Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:08, реферат
Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.
Введение
Первобытная культура
Религия
Мифы
Мифы и литература
Архитектура
Изобразительное искусство
Музыка
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики и менеджмента
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТОРОЛОГИЯ»
На тему: «ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА»
Выполнила студентка группы 7012
Специальность: Национальная экономика
И.О.Ф.: А.С. Федотова
___________ (подпись)
Проверил преподаватель ТГПУ
И.О.Ф.: _________________________
Реферат принят с оценкой ______________________
_____________ (подпись)
«___» ____________2013г.
Томск
2013
Содержание:
Введение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Явления культуры изучает множество конкретных наук – археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания, - философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д.
В настоящее время понятие
культура означает исторически определённый
уровень развития общества, творческих
сил и способностей человека, выраженный
в типах и формах организации
жизни и деятельности людей, а
также в создаваемых ими
Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого вполне правомерно. Прежде всего, выделять мировую и национальную культуры.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоёв и групп соответствующего общества.
В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры.
Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта. Культура топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу, физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.
По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить её на прогрессивную и реакционную.
Исторически культуру связывают
с гуманизмом. В основе культуры
лежит мера развития человека. Ни достижения
техники. Ни научные открытия сами по
себе не определяют уровня культуры общества,
если в нём нет человечности, если
культура направлена не на совершенствование
человека. Таким образом, критерием
культуры является гуманизация общества.
Цель культуры – всестороннее развитие
человека.
Поиски начала – едва
ли не самые трудные поиски, в
которые пускается пытливый ум. Любое
явление когда-то и где-то началось,
зародилось, возникло – это кажется
нам очевидным. Но, шаг за шагом
добираясь до его истоков, можно
обнаружить бесконечную цепь превращений,
переходов из одного состояния в
другое. Оказывается всякое начало
относительно, оно само является следствие
долгого предшествующего
Если говорить в широком
этнографическом смысле, культура и
цивилизация слагаются из знаний,
верований, искусства, нравственности,
законов, обычаев и некоторых
других способностей и привычек, усвоенных
человеком как членом общества. «Человек,-
сказал Вильгельм Гумбольдт,- всегда
всё ставит в связь с тем, что
перед ним имеется»(2). Мысль о
непрерывности цивилизации, содержащаяся
в этом выражении, вовсе не какое-то
сухое философское положение. Она
приобретает совершенно практическое
значение в силу простого соображения,
что всякому желающему понять
свою собственную жизнь необходимо
узнать последовательные ступени, которые
привели его воззрения и
Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времён человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий. Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом.
Обнаружение культуры синантропов относится к 20-м гг. нашего века, когда в 40 км от Пекина были найдены следы их деятельности. По костным останкам синантропа воссоздан его физический облик. Средний рост для женщины- 152 см, для мужчины- 163 см.
В пещере, где производились раскопки, в большом количестве найдены орудия труда и оружие синантропов: изделия из кварца и кварцита, песчаника и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием. Синантропы систематически пользовались огнём. Спрессованный слой золы от кострищ в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные в пещере, обожжёны, на основании чего можно сделать вывод, что синантропы поджаривали мясо животных на огне.
Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера - объединяли синантропов в устойчивое общество.
Для суждения об уровне интеллектуального развития синантропов решающее значение имеет факт овладения ими огнём как техническим средством и стихией природы.
Неандертальская эпоха была значительным шагом вперёд в развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры.
Следующим шагом в первобытной истории человечества стал переход от стадных обществ к родовому строю, к формированию материнской родовой организации. Именно в это время (период ориньякской культуры), вместе с усовершенствованием кремневых орудий для охоты, изготовлением орудий труда из кости, начинается развитие изобразительного искусства и формирование первичных религиозных представлений и верований.
Итак, на стадии дородового общества человечество пребывало около миллиона лет. В области духовной культуры у людей этого времени сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, религиозные представления и некоторые виды и формы искусства: мифология, архитектура, изобразительное искусство, музыка- то есть то, что определяется понятием «художественная культура».
Зачатки религии начали формироваться
несколько десятков тысяч лет
назад. Испытывая огромные трудности
в борьбе за существование, страшась
непонятных явлений, человек стал приписывать
силам природы
Не зная естественных причин
явлений природы, не понимая того,
что происходит вокруг них, люди стали
одухотворять предметы и силы природы,
наделять их сверхъестественными
О том, что наши предки когда-то одухотворяли явления природы, говорят, например, такие факты. Представители негроидной расы Андаманских островов, стоящие на очень низкой ступени общественного развития, и сейчас верят в то, что Солнце, Луна и звёзды – это живые существа.
Религия доклассового общества очень разнообразна. Одной из древнейших форм религии был тотемизм. О сущности тотемизма в науке ещё не сложилось единого мнения. В наиболее общем виде тотемизм- это вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определённым предметом, видом растений, животных или явлением природы- с другой. Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем. И существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений.
Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т.п. тотемические верования имеют несколько разновидностей: кроме родового тотемизма, существует племенной, половой и индивидуальный тотемизм.
Для первобытного человека
огромное значение имела окружающая
его географическая среда. Природа
довлела над человеком. Отсюда возникновение
культа природы в его разнообразных
вариантах. Так, среди первобытных
людей было широко распространено почитание
солнца, земли, воды. Были развиты и
различные промысловые
Более высокая форма первобытных верований - анимизм, то есть вера в духов и душу. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы.
Для развитого родового строя,
в первую очередь для отцовского
рода, весьма характерен культ предков
- почитание духов умерших
Слово «миф» - греческое и буквально означает «предание, сказание». Обычно подразумевается сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира. Его элементов, как природных. Так и культурных. Мифология – это совокупность подобных сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений о мире.
Мифотворчество было важным явлением в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества – это «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией»(4).
Главными предпосылками своеобразной мифологической логики стало, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной сферы. Следствием этого стало наивное очеловечивание всей природы. На неё переносились человеческие свойства, природным объектам приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто – человеческая внешность, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика: болезни могли быть представлены чудовищами- пожирателями людей, космос – мировым деревом или живым великаном, родоплеменные предки имели двойную природу.