Понятие культуры. Как воспринимается культура в обыденном сознании? Откуда происходит термин «культура»? Дайте определение понятию «куль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные подходы к определению культуры, основанные либо на результатах деятельности людей в обществе, либо на процессе этой деятельности, либо на той форме, в которой культура обнаруживает себя. Каждое из таких определений рассматривает одну из ведущих сторон культуры. Известны предельно широкие и предельно узкие определения.

Содержание работы

Задание 1
Понятие культуры. Как воспринимается культура в обыденном сознании? Откуда происходит термин «культура»? Дайте определение понятию «культура».
Какое место в духовной жизни общества занимали средневековая музыка и средневековый театр?
Русская архитектура ХУIII – ХIХ веков. Как архитектура отражала силу и величие Российской империи?
Задание 2
Культура Древнего Египта. Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей.
Задание 3
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого – нового Московского Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце ХV – начале ХVI в.в. (ХVI век).
Петергоф –одно из высших достижений русской национальной культуры.

Задание 4
Национальная культура.
Нравственная норма.

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 51.98 Кб (Скачать файл)

По примеру новой и  старой столиц преображались и другие города России.

Сохранившиеся здания XVIII – XIX вв. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения. 

 

 

 

 

 

Задание 2

Культура  древнего Египта

 

Введение.

  1. Протест против смерти важнейшая черта культуры древнего Египта.
  2. Культ фараона.

 

Заключение.

Введение

 

 

 Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце  IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения.

Перед человеком, не получившим специального исторического образования  и опирающимся в своем восприятии на школьные впечатления, Древний Египет предстает как сохранившаяся  «во плоти» глубокая древность человечества со всеми ее атрибутами: эпической мощью, степенностью и величием. Весьма характерным в этом отношении является высказывание русского писателя и философа В.В. Розанова, сформулированное с присущей только ему, чисто розановской парадоксальностью, но при этом точно передающее общий тон восхищения перед чудом: «Великий интерес к Египту проистек у меня из удивления к такому подъему в нем жизненной энергии, сочных, ярких сил, какого, я твердо знал, никогда не существовало ни в Греции, ни в Риме, ни у евреев. Меня все занимал вопрос, откуда проистекала эта энергия, не опадавшая на протяжении времени, равного прошедшему от Троянской войны (XII в. до Р.Х.) до наших дней. Греки гениально творили на протяжении каких-нибудь трехсот лет, римляне — на протяжении четырех столетий, но Египет, не уставая, весело, с улыбкой творил начиная уже с 4-й своей династии, по крайней мере за три тысячи лет до Р.Х. и до этого самого Р.Х., когда александрийские художники славились еще изяществом и вкусом своих работ, а знаменитая библиотека, основанная Птолемеем-Филадельфом, видела в стенах своих первых ученых тогдашнего мира. И все это без усталости, без исторического утомления, без того утомления, которое после 1500 лет самобытной европейской истории так явно легло на все народы Западной Европы, французов, отчасти немцев и англичан, на полувыродившихся итальянцев, испанцев, португальцев, не говоря уже о жалком отребье, оставшемся от «эллинов».

1

Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали  « ненормальностью». Страстное желание  бессмертия определило все мировоззрение  египтян ,пронизывало всю религиозную мысль Египта, сформировало древнеегипетскую культуру. Специалисты – культурологи считают, что ни в одной мировой цивилизации этот процесс против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в, Египте. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа», который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Египта – и не только религиозной и культурной, но и политической, экономической, военной Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, согласно которому смерть, не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно, умершего могло ждать воскрешение.

Египтяне были убеждены, что каждый человек обладает несколькими важнейшими характеристиками ,(Сах – тело человека, Шунт – его тень, Рен – его имя, Ах – его приведение, Ка – душа человека). Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого будут созданы необходимые условия.

Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено  – средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий. Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы – пирамиде.

