Пессимизм А.Шопенгауэра и философия культуры Ф.Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 11:01, контрольная работа

Описание работы

Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие. Непроницаемое темное облако окутало навсегда горделивую вершину его духа именно тогда, когда он, казалось, дождался возрождающего озарения от мирового светила - Логоса и запел восторженный победный гимн. Точно леденящий вихрь Хаоса погасил навсегда этот трепетный Прометеев огонь. В сумерках надвигавшегося безумия Фридриху Ницше стало казаться, что душевные и плотские страдания ниспосланы ему, как Спасителю человечества, он видел самого себя в золотом нимбе и так странно отождествлял себя с Распятым.

Содержание работы

Введение ……………………………………………….. 3

1. ПЕССИМИЗМ А.ШОПЕНГАУЭРА ................................... 6

2. ФРИДРИХ НИЦШЕ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ… 7

3. УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ ........................... 9

3.1. "ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА ……………………….. 9

3.2. "ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК" …………….. 14

3.3. "ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ... "
ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"..18

Заключение ……………………………………………. 20

Литература …………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

Ницше.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)


                      ФЕДЕРААЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

               ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

      «ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                 КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

 

                              

 

 

                                  Контрольная работа

по предмету история  культурологической мысли

                                 

                                 на тему:

 

                         «Пессимизм А.Шопенгауэра

           и философия культуры Ф.Ницше».

 

 

 

 

 

 

         Работу выполнила:                                                 

                                                                     Соловьева Е.А.

                                                                    студентка 2 курса факультета

                                                                      искусств специальности 050403.65

                                                                     Культурология заочной формы

                                                                      обучения

 

                                                                      Работу проверил:

                                                                 

 

                                                                    

 

 

                                            

                                             2010г.

 

                             СОДЕРЖАНИЕ       

 

 

  Введение ……………………………………………….. 3

 

  1.   ПЕССИМИЗМ А.ШОПЕНГАУЭРА ................................... 6

 

  2.  ФРИДРИХ НИЦШЕ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ… 7

 

    3. УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ ...........................  9

 

    3.1. "ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА ………………………..  9

 

   3.2. "ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК" …………….. 14

 

   3.3. "ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ... "              

    ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ             

    Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"..18

 

   Заключение ……………………………………………. 20

 

   Литература …………………………………………….. 22

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

                                  ВВЕДЕНИЕ

 

 

"Я УЧУ ВАС  О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО

ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО

СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ

ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА

СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ;

ВЫ  ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ

ЭТОЙ  ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ

ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ

ПРЕОДОЛЕТЬ  ЧЕЛОВЕКА?"

"СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ-

ЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК -

СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ

ВАША  СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ

СВЕРХЧЕЛОВЕК  СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!"

"ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗ-

НЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ,

ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И

НЕ  СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ -

Я УЧУ  ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:

ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ

ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ."

"ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ-

ЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ,

ОН - ТО БЕЗУМИЕ!"

 

 

    Есть подвижники мысли с уравновешенным эпическим складом духа, создающие в конце жизни стройную и устойчивую логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер... И есть философы страстного лирического склада, воплощающие собой ненасытное искание, огненную динамику вечного потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений последних невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний.

      С точки  зрения большинства представителей  философии жизни, жизнь понимается  как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи. Принято выделять два основных варианта философии жизни:

  1. Биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.);
  2. Исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер).

     Под философией  жизни подразумеваются те философские  течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.

   Первым представителям философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.

    Многогранная и противоречивая философия Ж.Ж. Руссо и Фр. Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией их болезненного гения.

Жизнь Ницше - воплощение самой  его философии во всей ее суровой  величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И  не поняв вторую, невозможно постичь  то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю  четверть жизни Фридриха Ницше, как  праведную божественную кару за его  нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни.

Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал  невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие. Непроницаемое темное облако окутало навсегда горделивую вершину  его духа именно тогда, когда он, казалось, дождался возрождающего озарения от мирового светила - Логоса и запел восторженный победный гимн. Точно леденящий вихрь Хаоса погасил навсегда этот трепетный Прометеев огонь. В сумерках надвигавшегося безумия Фридриху Ницше стало казаться, что душевные и плотские страдания ниспосланы ему, как Спасителю человечества, он видел самого себя в золотом нимбе и так странно отождествлял себя с Распятым.

