Пиктографическая письменность ацтеков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Цель данной работы – познакомившись с народом и языком ацтеков, разобрать пиктографические способы написания слов, частично ознакомиться с календарем ацтеков, то есть, создать определенное представление об их письменности.

Файлы: 1 файл

рефа си.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Ядро науатль  в письменной форме состоит из ряда календарных знаков и номера цикла. Наиболее важным календарным циклом, отмеченным ацтеками, был 260-дневный священный календарь, называемый tonalpohualli в науатль. В tonalpohualli - по существу состоит из  двух параллельных и взаимосвязанных циклов, один из 20 дней («счет дней"), и один из 13 дней (представлены числа, называемые "коэффициенты") (Приложение 2 - на науатль имена выделены красным цветом, а их значения на английском языке синим).

Дата, в tonalpohualli состоит из дня, подписи и  коэффициента. Так, например, первый день в 260-дневном цикле будет 1 Cipactli. Как и день у нас, коэффициент движется вперед, и следующий день будет 2 Ehecatl. Это продолжается до тех пор, пока 13 Акатль не достигнуто, и в этот момент коэффициент цикла возвращается снова к 1, и, следовательно, следующим днем будет 1 Ocelotl. Аналогичным образом, достигнув  последней подписи на 7 день Xochitl, дневная подпись цикла возвращается на первый знак, и следующим днем будет 8 Cipactl.

Ацтеки также использовали 365-дневный  солнечный календарь называемый xiuhpohualli, который состоял из 18 месяцев по 20 дней каждый. В конце года к ним прибавлялось еще 5 так называемых несчастных дней. Год начинался 12 февраля, а завершался 11 февраля.

Помимо этого, название каждого  дня, даже часа дня и ночи (день и  ночь у ацтеков исчислялись отдельно), тоже имели свое имя и были связаны  с каким-либо богом: первый день месяца был посвящен богу Тонакатекутли, первый дневной час — богу Шиутекутли, последний ночной час — богу Тлалоку  и т. д.

В 1790 г. в городе Мехико был найден «солнечный камень» — так называемый календарь ацтеков. На базальтовом диске диаметром около 3,5 м и весом примерно 24–25 т изображены пиктографические знаки, обозначающие 20 ацтекских дней, четыре эры (солнца) и две бирюзовые змеи — символ дневного неба. История мира была изображена на нем искусными ацтекскими скульпторами, так, как они ее понимали, начиная с момента его сотворения. В центре камня изображен лик бога Тонатиу с высунутым в знак благоволения языком. Композиция рисунка такова, что солнце предстает зрителю могучим божеством, повелевающим пространством и временем, прошлым и настоящим.

Считается, что «солнечный камень» впервые украсил Теночтитлан  во времена «императора» Мотекухсомы I Старшего (по другим данным, это случилось  позднее, в 1479 г., во времена тлатоани Ашайякатля)[47]. Как бы там ни было, но чтобы перетащить его из Койокана по дамбам в столицу ацтеков и поднять на вершину храмовой пирамиды, все подвластные ацтекам области вынуждены были прислать своих людей — около 50 тыс. человек! По некоторым данным, это гигантское скульптурное произведение служило жертвенным камнем (темалакатлем), на котором приносились жертвы богу Солнца и разыгрывались ритуальные «сражения» между безоружным пленником и воинами-«орлами» либо «ягуарами». Принято считать, что первое подобное жертвоприношение было совершено в 1458 г. в связи либо с голодом, либо по случаю празднования большой победы над миштеками, причем открыли этот «праздник» сам талтоани Мотекухсома I и его мудрый советник Тлакаелель, собственноручно принеся в жертву первых несчастных.

 

 

5 АЦТЕКСКИЕ ЧИСЛА

Ацтекские числа представлены длинными последовательностями точек. В общем, ацтеки почти исключительно пользовались точками в рукописях, а также на каменных памятниках. Точки можно было использовать для календарных дат (поскольку не число никогда не превышало 20), но они не годились для записи больших объемов даней со своих провинций. Чтобы подсчет чисел более 20 был довольно эффективным, ацтеки ввели специальные символы: для чисел 20 (флаг), 400 (перо), и 8000 (мешок благовоний).

Например, число 500 будет складываться из пера и пяти флагов (400 + 5 x 20 = 500). Чтобы указать, что несколько символов, образуя число, принадлежат к составным символам, изображается специальная линия для соединения всех символов. Линия соединяется с объектом, к которому она относится(Приложение 1).

 

6 НАПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

Характерной особенностью  письменного языка науатль является то, что сложные  слова и длинные  фразы построены из корней и аффиксов. Отражая эту характеристику, ацтекские  имена часто пишутся как соединения весьма красивых пиктограмм, которые  составляют имя. Символы соединяются  вместе, или даже иногда объединены в один, показывая, что они образуют составное слово (Приложение 2).

