Петр Бахлыков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 17:36, реферат

Описание работы

Петр Бахлыков обладал особым даром – чувством глубокого единства с духовной, творческой энергией окружавших его людей, их древней югорской культурой. Именно этот дар позволил ему и, можно даже сказать, вдохновил его создать в своем роде уникальный музей, который фактически начался с одной случайной и, казалось бы, немудрящей находки... Работы Бахлыкова отличает искренность, непосредственность восприятия, все изображенное идет от самого сердца. На полотна он выплескивает размышления о взаимоотношениях человека с природой, о судьбе исчезающей культуры коренного населения Сибири – ханты. По манере, особенностям композиции, звучанию красок, сюжетам творчество Бахлыкова искусствоведы относят к примитиву, наивному искусству.

Файлы: 1 файл

бахлыков.docx

— 222.47 Кб (Скачать файл)

Центральное место в картинах Бахлыкова занимает человек, его взаимоотношения с природой, с себе подобными, взаимовлияние культур. Любимые темы Бахлыкова – разумный и гармоничный союз человека и природы, судьба духовно-культурного наследия юганских ханты, их история, возрождение края.

Лейтмотив творческих исканий – история соразвития и взаимодействия двух различных цивилизаций: хантыйской и русской. Прожив долгие годы на земле коренных обитателей Югры – ханты и манси, – художник глубоко познал культуру этих народов и относился к ней как к неотъемлемой части общечеловеческой культуры.

Дитя природы. 1976

 

Последние десятилетия, как и предвидел Петр Бахлыков, принесли немало стеснений культуре народов Севера, в том числе и хантыйской. Покорение, «новое освоение» Сибири, основанное на добычи газа и нефти, повлекло за собой уменьшение охотничьих угодий и, следовательно, сужение жизненного пространства, распад традиционных способов существования целых этносов. Ко всему прочему добавились многочисленные попытки «оцивилизовать» жителей тайги. В результате ханты, манси и другие малочисленные народы Севера, как носители цельной самобытной культуры, оказались на грани вырождения и вымирания.

Лишь в девяностые годы усилиями новых властей Ханты-Мансийского автономного округа, местной интеллигенции, национальных деятелей началось шаг за шагом возрождение культуры обь-угорских народов. Петр Бахлыков по-своему пытался защитить бесценное достояние Югры. Он создал большую серию картин, посвященных ханты.

Чрезвычайно интересна его портретная галерея. В не вошли и герои народных эпических сказаний («Богатырь Тонья»), и образы земляков («Рукодельница»), и хранители древнего культа («Шаман»). По сути дела, эта небольшая серия стала своеобразным концентратом национальной культуры ханты.

Ее дополнила и выразительная в своей художественной, живописной наивности серия «Культура и история ханты». Как правило, сюжеты картин Петра Бахлыкова основаны на реальных событиях, имевших место как несколько столетий назад, так и в наши дни. Картины подкупают своей простотой и искренностью, а более всего – безграничной добротой, которая пронизывает все полотна художника.

Выставляться начал Бахлыков с 1973 года: в Угуте, Сургуте, Нефтеюганске, на окружных и областных выставках, наконец, в 1995 году, в далекой Португалии. Позднее стал хорошо известен в Голландии, Бельгии, Швеции. В Москве его работы, кроме ВДНХ, экспонировались в Третьяковской галерее.

Живопись и увлечение историей родного края настолько тесно переплелись в жизни и творчестве сибиряка, что отдать предпочтение чему-то одному невозможно. Увиденное и пережитое он старался передать всеми возможными способами. Так родилась его публицистика – статьи и очерки. Помимо этого, Бахлыков вел дневниковые записи, а затем приступил к написанию большого романа.

Сирота. 1991

 

«1979 год был для меня наполнен важными делами и событиями. Решил попробовать осуществить свой дерзкий замысел – начал писать книгу: решил описать историю моего родного края, рассказать о моих предках, о деде Дмитрии Ивановиче, о быте и культуре русских и ханты. Я подумал: если я не напишу, то кто же сможет?

Многое мне рассказала мать, да и бабушку я хорошо помню, но плохо помню деда. Многое помню сам, да и многое испытал на собственной шкуре.

Пишу о том, как все было, не меняя ни имен, ни фамилий, хотя книга художественная, и название уже придумал – «Медвежья падь». Что из этого получится, пока не знаю».

«Медвежья падь» – это роман-быль о жизни деревни Вахловой, начиная с исхода XIX века. Первая русская революция, первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, установление советской власти... Несмотря на этот непрерывный круговорот трагических событий и перемен, вахловцы сумели создать свой, особый крестьянский мир в государстве. Они могли, знали и умели делать все, что нужно человеку для достойной жизни в гармонии с природой, соседями и местными жителями – остяками. Они создали, говоря современным языком, «экологически чистый мир», и главными героями этой эпопеи стали сама земля, природа.

