Понятие и сущность культурной деятельности и её функции в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

Категория “культура” обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе.

Содержание работы

1. Понятие культуры
2. Понятие и сущность культурной деятельности
3. Особенности культурной деятельности на современном этапе
4. Функции культурной деятельности в обществе
5. Литература

Файлы: 1 файл

Реферат Понятие и сущность культурной деятельности и ее функции в обществе.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Белорусский государственный университет культуры и искусств

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Понятие  и сущность культурной деятельности и её функции в обществе»

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнила: студентка ФЗО гр.11

                                                                   Толстик Анастасия Сергеевна

                                                                   Проверила: Романенко Л.Е.

 

 

 

 

Минск, 2010

План:

 

  1. Понятие культуры
  2. Понятие и сущность культурной деятельности
  3. Особенности культурной деятельности на современном этапе
  4. Функции культурной деятельности в обществе
  5. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие культуры

 

Категория “культура” обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.[1] 
Таким образом, культуру можно представить в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.[1]

 Многообразие  существующих в мире философских  и научных определений культуры не позволяют сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации [1]: Культура понимается как…

  • совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие;
  • «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»;
  • «результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, – игровая площадка, созданная Творцом, её условия, ресурсы и потенциал, а с другой – творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на её территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры» (Нарек Бавикян);
  • «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);
  • сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;
  • картина мира;
  • «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга);
  • «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман);
  • возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
  • воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;
  • развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;
  • творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);
  • «вся совокупность внебиологических проявлений человека». [2.с.3]

 

 

Понятие культурной деятельности

 

Культурная деятельность –это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей. [3.с.3]

Содержанием культурной деятельности выступает развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности. "Общественные отношения оказываются показателем, критерием развития человека, а значит и его культуры, именно как отношения между индивидами и группами индивидов в качестве субъектов деятельности В этом смысле данные отношения образуют "субстанцию" культуры, постольку, поскольку они реально раскрываются как "человеческие отношения". [4.с.37] 

Человеческая деятельность есть процесс, посредством которого существует и развивается человеческое общество и реализуется вся совокупность отношений человека с миром. В самом широком смысле слова деятельность - это создание общественным субъектом (а в качестве такого могут выступать и общество в целом, и группа, и личность) условий своего существования и развития, процесс преобразования всей социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами.[4.с.56] 
     Понятие "деятельность" охватывает биологическую жизнедеятельность человека и его социально-культурную, специфически человеческую деятельность Человеческая деятельность - активность субъекта, направленная на объекты или на других субъектов. Объектом может быть природный предмет, тот или иной социальный институт, сам человек. Сама энергия субъекта направленная на объекты или других субъектов выступает в самых различных формах в самых различных видах деятельности.[4.с.56] 
     Человек является существом деятельным. Но он не просто реагирует на внешнюю среду, а познает ее в процессе практики и в соответствии с этим сознательно организует свою культурную деятельность. Ее исходным пунктом являются объективные условия жизни, порождающие определенные потребности и интересы. Последние, свою очередь, создают ценностные ориентации и мотивы. Таким образом, реальные условия окружающей среды человека переходят на субъективный уровень, уровень сознания личности.[4.с.56]

Процесс такого перехода Г.В. Осипов и другие рассматривают как результат действия трех групп механизмов: 1) мотивация социальной деятельности человека, потребностей в виде интересов. 2) формирование диспозиционной структуры личности или преобразования ее интересов в цель деятельности, 3) индивидуального поведения и отношений человека.[4.с.57]     

Потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, характеризующие внутренний мир личности, внешне реализуются не только в индивидуальной культурной деятельности, но и через социальные группы и общности Виды проявления их активности многообразны.      Общности и группы являются формой удовлетворения потребностей, которые формируются под воздействием окружающего мира, культурного опыта и на основе стремления к самореализации.[4.с.57] 
    В силовом поле субъектно-объектных отношений можно выделить следующие виды социально-культурной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, культуротворческая. коммуникативная.[4.с.57]

Виды  культурной деятельности складывались исторически, постепенно оформлялись в систему, выполняющую посреднические функции между личностью и миром культуры. Цель этих видов деятельности - приобщение личности к миру культурных ценностей, включение ее в развивающий и культуроформирующий процесс. Особенность этой деятельности состоит в том, что она мотивируется потребностями личности в свободной, нерегламентированной деятельности, которая диктуется не принуждением извне, а внутренней потребностью в духовном развитии. Вместе с тем социально-культурная деятельность представляет собой сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны жизнедеятельности общества, результаты которой имеют как личностный, так и общественный смысл. Таким образом, социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по оседанию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.[5.с.117]