В дополнение к календарным и цифровым символам, ряд весьма красивых пиктограмм были использованы для  записи личных имен, названий географических и исторических событий. Например, сохранилось описание  битв, в ходе которых ацтекская армия покоряла другие города. Данные события зафиксированы в кодексе Мендоса. Чтобы показать завоеванный город, название города записывалось с символов, обозначавшим победу – символом храма (пирамиды)  в дыму и пламени. Например, согласно данной расшифровке, города  Colhuacan и Tenayucan были завоеваны. Также воины-ацтеки находятся рядом с пленными, взятыми из этих завоеванных городов(Приложение 3).

 

Фонетические символы

Ребусы в письменной форме являлись только одним из способов представления звуков в письменной форме на науатль.Кроме них, ацтеки также использовали определенные фонетические символы (Приложение 4 ).

Довольно часто встречается  в найденных ацтекских манускриптах и на памятниках культуры надписи, в  которые  входят как пиктограммы, так и иероглифы(фонетические символы). Иногда фонетические символы служат лишь дополнением к пиктограммам.  В некоторых надписях целые слоги  написаны фонетическими иероглифами. Но очень редко встречаются слова, полностью состоящие из фонетических символов.

 

7 КНИГИ АЦТЕКОВ

Ацтекская «книга», или тлакуила (соответственно писцы и толкователи записей назывались тлакуилы) представляла собой длинную полосу бумаги, выделанную и загрунтованную для «записей» и для удобства сложенную наподобие ширмы. Среди сохранившихся после испанского завоевания рукописей и кодексов ацтеков наиболее известны — «Карта Тлоцин», «Карта Кинацин», «Карта Шолотла», «Кодекс Ботурини».

Несовершенство ацтекской  письменности обусловило устную передачу литературных произведений от поколения к поколению. Жрец, учивший своих воспитанников, воспроизводил наизусть миф или легенду и заставлял их также выучивать текст наизусть. Целые комплексы идеограмм в письменных источниках, рукописях служили лишь своего рода опорными пунктами для декламирования строф. В результате в ацтекской «литературе» не только мифы и легенды, но и такие прозаические произведения, как исторические хроники, различные наставления и даже руководства по ремеслам, облачались в поэтическую форму.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подробно рассмотрев данную тему, можно сделать следующие  выводы:

  1. Ацтеки в Мексике являлись пришлым народом, говорившим на языке науатль;
  2. Астеки заимствовали свою письменность у других народов Центральной Мексики и особенно миштеков после их покорения;
  3. Ацтеки использовали параллельно два календаря – священный, который состоял из 260 дней и крестьянский или по-другому называющийся солнечным, состоящий из 365 дней. Они совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век», называвшийся «Новым Огнём». Ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового ознаменовывалось особыми торжествами.
  4. Ацтеки записывали слова и надписи преимущественно в виде групп пиктографических символов. Кроме того, часто встречаются в найденных ацтекских манускриптах и на памятниках культуры надписи, в которые  входят как пиктограммы, так и иероглифы(фонетические символы). Иногда фонетические символы служат лишь дополнением к пиктограммам.  В некоторых надписях целые слоги написаны фонетическими иероглифами. Но очень редко встречаются слова, полностью состоящие из фонетических символов;
  5. Наиболее известными из сохранившихся ацтекских книг являются такие произведения, как  «Карта Тлоцин», «Карта Кинацин», «Карта Шолотла», «Кодекс Ботурини». Несовершенство письменности приводило к устной передаче литературных источников от поколения к поколению.

Таким образом, в результате проделанной работы можно понять, что ацтексая письменная система сложна и трудна для понимания современного человека. Однако, ацтеки и их соседи, свободно использовали данную систему письма  в манускриптах различных областей знаний: астрологии, мифологии, генеалогии и истории. Хотя эти рукописи были весьма красивы, но для их точного понимания было необходимо глубокое знание базового языка науатль. В этой связи, ацтекские символы действительно являются ядром активной и продуктивной письменной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Фон Хаген, В. Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки./Виктор фон Хаген. - М.: Центрполиграф, 2010. – 576 с.

  1. Народы Америки. Т 1./ под ред. А. В. Ефимов, С. А.Токарев. -  М.: изд-во Академии Наук СССР, 1959. – 673 с.
  2. Непомнящий, Н. Н. 100 великих тайн Древнего мира/Н. Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2005. – 480 с.
  3. Мексиканская рукопись 385 «Кодекс Теллериано-Ременсис» (с дополнениями из Кодекса Риос) . / под ред. А. Скромницкого и В.Н. Талаха. — К.: Blok.NOT, 2011. — 307 с.

Информация о работе Пиктографическая письменность ацтеков