Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 12:58, реферат
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее народа, и главным связующим звеном между многими поколениями. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Это универсальный ритуал есть у всех народов.
Введение………………………………….…………………………..…...…..…3
1. Исторический обзор древних традиций..................……………………...4
2. История развития в России обряда похищения невесты ……………….....7
2.1 Традиция похищения невесты у татар ………………….…...….….11
2.2 Похищение невест у народов Кавказа................................................15
3. Современность и традиции…………………………………………………..18
Заключение…………………..…………………………………………...……...22
Список используемой литературы……
Содержание
Введение………………………………….……………………
1. Исторический обзор древних традиций..................…………
2. История развития в России обряда похищения невесты ……………….....7
2.1 Традиция похищения невесты у татар ………………….…...….….11
2.2 Похищение невест у народов Кавказа.......................
3. Современность и традиции…………………………………………………..
Заключение…………………..……………………………
Список используемой
литературы………..………………………………...
Введение
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее народа, и главным связующим звеном между многими поколениями. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Это универсальный ритуал есть у всех народов.
В культуре России можно проследить большой пласт свадебных обычаев и обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских племен. Свадьба окружена множеством обычаев, символов, обрядовых действий – от фаты у невесты и обсыпанием молодоженов хмелем, зерном, до обручальных колец… Но современный человек едва ли знает, какой смысл кроется за этими обычаями и символикой. Знание истории ритуала бракосочетания помогает лучше понять культуру своего народа и глубже вникнуть в ритуальные действия, совершать их осмысленно.
И сегодня люди продолжают жениться и выходить замуж. Поэтому тема данной работы всегда актуальна, и не потеряет эту актуальность никогда.
Цель работы – исследовать мотив похищения невесты в свадебной обрядности и его историю развития с течением времени.
Задачи работы – проследить историю развития обряда умыкания невесты, ритуальные действия, и исследовать взаимосвязь с современностью.
Для написания данной работы использовалась различная исследовательская литература, такая как исследования по истории русской культуры Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова и С. А.Токарева, а также множество других литературных источников, посвященных русским культурным традициям.
1. Исторический обзор древних традиций
Практика похищения невест и насильственной женитьбы, распространённая на Кавказе, в Киргизии, Эфиопии, Руанде, и даже в Элладе (Древней Греции – существовал миф о похищении Европы) и других странах, где сохранились подобные обычаи. Также похищение невесты было распространено среди тюркских народов. В большинстве стран мира считается преступлением, а не законным видом брака.
Выгода похищения невесты для жениха заключается в том, что в этом случае ему не приходится платить родителям невесты калым. Обычно жених со своими друзьями или друзья жениха без него самого похищают невесту и привозят в дом жениха. Там родственники жениха стараются успокоить похищенную девушку и уговорить её выйти замуж за своего похитителя.
В африканских странах похищение
невесты часто сопровождается и
Впрочем, иногда похищение невесты происходит со всеобщего согласия как обряд, позволяющий обойти некоторые другие традиционные запреты. Например, если младшая сестра по традиции не может выйти замуж раньше, чем старшая, то родители не могут дать благословение на брак, и поэтому младшую сестру «похищают». Через некоторое время молодые приходят к отцу невесты просить прощения, но он их «проклинает» и «изгоняет», но с рождением первенца — «прощает».
Обычай похищения невесты
Историю о похищении невест можно также встреть в предании об основании Рима, известную под названием похищение сабинянок. По рассказам римских историков, Рим был заселён одними только мужчинами; соседние племена не хотели выдавать своих дочерей замуж за бедное население Рима. Тогда Ромул устроил праздник консуалий и пригласил соседей. Те явились со своими семействами. Во время праздника римляне неожиданно бросились на безоружных и похитили у них девушек, что впоследствии привело к Сабинской войне. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.
В старину у татар девушки, желающие выйти замуж за любимого человека, а не за того, за кого желают её выдать родители, сами договаривались с любимым человеком о похищении. Через несколько дней после похищения молодые шли к родителям невесты за родительским благословением. Родители невесты были вынуждены признать этот брак. Таким образом, иногда похищение было способом обхода молодыми сопротивления на их брак родителей. Однако, в отличие от среднеазиатских народов, у татар похищение девушки, даже в старину, было чисто символическим актом, данью традициям и обычаям давно минувших дней.
У древних славян: древлян, вятичей и родимичей существовал обряд похищения невест. Во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. В деревнях этот обычай сохранялся вплоть до XV в. В литературе часто встречается информация о том, что похищение невест происходило «у воды» во время празднеств во имя богини «женитвы» Лады, которые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета — дня Ивана Купалы. Это утверждение основано на ошибочном прочтении в тексте летописи слова «увод», то есть похищение невесты, как «у вод». У этнографов же празднование «у вод» ассоциируется с Иваном Купалой. Так же увод можно трактовать как «у-вождение».
В Древней Руси пережитки
племенных брачных обычаев
Но под влиянием христианства постепенно стали исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Можно сказать, эти обряды стали приобретать роль игры.
Во второй половине XVII в. в свадебном обряде отчетливо просматривались не только «пространственные» различия, но и «временные» пережитки разновременных форм брака. В отдельных деталях свадебного обряда можно усмотреть черты группового брака, пережитки «умыкания», «купли-продажи» (особенно при сватовстве) и т.д. Пусть древние магические ритуалы и обряды постепенно утратили первоначальный смысл, выродившись в суеверия, или приобрели новое значение, например, в качестве игры, развлечения, но они все же сохранились.
