Понятие культура в публикациях отечественных и зарубежных авторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:55, реферат

Описание работы

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе и подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение.

Содержание работы

Понятие культура в публикациях отечественных и зарубежных авторов……………………………………………………....…………3
Список литературы………………………………..........................12

Файлы: 1 файл

Отчет.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Генетические определения. «Культура – это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфической для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов – орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л. Уайт).

Л. Ионин заканчивает  изложение определений культуры собственным пониманием. «Однако, – пишет он, – можно приблизительно представить себе, в чем были бы согласны авторы буквально всех приведенных выше определений. Без сомнения, они были бы согласны с тем, что культура – это то, что отличает человека от животных, культура – это характеристика человеческого общества. Кроме того, они, наверное, согласились бы, что культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Далее, они наверняка признали бы, что культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка)» [5].

Э. Орлова характеризует  культуру так: «Культура определяется как все то, что создано людьми; как ценностное образование; как совокупность норм; как символический аспект современной жизни и деятельности людей; как технологии адаптации человека к окружению; как способы трансляции социально значимой информации; как коммуникативные системы в обществе и т.п. Всюду присутствует стремление подчеркнуть специфичность аспекта рассмотрения общественной жизни; провести дифференциацию изучаемых объектов по антропогенам (а не метафизически) или природным основаниям; построить интегральную картину изучаемой области явлений как порождаемой и поддерживаемой людьми, а не просто концептуальной целостности, идентифицировать ее как определенный «тип культуры»; использовать для ее построения принцип синхронного или диахронного сравнения объектов. Иными словами, можно констатировать, что при всех различиях в подходах исследователи культуры работают примерно в одних и тех же концептуальных пределах» [7].

Хотя Б. Ерасов определяет культуру как сферу духовного  производства, тем не менее речь идет не о марксизме, а о социологическом подходе. «В самом общем и сжатом виде культура – это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем она способствует духовной интеграции общества и различных его групп. Продукты этого производства существуют не только в сфере сознания  – в интеллектуальной или художественной форме. Они обозначаются, т.е. приобретают свойства знака или целой знаковой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы). Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие инструменты, кадры – все то, что воплощают в себе система образования, религиозные институты и светская культура» [3].

 

Список литературы

  1. Гарин, И.И. Что такое этика, культура, религия? / И.И. Гарин. – М.: Терра-Книжный клуб, 2002. –848 с.
  2. Гуревич, П.С. Культурология: Учебник для вузов. / П.С. Гуревич. – М. : Проект, 2003. – 336 с.
  3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 591 с.
  4. Еремина, Ю.В. Культурология: часть 1. / Ю.В. Еремина. – М.: МГТУ, 2007. – 92 с.
  5. Ионин, Л.Г. Социология культуры. / Л.Г. Ионин. – М.: Логос, 1996. – 280 с.
  6. Кравченко, А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. /А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2002. – 496 с.
  7. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
  8. Розин, В.М. Культурология. / В.М. Розин. – М.: Гардарики, 2003. – 462 с.
  9. Солонин, Ю.Н. Культурология: Учебник. / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.

 


Информация о работе Понятие культура в публикациях отечественных и зарубежных авторов