Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 03:14, контрольная работа
Благодаря телевидению, журналам, альбомам репродукций, международным выставкам художественные направления очень быстро распространяются по всему миру. С такой же скоростью они устаревают, и на их месте возникают новые течения. Известные живописцы и графики различных национальностей живут и работают в крупных художественных центрах. Прежде центром модернизма был Париж, позднее к нему присоединились Лондон и Нью-Йорк.
Цель моей работы - выявление особенностей модернизма, а так же рассмотрение основных его направлений.
Введение
Понятие «модернизм», предпосылки модернизма в искусстве
Многообразие направлений модернизма в художественной культуре
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Конец 19 века - начало 20 в искусстве принято называть серебряным веком. Революции и войны 20 столетия, глубокие изменения в политической, экономической, общественной жизни стран Западной Европы не могли не сказаться на искусстве. В эту эпоху в противовес традиционной реалистической живописи возникает совершенно новое явление в искусстве, утверждающее другой подход к изображению действительности и получившее название модернизм. В отличие от своих современников-реалистов, представители нового искусства не стремились к достоверной передаче окружающего мира. Главным для них было самовыражение. С помощью художественных средств модернисты пытались донести до зрителя свои чувства и настроения. Начало этому явлению было положено еще в конце XIX в. французскими импрессионистами. Их живописную манеру подхватили мастера-постимпрессионисты. Искусство модернизма не является целостным, оно разделено на направления, разнообразные по средствам выражения и по своим целям. Некоторые из них весьма значительно отличаются друг от друга. Многие художники-модернисты создавали группировки, имевшие собственные программы. Нередко они создавали произведения, в которых обнаруживались черты разных направлений. Модернисты перестали следовать старым традициям в живописи, что вызвало множество споров между сторонниками и противниками нового искусства. Особые нарекания со стороны критики вызывала техническая сторона произведений: нередко художники игнорировали такие важнейшие свойства живописи, как точность рисунка, соответствие красок естественным природным цветам и т. д. Модернистские течения объединяло только одно: антиреалистический метод. Благодаря телевидению, журналам, альбомам репродукций, международным выставкам художественные направления очень быстро распространяются по всему миру. С такой же скоростью они устаревают, и на их месте возникают новые течения. Известные живописцы и графики различных национальностей живут и работают в крупных художественных центрах. Прежде центром модернизма был Париж, позднее к нему присоединились Лондон и Нью-Йорк.
Цель моей работы - выявление особенностей модернизма, а так же рассмотрение основных его направлений.
Понятие «модернизм», предпосылки модернизма в искусстве
Модернизм (фр. Modernisme, от moderne – современный, новейший) – новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, символизм и модерн, хотя к этому относят экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм и более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков. Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи.
Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах .
В узком смысле модернизм
рассматривается как ранняя ступень
авангардизма, начало пересмотра классических
традиций и время появления новых
тенденций в искусстве. Датой
его зарождения называют 1863 год –
год открытия в Париже «Салона
отверженных», куда принимались работы
художников, забракованные жюри официального
Салона. В широком смысле модернизм
– «другое искусство», которое
носит программно антиавторитарный,
антитрадиционный характер. Главной
целью движения является создание оригинальных
произведений, основанных на внутренней
свободе и особом видении мира
автором и несущих
Модернизм
– совокупность художественных направлений,
возникших в искусстве в виде
новых форм творчества, в которых
возобладало уже не столько следование
духу природы и традиции, сколько
свободный взгляд мастера-творца, изменяющего
видимый мир по своему усмотрению,
следуя личному впечатлению, внутренней
идее или мистической грезе. Наиболее
значительными модернистскими тенденциями
были импрессионизм, символизм и
модерн, хотя к этому относят
В советской
критике понятие «модернизма» применялось
ко всем течениям искусства XX в., которые
не соответствовали канонам
Причины появления модернизма в начале ХХ века. В XX веке культура и искусство столкнулись с усложнившейся действительностью, с нарастанием катастрофичности общественного развития, обострением социальных противоречий, с конфликтами, порожденными научно-технической революцией, с глобальными проблемами, затрагивающими интересы всего человечества и как следствие расцветом модернизма. Начало XX века в общественном сознании было временем ожидания Апокалипсиса. А потому Первая мировая война, а также, как это ни странно, гибель «Титаника», были восприняты интеллигенцией как вполне закономерные явления. Интеллигенция этого времени жадно искала нового слова о том, как жить и куда идти. Ей хотелось иметь пророков. Но те, кто выступали в этой роли, как правило, говорили о неизбежном конце европейской цивилизации.
С конца 1950-х гг., в мировом искусстве возникает тенденция отрицания модернизма, его новаторства и современности, и происходит возврат к предмодернистским формам и стилям.
Мастера модернизма: Пабло Пикассо, Марк Шагал, Амедео Модильяни, Виктор Борисов-Мусатов, Густав Климт, Альфонс Муха, Обри Винсент Бердсли.
Предпосылкой к возникновению многих модернистских направлений в искусстве стал импрессионизм. Одним из направлений постимпрессионизма является кубизм, как самостоятельное течение возникший во Франции в начале 1900- х годов. Экспрессионизм и дадаизм, абстракционизм и кубизм, футуризм и сюрреализм — эти направления модернизма возникли в разных странах мира. По словам М. Рейналя, известного историка модернизма, “…движения следуют в единой цепи как реакция одно на другое: кубизм противопоставляет себя фовизму, неопластицизм — футуризму, дадаизм — экспрессионизму и т. д. И тем не менее все они возникают одно из другого и образуют связное целое”.
