельствуют о возникновении рисования: профильные изображения животных (на которых охотились архаические народы), выполненные, что важно, примерно в натуральную величину, размеры изображения людей и животных увеличиваются и уменьшаются, а контуры фигур заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей-одежда, татуировка и т. д.). Наряду с миниатюрными, в этот период встречаются и довольно внушительные изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Культура и этика [Текст]: М.,1992. 14. Швейцер А.

2. Закат Европы [Текст]: М., 1973. 15. Шпенглер О. Новосибирск, 1993.

3. Загадка первобытной культуры [Текст] :Никольский Н.В.

4.Эрудит [Электронный ресурс].- режим доступа: (http://www.erudition.ru/referat/printref/id.25497_1.html) проверено 12.11.20111

5. Первобытная культура. [электронный ресурс]- режим доступа:

(http://www.bestreferat.ru/referat-170835.html) проверено 15.12.2011

6. Первобытная культура. Культурология справочник [Электронный  ресурс]- Режим доступа: ( http://www.artap.ru/cult/p_k.htm) проверено 10.12.2011

 

 

1 Первобытная культура. Культурология справочник [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.artap.ru/cult/p_k.htm

 

2 Культура и этика [Текст]: М.,1992. 14. Швейцер А.

3 Первобытная культура. [электронный ресурс]- режим доступа:

http://www.bestreferat.ru/referat-170835.html

 

4 Закат Европы [Текст]: М., 1973. 15. Шпенглер О. Новосибирск, 1993.

 

5 Загадка первобытной культуры [Текст] :Никольский Н.В.


Информация о работе Первобытная культура