Путь на тот свет представлялся  египтянам настоящей полосой  препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти . Если путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог  Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь проходил суд над умершим.Каждый из богов задавал по вопросу, умерший отвечал. Вопросы и ответы являлись, по сути, сводом жизненных правил египтян. Праведный египтянин должен был сказать – « Я не причинил людям зла», « Я не мучил животных», « Я не богохульствовал», « Я никого не убил», « Я не совершал насилия над бедными», « Я чист». По сути это десять заповедей современной религии.

Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свой путь в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы – существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Усилия египтян были направлены на то, чтобы сделать жизнь после  смерти долгой. Безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

 

2

Центральное место в религиозной  культуре Египта занимало обожествление  фараонов. Фараон стоял во главе государства. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет считался собственностью фараона. Не случайно понятие «дом фараона» - (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни  и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой  пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона – он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног.

Усыпальницы для фараонов пирамиды строили с особым размахом на уровне государства .Самая знаменитая и самая значительная по размерам – пирамида фараона Хеопса в Гизе. Известно, что только дорогу к будущему месту строительства прокладывали 10 лет, а саму пирамиду – строили более 20 лет; на этих работах было занято огромное количество людей – сотни тысяч. Размеры пирамиды таковы, что внутри свободно мог бы разместиться любой европейский собор. Пирамида Хеопса сложена из гигантских известковых камней, и вес каждой глыбы составляет примерно 2-3 тонны.

Можно только представить  ценой скольких человеческих жизней строились эти памятники архитектуры.

Пирамида Хеопса вместе с  другими пирамидами, высящимися в  Гизе, - Хефрена и Михерина, названа одним из семи чудес света.

 

Заключение

 

Египет – страна древней  и таинственной культуры , всегда привлекавшей к себе внимание, вызывавшей удивление, восхищение, живой интерес. Египетское государство – одно из первых в истории человечества – возникло в долине Нила почти 6 тысяч лет назад. За столь длительный срок в стране было создано огромное множество памятников материальной культуры: произведений живописи и декоративно- прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, стел, великолепных архитектурных сооружений.

Современная культура человечества немыслима без культуры Древнего Египта.

 

Задание 3

 

  1. Московский Кремль - древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы, один из красивейших архитектурных ансамблей мира.

 

Уже много веков бьется сердце Москвы, святая святых Государства  Российского. Отсюда, с Боровицкого холма, началась история Третьего Рима - священного города России.

Создание русского централизованного  государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого – нового Московского  Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV – начале XVI вв.

Кремль - это сердце Москвы символически и исторически. Из небольшого деревянного городка 12 века на высоком  берегу Москвы-реки выросла неприступная крепость, превратившаяся за минувшие столетия в поражающий красотой и  гармонией ансамбль дворцов и  храмов. Старейшие археологические  находки на территории Кремля относятся  еще к Бронзовому веку. В 1366-1368 годах, во времена правления Дмитрия  Донского здесь была посторона белокаменная крепость. Позднее, в 15-16 веках она неоднократно перестраивалась: белокаменные стены были заменены новыми при участии лучших итальянских архитекторов. Именно тогда Кремль приобрел черты, известные сегодня всему миру. Центр и красивейшая часть Московского Кремля - Соборная площадь с главным из древних храмов Кремля - Успенским собором (1475-1479), построенным итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти, Благовещенским собором (1484-1489) - домовым храмом русских царей, Архангельским собором (1505-1508) со знаменитой колокольней Ивана Великого и Грановитой палатой (1487-1491), служившей парадным тронным залом для государственных церемоний. Другие достопримечательности Кремля включают Царь-колокол, Парь-пушку, Большой Кремлевский дворец, Теремной дворец, Оружейную палату и Алмазный фонд.

Сегодня в Кремле располагается  резиденция Президента России. Вместе с тем, ансамбль Московского Кремля включен в Список Всемирного культурного  и природного наследия ЮНЕСКО и на его территории располагается Государственный  историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”.

  1. Петергоф.

Всемирно известный дворцово – парковый ансамбль Петродворца ( до 1944 года – Петергоф), расположенный в 29 километрах от Петербурга,- одно из высших достижений русской национальной культуры, великолепный пример органического синтеза архитектуры и культуры, садово – паркового и инженерного искусства.