Символизм
Символизм (происходит от фр. symbolisme) - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Характерные черты: многозначность образа, игра метафор и ассоциаций. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.
Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения – творческий процесс. Художник становится посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных образах «идею в форме чувств».
Символизм
в изобразительном искусстве
– явление сложное и
Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров – от Пюви де Шаванна, Г.Моро, О.Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П.Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции (родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Для всех представителей этого направления характерны поиски собственного изобразительного языка: одни уделяли особое внимание декоративности, экзотическим деталям, другие стремились к почти примитивной простоте изображения, четкие контуры фигур перемежались с размытыми, теряющимися в туманной дымке, очертаниями силуэтов. Символизм в изобразительном искусстве характеризуется своей концентрацией не на повседневности, а на таинственных (и даже божественных) силах, проявляющих себя через душевные переживания персонажей картин символизма, или же яркие проявления божественного в природе. Одной из ярчайших картин символизма является «Демон сидящий» Михаила Врубеля. Поистине, данная работа знаменитого русского художника является, безусловно, одной из знаковых для самого течения — русский символизм.
Крупнейшие представители: П. Пюви де Шаванн, Г Моро, П. Гоген, М. Дени, Д. Г. Россетти, М. Клингер, Э. Мунк, А. Беклин, Ф. Ходлер, А, Райдер, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов, Н. К. Рерих, члены объединения Голубая роза.
Кубизм
Кубизм (от фр. cubisme, произошло от cube - куб) - модернистское направление в живописи начала ХХ века, которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. Характерные черты: преобладание в картинах прямых линий, граней и кубоподобных форм. Слово "кубисты" было употреблено в 1908 и 1909 французским критиком Л. Воселем, как насмешливое прозвище группы художников, изображавших предметный мир в виде комбинации геометрических тел или фигур. Самый известный художник этого направления живописи: Пабло Пикассо (1881-1973). Кубизм развивался и за пределами Франции; особенно плодотворно — в Чехословакии.
На рубеже первой мировой войны влияние европейской живописи резко сократилось. Мягкие строго пропорциональные формы, идеальная контрастность цвета, утонченная гротескность – уступили место грубой, выходящей за установленные рамки африканской скульптуре. В искусстве произошла модернистическая революция, которая послужила резким толчком к образованию кубизма.
Поль Сезанн расширил рамки восприятия природы «посредством цилиндра, шара, конуса». Две его выставки (1904 и 1906 г.г.) произвели двоякое впечатление. Люди с нескрываемым интересом изучали творения, которые вызвали много споров и пересудов. Основоположниками данного искусства принято считать Пабло Пикассо с его жестко вырубленными на холсте «Авиньонскими девицами» (1907 г) и Жоржа Брака, удивившего пейзажами, созданными аналогичным методом. В дальнейшем «кубическая» муза посетила таких выдающихся французских авторов как: Хуан Грис, Фернан Леже, Робер Делоне, Луи Маркуси. В кубизме на первый план выходит абстрактное мышление, умение видеть предметы в пространстве, разложение их на геометрические составляющие. Матис, находившийся в восторге от картины Брака «Дома в Эстаке», четко дал понять – данное искусство состоит из множества кубиков, переплетенных между собой. Позже критик Луи Воксель в журнале «Жиль Блаза» написал о жизни кубов, чем вызвал небывалый интерес к творчеству художников-бунтарей.
Кубизм имеет три стадии развития: сезанновскую (1907-1909), аналитическую (1910-1912) и синтетическую (1913-1914).
Ранний период кубизма окрещен «сезанновским» после открытия нашумевшей пейзажной выставки Ж.Брака. Молодой художник наравне с мастером Пикассо протестовал против вымученного империализма, пустоты салонной «красивости», символичной недосказанности образов. Понятие «объема» раскрывалось в простых и незамысловатых сюжетах. За основу картин легли обыденные предметы существования. Интструменты, дома, деревья, животные, первозданные образы мужчин и женщин – по-новому вырисовывались руками художников-кубистов.
Для «аналитического кубизма» характерен сдержанный, даже суровый колорит, основанный на коричневато-охристых, зеленых и синих тонах. Человек и природа здесь действительно геометризуются с подчеркиванием массивной весомости их «выпирающих» на зрителя форм. Значение традиционного сюжета сводится к минимуму, и ведущим жанром становится натюрморт (со сравнительно простыми постановками, воспроизводящими рабочую атмосферу мастерской).
В 1912-1914 гг. наступает фаза «синтетического кубизма», причем и здесь Пикассо и Брак лидируют. Иллюзорная объемность сходит на нет, образы распластываются и частично заменяются реальными, наклеенными на холст материалами и предметами (так нарождается новая техника «коллажа»). Возрастает значение надписей и текстов, порою символических (так, Пикассо, используя газетные наклейки, специально подбирает заголовки о катастрофах и социальных волнениях, вероятно, подчеркивая тем самым «революционное» значение нового художественного метода). Благодаря коллажам картина отчасти превращается в рельеф, и поэтому кубизм (в творчестве А. Лорана, Р. Дюшан-Вийона, О. Цадкина, Ж. Липшица и др.) вскоре охватывает и скульптуру.