Было бы справедливо отнести  к нему слова великого Толстого о  Мопассане, о том Мопассане, которого Ницше столь любил и считал столь родственным себе духовно: "Он дожил до того трагического момента жизни, когда начиналась борьба между ложью, которая окружала его, и истиною, которую он начинал сознавать. Начинались уже в нем приступы духовного рождения... Если бы ему суждено было не умереть в муках рождения, а родится - он бы дал великие поучительные произведения, но и то, что он дал нам в своем процессе рождения, уже многое. Будем же благодарны этому сильному правдивому человеку и за то, что он дал нам."

 

"ВРЕМЯ В  СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В  ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ, ДОЛЖНО  НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО НЕОБХОДИМО; ЗНАЧИТ, НЕОБХОДИМО И ТО, ЧТО ВСЯКОЕ  ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО,  ЧЕРЕЗ БЕСКОНЕЧНОЕ, НЕОГРАНИЧЕННОЕ, НЕПРЕДВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ, ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ МЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В СВОЕМ УМЕ ТУ ЖЕ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ НАЩЕЛ СЕЙЧАС Я, И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, А БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО РАЗ, ПОТОМУ ЧТО ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ, БЕЗОСТАНОВОЧНО. ЕСЛИ ТАК, ТО ВСЯКАЯ НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА И МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ, ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО В БУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ. МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ МИНУТЫ. НО НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ В НАС ВСЯКУЮ НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТ КАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ ЖИЗНИ; МГНОВЕНИЕ НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ; МАЛЕЙШИЙ МИГ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ ПАМЯТНИКОМ БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН.

ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО  ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ  СБЛИЖЕНИЯ МЕЖДУ БУДУЩИМ И  СУЩЕСТВУЮЩИМ МИРОМ; В ЭТОМ ВЕЧНОМ ВОЗВРАТЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ"

 

                           

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          1.   ПЕССИМИЗМ А.ШОПЕНГАУЭРА

     

     Основное произведение Шопенгауэра - «Мир как воля и представление» (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.

      Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был «Трактат о любви», Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В «Трактате» Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа «вычисляет» на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.

       Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм - отрицательное явление.

      Точнее было бы  сказать, что Шопенгауэр просто  лучше объяснил основы поведения  человека, но не самым лестным  для людей образом.

        

                  2.  ФРИДРИХ НИЦШЕ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ     

                                               ПСИХОЛОГИЯ

 

      Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в день рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря на молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая от малейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, что среди товарищей пользуется престижем. "Когда умеешь владеть собой-  ,поучал он важно сестру,- то начинаешь владеть всем миром". Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего детства. Фр. Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в 1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.

 

"Я  ПЫТАЛСЯ  ОТРИЦАТЬ ВСЕ, НО, УВЫ! КАК ЛЕГКО РАЗРУШАТЬ И КАК ТРУДНО СОЗИДАТЬ!"

 

Ницше ничего не утверждает: он даже осуждает поспешное  суждение о важных предметах. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душа его всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равной степени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.

В 1862 г. Ницше  покидает Наумбург и отправляется в  боннский университет. Жизнь послала  ему самое горькое одиночество - одиночество побежденного. Не он сам покинул студенческую среду,- его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс.

Он решает кончать  университет в Лейпциге.

 

"ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА  В ТОМ, ЧТО ОН МОСТ, А НЕ  ЦЕЛЬ; И В ЛЮБВИ В НЕМ ДОСТОЙНО  ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН ПЕРЕХОД И  УНИЧТОЖЕНИЕ. 

Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО НЕ УМЕЕТ ЖИТЬ ИНАЧЕ, КРОМЕ КАК ВО ИМЯ СОБСТВЕННОЙ ГИБЕЛИ, ИБО ОН ИДЕТ ПО МОСТУ"

 

Шопенгауэр  безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом.

Информация о работе Пессимизм А.Шопенгауэра и философия культуры Ф.Ницше