Понятие культуры. Как воспринимается культура в обыденном сознании? Откуда происходит термин «культура»? Дайте определение понятию «куль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе, либо на процессе этой деятельности, либо на той форме, в которой культура обнаруживает себя. Каждое из таких определений рассматривает одну из ведущих сторон культуры. Известны предельно широкие и предельно узкие определения.

Содержание работы

Задание 1
Понятие культуры. Как воспринимается культура в обыденном сознании? Откуда происходит термин «культура»? Дайте определение понятию «культура».
Какое место в духовной жизни общества занимали средневековая музыка и средневековый театр?
Русская архитектура ХУIII – ХIХ веков. Как архитектура отражала силу и величие Российской империи?
Задание 2
Культура Древнего Египта. Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей.
Задание 3
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого – нового Московского Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце ХV – начале ХVI в.в. (ХVI век).
Петергоф –одно из высших достижений русской национальной культуры.

Задание 4
Национальная культура.
Нравственная норма.

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 51.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Задание 1
    1. Понятие культуры. Как воспринимается культура в обыденном сознании? Откуда происходит термин «культура»? Дайте определение понятию «культура».
    2. Какое место в духовной жизни общества занимали средневековая музыка и средневековый театр?
    3. Русская архитектура ХУIII – ХIХ веков. Как архитектура отражала силу и величие Российской империи?
  2. Задание 2
    1. Культура Древнего Египта. Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей.             
  3. Задание 3
    1. МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого – нового Московского Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце ХV – начале ХVI в.в. (ХVI век).
    2. Петергоф –одно из высших достижений русской национальной культуры.

 

  1. Задание 4
    1. Национальная культура.           
    2. Нравственная норма.
    3.  

Задание 1

 

  1. Определений культуры имеется немало. Мы интуитивно чувствуем, что такие понятия, как «личность» или «общение» приближаются к чему-то очень важному в определении культуры, но это «что-то» настолько расплывчато, что его определение так же многочисленны, как картинки в калейдоскопе. И чем больше определений культуры, тем свободнее каждый новый автор придумывает собственную версию.

А вот версия культуры в  понимании П.Б.Вейлла : «Культура – это система отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию».

Термин «культура» ( от лат. Cultura-возделывание,обрабатывание ) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение- достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 400 определений культуры.

Слово «культура» - не только фундаментальное понятие современного обществознания, но и обязательная составляющая повседневного языка  и обыденного сознания. Когда говорят  о культуре, то имеют в виду всё, что связано с упорядоченностью повседневной жизни, красоту и чистоту  человеческой речи, господство в обществе нравственных и юридических норм, наличие и посещение театров, музеев, библиотек и многое тому подобное.

 Существуют различные  подходы к определению культуры, основанные либо на результатах  деятельности людей в обществе, либо на процессе этой деятельности, либо на той форме, в которой  культура обнаруживает себя. Каждое  из таких определений рассматривает  одну из ведущих сторон культуры. Известны предельно широкие и  предельно узкие определения. 
Результаты человеческой деятельности могут нести в себе самый различный уровень отношений человека с окружающим миром — от высокой до маргинальной культуры, поэтому в противопоставлении природы и культуры в качестве культуры принимаются не только любые явления, называемые “второй природой”, но и рассматриваются ценности, нормы и идеалы, относящие эти явления к какому-либо определенному уровню культуры. 
Культура как особый процесс деятельности людей включает в себя трудовую деятельность по созданию материальных и духовных благ и собственно психическую, умственную деятельность человека (в более узком смысле — только его творчество). 
Как система коммуникаций культура вырабатывает особые знаки, имеющие для человека не только внешнее выражение, но и смысловую сторону, доступную лишь человеку той или иной эпохи, страны, общества. Знаковая система культуры адаптирует человека в мире культуры. 
Проблема определения культуры до сих пор не может считаться разрешенной, поэтому в настоящее время количество определений не только не сокращается, но и продолжает расти. 
Противостояние “природа — культура”, “человек — культура”, “общество — культура” не является абсолютным. Ни один из элементов этих противостояний, кроме природы, нигде невозможен сам по себе. Даже то, что представляется наиболее явной противоположностью — “природа и культура”, относятся друг к другу не только как антагонисты, но и как взаимозависимые величины. Для человека культура является не только средой, в которой он формируется и живет, но и полем деятельности. Для общества же культура выступает и как цель его существования, и как средство. В отношении природы культура выступает способом человеческого воздействия на нее.

Культура-это неотъемлемая часть человеческой жизни.

Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное  поведение.

 

  1. Средними веками называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.в. Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода.

- Раннее Средневековье,  от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X- XI веков);

- Высокое (Классическое) Средневековье. От X- XI веков до XIV века;

- Позднее Средневековье,  XIV и XV века.

Средневековая музыка носит  по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка. 
Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная с XI века песни трубадуров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем, Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любовные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках. Танцевальные песни, такие, как рондо и вирелай, тоже находятся в их репертуаре. Вся эта монофоническая музыка могла иногда иметь аккомпанемент на струнном или духовом инструменте. Так было до XIV века, пока светская музыка не стала полифонической.