 Ансамбль, возникший в  начале XVIII века на берегу Финского залива, является своеобразным памятником в честь победоносного завершения Северной войны и выхода России к Балтийскому морю.

 Идея создания ансамбля, основные планировочные решения,  замыслы художественного оформления принадлежат Петру I. Строительство Петергофа продолжалось около двух веков, он разрастался, украшался новыми произведениями выдающихся зодчих и ваятелей. Создание этого грандиозного комплекса осуществлялось трудом тысяч наемных работников, крепостных крестьян, солдат, мастеровых со всех концов России.

К строительству Петергофа  приложили руку такие мастера: немецкий архитектор И.Ф. Браунштейн, французский  архитектор Ж.Б. Леблон, итальянский архитектор Микетти. Важнейшую роль в создании парков Петергофа сыграл приглашенный из Голландии садовый мастер Леонард ванн Гарнихфельт, русские садоводы из подмосковных дворцовых сел – Коломенского и Измайловского. Ближайшим помощником Гарнихфельта был Антон Борисов – один из выдающихся мастеров регулярного паркостроения.

Более десяти лет работал  в Петергофе Б.Ф. Растрелли, он выполнил ряд значительных сооружений, придавших  новый маштабный размах и монументальность петровскому ансамблю.

Ж.Б. Вален – Деламот, Ю. М. Фельтен, И. Е. Яковлев, Д.Кваренги, садоводы Д. Медерс, В. Гульд, Д. Гаврилов и другие Петергоф явился наглядным выражением расцвета культуры и искусства.

После Октябрьской революции  петергофские дворцы и парки стали «достоянием народа», и некоторые из них были превращены в историко – художественные музеи.

Десять музеев, представлявших развитие русской истории и культуры XVIII – XIX и начала XX века, принесли Петергофу славу одного из крупнейших просветительских центров нашей страны.

Задание 4

 

1.       Национальная культура - это культура одного народа или группы   родственных и исторически тесно связанных между собой народов, родство и историческая взаимосвязь между которыми ощущаются непосредственно, без глубоких исторических изысканий.

Для национальной культуры должна быть характерна ярко выраженная самобытность в области искусства, науки, философии, а также "практического устроения жизни" (право, бытовые обычаи и т. п.), что подразумевает государственную самостоятельность.

Самая главная и самая  привлекательная особенность национальной культуры — это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы  организации культурной жизни. Если культура не имеет особого, только ей присущего аромата, она подобна  безликому человеку. Как и любое  проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается  одновременно с общим расцветом  нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

У каждой национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения  и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Развитие ее совершается  не в стерильной колбе, а в условиях социальных противоречий, борьбы прогрессивных  традиций с отсталыми и консервативными  явлениями. Свое будущее каждый народ  сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую  культуру. Эта идея обладает своей  имманентной логикой: именно она  поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом  творческой деятельности человека, укрепляет  духовное здоровье народа, создает  его национально-нравственный идеал

Каждая национальная культура принадлежит всему человечеству и обязана самовыразиться перед всем миром. Каждой из наших национальных культур еще предстоит сказать свое слово в мировой культуре нового времени. Ведь единой национально-культурной модели нет. Прибалтийским государствам присуща своя культурная модель, республикам среднеазиатским — другая и т. д. Но каждая из этих культур идет своим оригинальным и своеобразным путем к общечеловеческим ценностям.

Это совокупность символов, верований, ценностей, норм и  образов поведения, которые характеризуют  человеческое сообщество в той или  иной стране.

 

2.           Нравственные нормы передаются последующим поколениям не как система практических выгод, а как система незыблемых "священных" абсолютов. В результате нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу нравственный контроль поведения, что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий. Например, каннибализм, т.е. поедание человеческого мяса, вызывает у нас немедленную отрицательную психологическую реакцию. Нравственная норма делает это действие эмоционально невозможным. В обществе с твердо установившимися нравственными нормами, четкой системой передачи этих норм новым поколениям нравственные запреты нарушаются редко.

Информация о работе Понятие культуры. Как воспринимается культура в обыденном сознании? Откуда происходит термин «культура»? Дайте определение понятию «куль