Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 03:14, контрольная работа
Благодаря телевидению, журналам, альбомам репродукций, международным выставкам художественные направления очень быстро распространяются по всему миру. С такой же скоростью они устаревают, и на их месте возникают новые течения. Известные живописцы и графики различных национальностей живут и работают в крупных художественных центрах. Прежде центром модернизма был Париж, позднее к нему присоединились Лондон и Нью-Йорк.
Цель моей работы - выявление особенностей модернизма, а так же рассмотрение основных его направлений.
Введение
Понятие «модернизм», предпосылки модернизма в искусстве
Многообразие направлений модернизма в художественной культуре
Заключение
Список литературы
Во 2-й половине 1910-х гг. наступает период «декоративного кубизма», названного так из-за возросшей пастозности и яркости его красок. Но в эти годы кубизм по сути уже разлагается, порою неразличимо сливаясь с другими течениями (в первую очередь, с футуризмом).
Футуризм
футуризм (от слова «футурум» — «будущее»), существовавший с 1909 г. до 1930-х гг., эволюционируя частично к абстракционизму. В футуризме искажение и деформация образа реального мира носили характер субъективного произвола. Группировка художников - футуристов, выступивших в 1910 г., провозгласила своей целью разрушение старой культуры и воплощение в современном искусстве динамизма индустриальной эпохи и современных капиталистических больших городов. Футуристы фетишизировали машинную технику, противопоставляли машину человеку. Они стремились передать в живописи внутреннюю динамику предмета и перенасыщенность сознания современного человека множеством теснящих друг друга впечатлений. Главным фактором выражения современности они провозгласили время (четвертое измерение), ощущение которого пытались передать в картине с помощью раздробления и искажения зрительного образа реального мира в хаотической динамике ритмов, путем многократной фиксации повторных этапов движения тел в пространстве. Футуристы предвещали крах современного искусства, видели новое не в социальном переустройстве жизни общества, а в торжестве современного техницизма, подавляющего человека. Основные темы футуризма: достижения техники и технический прогресс.
В качестве своей основной программы футуристы выдвигали идею разрушения сложившихся в культуре стереотипов. Взамен они предлагали апологию урбанизма и техники, признавая в них главные признаки настоящего и будущего. Темп современной жизни они пытались выразить через пластику стремительности движения. В своем стремлении создать «искусство будущего», футуристы отвергли традиционную культуру с ее художественными и нравственными ценностями, одновременно провозгласив культ урбанизированной цивилизации – мегаполисов, движения, высоких скоростей, энергии и силы.
В футуризме
отмечается родственность с
Родиной течения явилась Италия, а его основными идеологами – литератор Филиппо Маринетти, живописец и скульптор Уго Боччони, а также живописцы Джакомо Балла, Джино Северини и Карло Карра. Футуристический манифест «Искусство механизмов» говорит о двух основных ипостасях нового человека: первый – безликий функционер, робот, винтик в механизме окружающего общества, а второй – личность, воплощение сверхчеловека. Данный манифест был опубликован в феврале 1909 года в парижском журнале «Фигаро». В громкости ниспровержения предшествующих открытий футуристам не было равных, главными элементами творческой деятельности в манифесте назывались «храбрость, дерзость и бунт». Маринетти провозглашал: «Нет шедевров без агрессивности». Подобных манифестов и программ у футуристов было гораздо больше, нежели реальных творческих достижений.
Постепенно громкое эхо итальянского футуризма докатилось до Парижа и России, где главным признаком будущего было признано движение. Работы художников прославляли индустриализацию, машины и урбанизацию. По заявлениям футуристов, движение, воспроизводимое ими на полотне, не было закреплено мгновением мирового динамизма, а само являлось динамическим ощущением. Они использовали тот же прием, что используют современные мультипликаторы, разбивая и фиксируя различные движения по этапам, - фазы движения показывались на картинах одновременно. В футуристической манере членить объемы легко читается живопись кубистов, которую футуристы попрекали в «застылости». Нередко разложение движения доводило изображение до полной абстракции, что наглядно просматривается в циклах Балла Джакома «Линия-Скорость», «Скорость-Пейзаж» и «Вихрь».