В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литургической драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как-то связать специализацию цеха с предметом пьесы — например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко запоминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей. 
Реализм использовался в постановках избирательно. Пьесы полны анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими). Что-то могло изображаться сверхточно — сохранились сообщения о том, как актеры едва не умирали вследствие слишком реалистического исполнения распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьявола, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их. 
Свободная смесь реального и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно, и адская пасть обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное содержание циклов, они все более и более становились развлечениями. Использовались три основные формы постановок. В Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Прежние церковные декорации сменились тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда, которые перемещались в городе с места на место. Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках повозок или на подмостках, построенных на улицах. В Испании делали так же. Во Франции применялись синхронные постановки — различные декорации поднимались одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед собравшимися зрителями. Наконец, опять-таки в Англии, пьесы иногда ставились «вкруговую» — на круглой площадке, с декорациями, размещавшимися по окружности арены, зрителями, сидящими или стоящими между декорацией. 
Пьесы-моралите. В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели. 
Эти пьесы местами трудны и скучны для современного восприятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровизации, пьесы в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объявляется прямолинейно и назидательно. Однако исполнители, вставляя в представления музыку и действие и используя комические возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, создали форму народной драмы.

Итак, средние века в Западной Европе — время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования. В их числе следует назвать прежде всего университет как принцип. Возникла, кроме того, новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания, без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде. Даже фантастические рецепты алхимиков сыграли свою роль в этом процессе совершенствования духовных средств мышления, общего уровня культуры. 
Как нельзя более удачным представляется образ, предложенный М. К. Петровым: он сравнил средневековую культуру со строительными лесами. Возвести постройку без них невозможно. Но когда здание завершено, леса удаляют, и можно только догадываться, как они выглядели и как были устроены. Средневековая культура по отношению к нашей, современной, сыграла именно роль таких лесов: без нее западная культура не возникла бы, хотя сама средневековая культура была на нее в основном не похожа. Поэтому надо понимать историческую причину столь странного названия этой длительной и важной эпохи развития европейской культуры.

 

  1. Тот кто внимательно рассматривал русские памятники архитектуры XVIII- XI веков, кто долго жил в русских городах этого времени, тот никогда с этим не согласится. Против этого будут восставать прежде всего его непосредственные впечатления. Да, скажет он, пусть наши архитекторы XVIII- XIX веков учились за границей и усвоили язык современной им архитектуры Запада, пусть они следовали типам, которые выработались в те годы на Западе, но в России эти типы зданий получили иной облик;

мы слышим как бы одну и ту же музыкальную пьесу, но разыгранную  разными исполнителями. В русских  памятниках должен был найти, и действительно  нашел себе выражение русский  народный склад характера, какого мы не находим ни в одной стране Запада. Недаром же Петербург и другие наши города XVIII- XIX веков, даже на взгляд неискушенного наблюдателя, имеют свою, особенную физиономию, и то, что мы хорошо улавливаем в городе в целом, относится и к его отдельным зданиям (А. Бенуа, Красота Петербурга.- «Мир искусства», 1920.). Нам трудно выразить это в нескольких словах, Такие определения, как «патриотические идеи, вдохновлявшие зодчих», «героический облик архитектуры», « подчинение зданий общей градостроительной задаче», « организация пространственных композиций в конкретных природных условиях»,- эти определения слишком общи, чтобы дать представления о русской школе («История русской архитектуры». Краткий курс, М., 1951, стр. 243-244.). Но глаз улавливает особенную, спокойную, сдержанную силу русской классической архитектуры конца XVIII- начала XIX века, особенную красоту величия и простоты, ровный ритм, мерное дыхание, размах и широту замысла, по которым можно отличить петербургский дворец или особняк XVIII-XIX веков от любого современного ему парижского здания.

В Петровскую эпоху вносят новшества в архитектуру, в строительство обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

Появление промышленных мануфактур, учреждение Сената, коллегий потребовало  нового типа построек. Строительство  в Москве отличалось разнообразием  городских зданий.

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор,  Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки, где вначале помещался первый русский университет.

Достопримечательностью  Москвы стал «Странноприимный дом» Н.П. Шереметева (ныне здание Института им. Склифосовского), украшенный двойной колоннадой в центре, выгнутой навстречу зрителю.

В храмовом зодчестве начала XVIII столетия особо следует выделить церковь архангела Гавриила- Меньшикова башня в Москве, построенную в 1705- 1707 гг. талантливым русским архитектором И.П. Зарудным .

Выдающимся зодчим Москвы был Д.М. Ухтомский.  

Наиболее интересным и  значительным произведением Ухтомского стала колокольня Троице – Сергиевой лавры.

Петровская эпоха характеризуется  прежде всего строительством новой столицы – Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли.

Одновременно с Петербургом  строились загородные дворцы со знаменитыми  парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра I , которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.            

Талантливым русским архитектором был В.П. Баженов, им построены дворцово- парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова – самое красивое здание XVIII в. В Москве, Михайловский замок в Петербурге.

Русская архитектура первых трех десятилетий XIX в. Связана со стилем ампир, завершившим развитие классицизма. Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и олицетворял могущество государства. Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова.

Характерная черта зодчества  того времени – создание крупных  архитектурных ансамблей, что особо  проявилось в Петербурге. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по его проектам возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. По проекту А.А. Монферрана создан Исаакиевский собор – самое высокое здание того времени в России.

О.И.Бове бала создана Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта.

Информация о работе Понятие культуры. Как воспринимается культура в обыденном сознании? Откуда происходит термин «культура»? Дайте определение понятию «куль