Новый облас. 1983

 

Роман был издан в Тюмени в 1997 году. Тюменский литературовед В.А. Рогачев считает, что «Петр Бахлыков впервые в нашей литературе поставил природу как божественно распорядительную силу всего сущего на планете, выше человека, отверг образ человека как венца вселенной, правда, не отменяя при этом его огромную роль в земном Бытии».

Годом раньше, также в Тюмени, вышла книга Петра Бахлыкова «Юганские ханты: история, быт, культура». Раскрывая особенности хантыйской жизни, фольклора и мифологии, нравов и обычаев, Бахлыков стремился убедить нас взять все полезное от этой северной цивилизации, сохранить культуру ханты, способствовать их возрождению. Главы о жилищах, поездках и походах, промыслах и орудиях, одежде и домашней утвари, прикладном творчестве и музыке вносят и научный вклад в угроведение. Многое Бахлыков описал впервые (к примеру, некоторые игры и праздники, инструменты). Фактически, одной небольшой книгой этот человек подарил целый кладезь научных знаний историкам, финно-угроведам, этнографам.

«Нередко мне задают одни и те же вопросы: что двигает мной, что заставляет заниматься творчеством, как успеваю, где беру столько времени, какие закончил университеты?

Главный, непревзойденный и незаменимый университет мой – это жизнь, трудная, с трагедиями и лишениями. Жизнь в этом суровом крае, в этом противоречивом мире, жизнь среди людей разной веры, различной культуры, интеллекта, национальности, обычаев, трудовой деятельности. Приходится часто сталкиваться с непониманием меня окружающими, с несправедливостью и некомпетентностью тех, кто вершил судьбы людей, кто обязан поднимать культуру на местах.

Идол и одуванчики. 1988

 

Уверен, что суть и содержание искусства, его значение связаны с человеком и пробуждают его духовные и нравственные силы. Гуманистические идеалы, ценности, человечность и добро должны пронизывать жизнедеятельность государства».

Бахлыков 35 лет занимался тем, о чем заговорили лишь недавно. И трудился в условиях непонимания, недоверия, неприятия. Слыл эдаким деревенским чудаком. У него пытались выторговать уникальные находки, обокрали музей, крали и портили картины. Обыватели завидовали его заслуженной славе, признанию, которое пришло в начале восьмидесятых. Для местных чиновников Бахлыков тоже не вписывался со своими трудами в ведомственные рамки. Зато в Угут зачастили иностранные гости, западные ученые-угроведы. Слава пришла, как это часто у нас бывает, из-за рубежа.

В 1990 году Петру Семеновичу Бахлыкову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», в 1995 – «Заслуженный деятель литературы и искусства Ханты-Мансийского округа». 1 января 1999 года он был удостоен звания «Почетный гражданин Сургутского района», а в мае того же года его не стало...

Несколько лет спустя в Угуте было возведено новое современное здание музея, куда вошли большая часть из двух тысяч экспонатов, собранных деревенским энтузиастом, и постоянно действующая выставка его картин. Музею было присвоено имя юганского подвижника, по велению сердца создававшего духовное пространство не только любимых им просторов Югана, но и без преувеличения – всей Сибири. И, значит, всей страны.

 

Описание картины «Клятва»:

 

Тип: картина,

Автор:Петр Семенович Бахлыков

Датировка:1987 г.

Размер:102х125 см

Техника: клеенка, масло

Описание: На полотне изображена историческая сцена - признание остяцким князем своего подчинения Московскому государству. Смысловым ядром композиции является сцена передачи коленопреклоненным князем Бояром окровавленной сабли Ермаку. На втором плане тесной стеной в полный рост живописно изображено воинство Ермака под знаменем Георгия Победоносца. Картина изобилует множеством подробностей, характеризующих околичности героев, их облачение и т.д.

Сохранность:  деформация холста по периметру, утраты красочного слоя по верхнему краю правее центра

Организация: Сургутский художественный музей

 

Угутский краеведческий музей им. П.С. Бахлыкова

 

Музей открыт 23 июня 1979 года как филиал Ханты-Мансийского окружного краеведческого музея. Статус муниципального учреждения музей получил 16 апреля 1987года.

Основатель музея - Петр Семенович Бахлыков – певец Юганского края, краевед и самобытный художник, писатель, таксидермист, создатель этнографического музея в поселке Угут, автор книги «Медвежья падь», статей и очерков о юганских хантах, заслуженный работник культуры РФ (1990), заслуженный деятель культуры и искусства ХМАО (1995), почетный гражданин Сургутского района (1998). В 2001 году Угутскому музею присвоено имя П.С. Бахлыкова.