Русский футуризм разительно отличался от западного варианта, от которого унаследовал только пафос строителей «искусства будущего». Русская версия – кубофутуризм – имела за основу соединение общеэстетических установок европейского футуризма и пластических принципов кубизма. В России течение существовало в рамках направления модерн и представляло собой совмещение различных группировок. Члены футуристического «Союза молодежи» называли себя «будетлянами». В Союзе творили: П.Н. Филонов, В.Е. Татлин, А.А. Экстер, М.З. Шагал, участники знаменитых выставок «Трамвай Б», «Мишень» и «Ослиный хвост» - Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.М. Зданевич, К.С. Малевич, а также члены группы «Гилея» - Д.Д. Бурлюк и В Маяковский.
Абстракционизм
Абстракционизм (от лат. abstraction– отвлечение, удаление) – тенденция художественного мышления к абстрагированию, отвлечению изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Одно из направлений в искусстве XX века, суть которого заключалась в полном отказе от изображения реальных предметов и явлений в живописи, графике и скульптуре. Абстракционизм возник на основе таких течений как кубизм, футуризм и экспрессионизм. Некоторые направления абстракционизма (супрематизм, неопластицизм) отличались упорядоченными конструкциями из линий, геометрических фигур и объёмов различных цветов. А такое направление как ташизм скорее было отображением стихийности и бессознательности творчества в динамике объёмов и пятен. Абстракционизм стремился к «гармонизации», созданию неких цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы у смотрящего сформировались определённые ассоциации. Датой появления абстракционизма можно считать 1910 год, именно тогда его основоположник В.В. Кандинский презентовал в Мюнхене первое абстрактное произведение в истории искусства и написал трактат «О духовном в искусстве», где он обосновал собственную творческую методику научными открытиями. После I Мировой войны 1914-1918 гг. тенденции абстракционизма были представлены отдельными работами от представителей дадаизма и сюрреализма, стремящимися найти применение неизобразительным формам в архитектуре, дизайне и декоративном искусстве. Известно несколько групп абстрактного искусства: «Круг и квадрат», «Конкретное искусство», «Абстракция и творчество». Тем не менее, в 30-ых годах абстракционизму не удалось завоевать должной популярности, и эти группы распались. В годы II Мировой войны в США появляется школа абстрактного экспрессионизма (представителями были художники Дж. Полок и М. Тоби). После войны это течение получило новое развитие в мире под названием «ташизм» или «бесформенное искусство». В качестве главного метода был провозглашён «чистый психический автоматизм», возводились в культ неожиданные цветовые и фактурные сочетания. В 60-ые годы появляется ещё одно направление абстрактного искусства – оп-арт (оптическое искусство), применяющее всякого рода оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Таким образом, в конце 40-ых - начале 60-ых гг., абстракционизм являлся наиболее популярным направлением в искусстве.
А в начале 60-ых гг. абстракционизм как течение отходит на второй план, а затем и вовсе вытесняется различными направлениями в искусстве, обращающимися к предмету и изображению. Самые известные представители абстракционизма: Пит Мондриан, Пабло Пикассо, а также Казимир Малевич, Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова в России. В частности, известный Пабло Пикассо работал в близком к абстракционизму направлении (кубизме). Наиболее известными работами, относящимися к абстракционизму, являются картины К. Малевича «Чёрный квадрат», В.В. Кандинского «Москва», «Композиция Х», «Серый овал» и П. Пикассо «Портрет девушки».
Абстракционизм обогатил экспрессию палитры и ритмико-динамическую выразительность живописи, предвосхитил важные принципы пластико-пространственных решений в современной архитектуре, оказал влияние на развитие дизайна, индустриального, прикладного и декоративного искусства. Однако, при всем том абстракционизм потерпел крах в главном – в своих претензиях дать философско-художественную концепцию современной эпохи.
Отношение
к абстракционизму
Заключение
В ходе работы я попыталась проанализировать характерные черты стиля «модерн», и показать его влияние на все виды художественной деятельности конца ХІХ – начала ХХ века. Таким образом, зарождение модерна объясняется стремлением художников выйти за пределы замкнутого классического искусства и создать стиль, который бы окружал людей эстетически наполненной предметной средой. Возникнув на Западе, модерн вскоре был воспринят передовыми слоями культурного общества и в других странах, в том числе в Америке и России.