Пессимизм А.Шопенгауэра и философия культуры Ф.Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 11:01, контрольная работа

Описание работы

Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие. Непроницаемое темное облако окутало навсегда горделивую вершину его духа именно тогда, когда он, казалось, дождался возрождающего озарения от мирового светила - Логоса и запел восторженный победный гимн. Точно леденящий вихрь Хаоса погасил навсегда этот трепетный Прометеев огонь. В сумерках надвигавшегося безумия Фридриху Ницше стало казаться, что душевные и плотские страдания ниспосланы ему, как Спасителю человечества, он видел самого себя в золотом нимбе и так странно отождествлял себя с Распятым.

Содержание работы

Введение ……………………………………………….. 3

1. ПЕССИМИЗМ А.ШОПЕНГАУЭРА ................................... 6

2. ФРИДРИХ НИЦШЕ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ… 7

3. УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ ........................... 9

3.1. "ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА ……………………….. 9

3.2. "ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК" …………….. 14

3.3. "ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ... "
ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"..18

Заключение ……………………………………………. 20

Литература …………………………………………….. 22

Файлы: 1 файл

Ницше.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно  философском исследовании, есть много  ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог  предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей.

Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной  либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах  утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Многие категории нравственного учения Ницше вошли в философско-этическую науку и в наш обыденный язык : "переоценка ценностей", "Сверхчеловек", то есть "которых слишком много"; "человеческое, слишком человеческое"; мораль "по ту сторону добра и зла".

В советской  философской науке существовал  один ответ на вопрос о гуманности учения Ницше - негативный. Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. Ницше заставляет думать, сравнивать, размышлять.

Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводит к крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике.

Одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что  религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символом зависимого "несчастного" сознания.

Конечно же, содержание и практику христианского учения нельзя свести к подобному его  толкованию. Но тем не менее эта  точка зрения немецкого мыслителя очень актуальна сегодня. Весьма распространенным является мнение о том, что религия едва ли не единственная нравственная спасительница России : только она способна дать человеку подлинный подъем духа; только она "скрепляет нацию"; она "наиболее действенное средство массового воспитания морали", так как она "дает общедоступное представление о сверхнациональном абсолюте, без которого мораль не существует". Трудно сказать, что больше в этом признании : или потребности в "сверхнациональном абсолюте", или снисходительной заботы о человеке из "массы", который только благодаря религии сможет стать нравственным? Ницше верил в возможности самого человека - единственного творца и самого себя, и своей истории.

 

    "УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ, - А ТОГДА УЖ ПОНИМАТЬ С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ, - МНЕ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ДОСКОНАЛЬНО, ДОПОДЛИННО. НЕОБХОДИМО В ДЕЛАХ ДУХА ЧЕСТНОСТЬ И НЕПОДКУПНОСТЬ, И НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИТЬСЯ В НИХ, - ИНАЧЕ НЕ ВЫДЕРЖИШЬ СУРОВЫЙ НАКАЛ МОЕЙ СТРАСТИ. НУЖНО СВЫКНУТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ НА ВЕРШИНАХ ГОР, - ЧТОБЫ ГЛУБОКО ПОД ТОБОЙ РАЗНОСИЛАСЬ ЖАЛКАЯ БОЛТОВНЯ О ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ. НУЖНО СДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ, НЕ ОКАЖЕТСЯ ЛИ ОНА РОКОВОЙ ДЛЯ ТЕБЯ ... НУЖНО, КАК ТО СВОЙСТВЕННО СИЛЬНОМУ, ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ В НАШИ ДНИ НИКТО НЕ ОСМЕЛИВАЕТСЯ СТАВИТЬ; НЕОБХОДИМО МУЖЕСТВО, ЧТОБЫ СТУПИТЬ В ОБЛАСТЬ ЗАПРЕТНОГО; НЕОБХОДИМА ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - К ТОМУ, ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛАБИРИНТЕ. И СЕМИКРАТНЫЙ ОПЫТ ОДИНОЧЕСТВА. И НОВЫЕ УШИ ДЛЯ НОВОЙ МУЗЫКИ. И НОВЫЕ ГЛАЗА - СПОСОБНЫЕ РАЗГЛЯДЕТЬ НАИОТДАЛЕННЕЙШЕЕ. НОВАЯ СОВЕСТЬ, ЧТОБЫ РАССЛЫШАТЬ ИСТИНЫ, ПРЕЖДЕ МОЛЧАВШИЕ. И ГОТОВНОСТЬ ВЕСТИ СВОЕ ДЕЛО В МОНУМЕНТАЛЬНОМ СТИЛЕ - ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ ЭНЕРГИЮ ВДОХНОВЕНИЯ ... ПОЧИТАТЬ СЕБЯ САМОГО; ЛЮБИТЬ СЕБЯ САМОГО; БЫТЬ БЕЗУСЛОВНО СВОБОДНЫМ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ САМОГО."

 

                                                ЛИТЕРАТУРА

1. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М., 1953, Быховский Б. Э. Шопенгауэр. - М., 1975 .

2. Вересаев В. Живая жизнь: о Достоевском, о Толстом, Аполлон и  Дионис (о Ницше). - М: Политиздат, 1991.-336с.

 

3. Галеви Даниэль Жизнь Фр. Ницше.

4. Грузенберг С. О.  А. Шопенгауэр: Личность, мышление и миропонимание. - СПБ, 1912

 5. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: проблемы  нравственной философии. - М: Мол. гвардия, 1987.-317с.

6. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель: Полн. собр. соч., т. 2 . - М., 1909

7. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; к генеалогии морали. 
А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока. - Мн.: Беларусь,1992.-335с.

 

8. Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов /Под ред. А. Яковлева - М: Политиздат, 1989.-398с.

 

9. Ницше Ф. Сочинение в 2 т.  /Пер. с нем; Под ред. К.Сваскян.- М: Мысль, 1990.- 820с. (т.1), 829с. (т.2)

 

10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. -  М: Интербук, 1990.- 301с.

 

11. Фишер К., А. Шопенгауэр/ пер. с нем. -  М., 1896

 

12.  Фолькельт И., А. Шопенгауэр, его личность и учение/ пер. с нем.. - СПБ, 1902


Информация о работе Пессимизм А.Шопенгауэра и философия культуры Ф.Ницше