Музей имеет более 5000 экспонатов. Основой музейной коллекции стала этнографическая коллекция и авторские живописные полотна. Этнографическая коллекция представляет культуру этнотерриториальной группы — юганские ханты. По тематическому признаку выделяется 8 коллекций. Основной является этнографическая коллекция предметов юганских ханты. Так же в музее имеются коллекции по археологии и палеонтологии, нумизматике, флоре и фауне рек Большого и Малого Югана, коллекции документов и вещественных источников по  истории села Угут и Угутского сельсовета, документы и личные вещи основателя музея, коллекция живописных полотен Петра Бахлыкова. Имеются предметы ювелирного искусства, иконы.

 

Библиография

    Бахлыков, Петр  Семенович. Юганские ханты: история, быт, культурa: краткое историческое повествование о ханты Сургутского района — Тюмень: СофтДизайн, 1996. — 207. — 5000 экз. — ISBN 5-88709-046-4 (в пер.) ББК К63.521(=665)

    Литература Югры. 1930—2000: антология / [ред.-сост. Н. И. Коняев]. — Москва : Унисерв. Ч. 2 : Проза. — 2002. — 303 c. — Имен. указ. : с. 301, 302. — 1500 экз. — ISBN 5-86035-048-1 (в пер.) : 370 (опубликован отрывок из романа «Медвежья падь»: «Ефим Комаров посещает старого Костку» / П. Бахлыков)

    Подвижник из  Угута: Неопубл. и малоизвест. страницы творчества / Бахлыков Петр Семенович; Предисл. Рогачев Владимир Александрович, Послесл. Дмитриева М. В.. — Тюмень: Изд-во Юрия Мандрики (Мандр и Ка), 2000. — 142, [1] с., [13] л. ил.: ил.; 17 см, Библиогр.: с. 118—135.. — ISBN 5-930200-67-X

    Бахлыков, П. История, быт, культура юганских ханты // Югра. — 1992. — № 6. — С. 19-24

Бахлыков П. С. Живопись / Комитет по культуре Сургут. район. адм., Комитет по разв. эконом. и культуры народ. Севера Сургут. район. адм. – Сургут, 1995. – 35 с.

Бахлыков П. С. Медвежья падь : роман / предисл. В. А. Рогачева. – Тюмень : СофтДизайн, 1997. – 240 с.

Бахлыков Петр Семенович // Югория : энциклопедия ХМАО : [в 3 т.]. – Ханты-Мансийск, 2000. – Т.1: А-И. – 400 с.

Бахлыков П. С. Юганские ханты: история, быт и культура : краткое историческое повествование о ханты Сургутского района / послесл. С. Г. Пархимовича. – Тюмень : «СофтДизайн», 1996. – 208 с.

Бахлыковские чтения – 2003 : материалы науч.-практ. конференции, посвященной 70-летию угутского просветителя Петра Семеновича Бахлыкова, (22 января 2003 г., с. Угут) / Ком. по культуре адм. Сургут. р-на, МУК «Сургутская районная центральная библиотека» ; сост. Н. Р. Токмакова. – Сургут, 2003. – 92 с.

Бахлыковские чтения – 2007: материалы науч.-практ. конференции., посвящённой угутскому просветителю П. С. Бахлыкову. / сост. И. А. Ковалёва, Н. Н. Харченко ; отв. за вып. В. П. Новосёлова. – Сургут : Изд.- полиграф. комплкс, 2007. – 63 с.

Захаров И. П. Запомним эти имена // Сургут : все нам дорого в этом городе : фотоальбом / сост. и авт. текста И. П. Захаров. – Сургут, 2000. – 100 с.

Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб : «Норинт», 1998. – 1536 с.

Петр Семёнович Бахлыков : ( 10/X – 1932 г. – 16/V – 1999 г.) : библиогр. указ. / Ком. по культуре Сугут. район. адм., МУ «Сургутская район. ЦБС» ; [сост. Н. Корякина]. – Сургут: [Сургут тип.], 1999. – 30 с.

Пётр Семёнович Бахлыков // Сургут и сургутяне : рассказ о людях и времени / сост. Г. В. Кондрякова. – Тюмень, 1998. – С. 210–212.

Подвижник из Угута : Бахлыков Петр Семенович : неопубликованные и малоизвестные страницы творчества. – Тюмень : Изд-во Ю. Мандрики, 2000 – 144с. : ил.

Сургутский район в калейдоскопе времени : справочник-дайджест. В 14 кн. / Адм. «Сургут. р-на, МУК «Сургут. район. центр. б-ка им. Г. А. Пирожникова» ; ред.-сост. Н. Р. Токмакова. – Сургут : Изд. полиграф. комплекс, 2008. Кн. 12 : Сельское поселение Угут / Угут. б-ка ; сост. Е. А. Эсаулова – 96 с. : фот.

Югория : энциклопедия ХМАО : [ в 3 т. ] Т. 1 : А-И. – Ханты-Мансийск : Сократ, 2000. – 400 с. : ил.

Угут (Ханты-Мансийский автономный округ) [Электронный ресурс] : материал из Википедии – свободной энциклопедии. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Угут_(Ханты-Мансийский_автономный_округ) . – Загл. С экрана.


Информация о работе Петр Бахлыков