Современная социально-культурная деятельность является частью культурологического  знания, развиваясь, она имеет собственный  предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы Прежде чем определить объект и предмет исследования, обратим внимание на сам термин «социально-культурная деятельность». Он состоит из трех основных понятий: «социальная», «культурная» и «деятельность», как бы объединяющих их значения. Такое объединение этих понятий не случайно, оно связано с процессами дифференциации и интеграции в науке.[6.с.89]

По мере роста  новых знаний, расширения сферы проникновения  научной мысли в реальную жизнь, по мере возникновения новых проблем и потребностей общества, наблюдаются тенденции дифференциации и специализации наук, т е разделения основной науки на ряд более частных областей, развивающихся самостоятельно. С другой стороны, в решении ряда проблем наблюдается явление интеграции - объединения ряда самостоятельных наук, которые изучают один объект, но с разных точек зрения.[7.с.10]

В культурологии  как науке процесс дифференциации и специализации за последнее время значительно усилился Некоторые из специализированных областей уже оформились в самостоятельные научные отрасли. К таким наукам можно отнести прикладную культурологию, которая является областью научного знания «обеспечивающей методологическое, методическое и организационное осмысление сути, природы и источников функционирования социально-культурной сферы» Прикладная культурология, по мысли М.А. Ариарского. раскрывает «механизм реализации  нравственно-эстетического потенциала культуры, обосновывает технологию вовлечения людей в процесс освоения ценностей мировой и отечественной культуры и различные формы социально-культурного творчества». [7.с.10]

Культурная деятельность как область реализации закономерностей прикладной культурологии базируется на выработанных ею методологических основах, закономерностях, принципах, средствах, методах и формах вовлечения человека в мир культуры Одна из задач прикладной культурологии как научной дисциплины - разработка механизма создания благоприятной культурной среды, технологических условий для реализации духовно-эвристических и художественно-творческих возможностей людей, проявления их социально-культурной активности. Культурная деятельность сегодня рассматривается как сфера социально-культурной практики и как самостоятельная область культурологического знания. [6.с.89]

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей  характерные черты: 

 а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается

свободой выбора, добровольностью, инициативностью  участников:  
  б) обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;  
   в) характеризуется многообразием видов, на основе многообразия интересов (художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.); 
   г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;  
   д) отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности. реализуется в ответ на потребности и интересы личности;  
   е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;  
   ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально- культурной сфере; 
   з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;  
   и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту  социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами. [4.с.61]

 

Важность  культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом.[3.с.86]

 

 

Особенности культурной деятельности на современном этапе

 

В современных, принципиально новых условиях наше общество не может довольствоваться старыми представлениями о формировании личности, замкнутыми в узких рамках педагогических учреждений. Сегодня необходимо развитие социокультурных центров, охватывающих своим вниманием буквально все возрастные категории населения, все общественные структуры, включая семью, соседские общности, двор, улицу, разнообразные досуговые объединения и т.д. Методологическим ядром нового педагогического мышления является тезис о том, что формирование личности осуществляется более сложным путем, чем усвоение целенаправленных воздействий, содержащих разнообразные правила и предписания. Система отношений человека к другим людям складывается главным образом под влиянием самой жизни и окружающей социальной среды. Воспитание в традиционном педагогическом смысле может сыграть важную роль только в том случае, если будет взаимодействовать с теми нормообразующими силами, которые возникают как продукт непосредственного социального взаимодействия. В прежних социокультурных концепциях эти силы явно недооценивались.[3с.58]

В прошлом слишком  часто забывали, что воспитывать  – это не значит перекладывать  идеи из одной головы в другую, транслировать  их по принципу зеркального отражения. Люди по природе своей активны: они  всегда соотносят доводимые до них  идеи с жизнью, со своим опытом и опытом других людей и только после этого решают вопрос – принимать или не принимать данные идеи. Волюнтаристское деформирование структуры социовоспитательного процесса чаще всего приводило на практике к переоценке силы словесного воздействия и недооценке таких звеньев, как деятельность и общение. В результате процесс воспитания оставался незавершенным, не обеспечивался тот сплав знаний и убеждений и практического действия, который столь необходим для получения оптимальных педагогических результатов.[3.с.58]

Коренные  изменения, связанные с обновлением, демократизацией, экономическим реформированием  нашего общества, повлекли за собой  существенные перемены в социокультурной  теории и практике. Утверждающая система  новых общественных отношений вносит серьезные коррективы в цели и содержание процесса социализации. Получают развитие новые взгляды на проблему взаимосвязи индивидуального и общественного. Происходят заметные изменения в рейтинге качеств, необходимых личности для успешного функционирования в обществе. Уходит в прошлое насаждавшаяся десятилетиями окопная психология. Категорическое отрицание компромиссов сменяется стремлением к диалогу, толерантности, эмпатии. Даже в конфликтных ситуациях приоритетным становится не силовое давление, а умелое согласование позиций.[3.с.59]

Информация о работе Понятие и сущность культурной деятельности и её функции в обществе