2. История развития в России обряда похищения невесты
Исторические документы и народный фольклор донесли до нас различные способы заключения брака. «Повесть временных лет», датируемая началом XII в. рассказывает об «умыкании» невесты. Более широкое распространение имел самовольный уход девушки к любимому или инсценировка ее похищения по предварительному взаимному согласию. Эти способы в разных источниках имели различные названия: «тихоматная» свадьба, «самоходка», «увод», «выкрад» [9]. Все они в основе своей содержали добровольное согласие невесты на брак.
Самым же распространенным способом
заключения брака считался «сговор»,
проще «сватовство». Некоторые традиции
«купли-продажи», символического выкупа
невесты сохранились в
Но вернемся к ранним истокам появления обряда «умыкания». Материалы летописей позволяют предположить, что в древности существовало несколько архаичных форм брака. Автор «Повести временных лет» (XII в.) писал: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают» [3]. Иными словами, поляне пользовались формой так называемого «брака-приведения», сочетавшейся с элементами договоренности.
У остальных племен брака не было и они, как говорит летописец: «А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон» [3].
Вместе с тем известно, что у древлян, радимичей, вятичей и северян бытовало «умыкание» невест по предварительному сговору. Умыканию предшествовали игрища, пляски.
Похищение невест обычно происходило «у воды» на праздниках в честь богини «женитьбы», – Лады, которые начинались ранней весной, «на Красную горку», и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы [3]. У зависимого населения («простых людях») этот обряд сохранялся долго: следы его прослеживаются в былинах, песнях и даже в церковных документах XIII —XV вв.
Этот летописный рассказ о древлянах, радимичах и вятичах из «Повести временных лет» позволяет предположить, что архаичные формы брака «умыкание у воды», хотя и преобладали до принятия христианства у большинства племен, то в X в. его стали пережитком.
Слова «приводить», «нести» за кого-то неоднократно употребляются летописцем при описании брачных союзов князей, а также в тех случаях, когда подчеркивалась несамостоятельность женщины как субъекта в брачных делах, выражаемая в безличной форме «ведена быть» [3].
Однако стоит сказать о том, что позднее молодые люди не часто решались на брак «самоходкой» [9], то есть без разрешения родителей, надеясь в дальнейшем получить их прощение за такой поступок. Ведь вопрос о браке все-таки решался не молодыми людьми, а их родителями, которые на первое место ставили репутацию и достаток семьи, а не взаимные симпатии парня и девушки. И они не часто решались нарушить волю отца и матери и старались найти способы, чтобы родители разрешили выйти замуж за любимого парня.
Воля родителей играла важную роль при выборе невесты и жениха. К концу XIX – началу XX вв. характерной и достаточно распространенной была ситуация, когда родители, не спрашивая мнения сына, находящегося на стороне, готовили к его возвращению невесту. Так же не всегда спрашивали согласия девушки на вступление в брак. В случае противодействия со стороны детей, родители нередко прибегали к принуждению и угрозам. Конечно, так было не всегда и не везде. Часто молодым людям предоставлялась свобода выбора, и согласие жениха и невесты играло весьма важную роль. Бывали случаи, что парни вступали в брак и не просили разрешения у родителей, но со стороны девушек такого почти не было, так как они находились в большей материальной зависимости от родителей. Браки без разрешения родителей всегда вызывали долгие толки в среде крестьян как явление исключительное. По глубокому убеждению православных, крестьян браки, заключенные без согласия родителей, противозаконные и в большинстве случаев кончаются для сторон несчастливо.
«Одна из таких историй произошла в конце XIX века в Даниловском уезде Ярославской губернии. «Вдовец крестьянин имел всего на все одну дочь, для которой и копил приданое. К этой дочке посватался парень, но старик и слышать не хотел об этом браке. Так как молодые люди сильно любили друг друга, то девушка ушла к своему жениху и обвенчалась самоходкой. Все приданое девушки осталось у ее отца. Она ушла к своему жениху, как говорится, в одном только платье. После свадьбы молодые люди приехали просить к отцу прощения. Старик ни за что не хотел простить их и отказался даже выдать им что-либо из приданого дочери. Пока молодуха валялась в ногах у отца, муж ее зачем-то вышел из избы. Через полчаса он явился в избу и сказал: «Ну что же! Если не хотите простить, то и Бог с ним! Поедем, жена, домой!» Молодые сели в сани и поехали. Пока старик сидел в избе с дочерью, муж последней вынес все приданое ее из горницы и уложил в сани. После такой проделки старик посердился на дочь месяца два-три, но в конце концов простил ее» [9:212].
Здесь можно привести и другой пример. «В Любимском уезде Ярославской губернии зимой 1897 г. был такой случай: «Одна девушка полюбила парня, который отвечал ей взаимностью. Парень заслал сватов к родителям девушки, которые, к слову сказать, отличались большой скупостью. Началось сватовство. Между тем девушка хорошо знала, что ее родители предубеждены против жениха и ни за что не отдадут за него... Улучив благоприятный момент, она передала жениху в заклад все свое приданое ценой свыше 100 рублей. Жених, получив заклад, спрятал его в надежном месте и затем приехал свататься. Получив отказ, он заявил родителям невесты: «Голова-то у вас, а туловище-то у меня» и с этими словами уехал. Вскоре после этого объяснился и смысл его слов. Видя, что в данном случае ничего не поделаешь, и по скупости не желая потерять приданое дочери, родители последней волей-неволей вынуждены были согласиться на несимпатичный им брак» [9:213].