Понятие народная художественная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – раскрыть сущность народной художественной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- определить соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура».
- рассмотреть составляющие элементы народной художественной культуры
- выяснить каковы черты народной культуры.
- рассмотреть историческую динамику развития народной художественной культуры

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура»………………………4-7
Составляющие элементы народной художественной культуры: народные верования, фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура; их взаимосвязи…………………...7-9
Черты народной культуры……………………………………………9-13
Историческая динамика развития народной художественной культуры……………………………………………………………..13-15
Заключение…………………………………………………………………....16
Список литературы…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Народная художественная культура.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ТИТУЛЬНЫЙ

 

 

Понятие «народная  художественная культура».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура»………………………4-7
  2. Составляющие элементы народной художественной культуры: народные верования, фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура; их взаимосвязи…………………...7-9
  3. Черты народной культуры……………………………………………9-13
  4. Историческая динамика развития народной художественной культуры……………………………………………………………..13-15

Заключение…………………………………………………………………....16

Список литературы…………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «народная художественная культура» часто используется в  качестве аналога народного творчества. Понятие «народная художественная культура» определяет собой особые сферы национальных культур, зачастую сводящихся к культурам этническим, ведущих свое происхождение из архаических времен существования этноса.

В народной художественной культуре заключена многовековая мудрость житейского опыта; многие приемы советы, рекомендации представляют интерес и для современности, благотворно влияют на личность, отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте.

В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций: создаются и внедряются в жизнь художественно-образовательные программы, основанные на национальных традициях, разрабатываются новые технологии возрождения народной культуры во многих регионах России за счет усиления "культурно-этнического компонента", реформируется система этнокультурного образования и воспитания. Культура формирует образ жизни, мышление человека, и те традиции, обряды, обычаи, пришедшие к нам из прошлого необходимо сохранять и развивать – все это указывает на актуальность выбранной темы.

Цель контрольной работы – раскрыть сущность народной художественной культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- определить соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура».

- рассмотреть составляющие элементы народной художественной культуры

- выяснить каковы черты народной культуры.

- рассмотреть историческую динамику развития народной художественной культуры

        1. Соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура».

По мнению Л.И. Михайловой, понятие «народная культура»  «связывают, как правило, с деятельностью  социальных низов общества, представителей простонародья»[2].  Л.Н. Коган резонно уточняет, что «народной культурой называют культуру, непосредственно созданную людьми  физического труда – ядром народных масс каждой исторической эпохи»[4]. А.С. Каргин при этом утверждает, что «нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде». Подобные, зачастую противоречивые понятия встречаются нередко, в связи с этим вопрос о пересмотре и конкретизации ключевых понятий стоит очень остро, поскольку является определяющим для понимания места народного искусства в современной культуре. «Утвердившиеся понятия грешат против правды народной жизни, истинной её истории, самой науки и наконец, собственно, народного искусства, что обернулось теперь практикой подделок, вытесняющих и подменяющих подлинное искусство»[3]. Само многообразие подходов к культуре в целом, множественность определений этого понятия порождают разночтения и непонимание исследователями друг друга.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном  обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество  различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

 Народная художественная  культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались).

До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, неразрывно связанный с  народной художественной культурой - светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т.д.) и в связи с реформами Петра I.

В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.

Как светская, так и  религиозная культура характеризуется  как системная целостность, которой  свойственна известная автономия, своя структура и логика развития. Каждая из них обладает свойствами репрезентативной культуры, т.е. свойством «активно разделяться людьми либо пользоваться их пассивным признанием»[5]. Наконец, и та и другая подчиняется общим закономерностям самоорганизации, т.е. представляет собой спонтанно изменяющуюся во времени структуру-процесс, нелинейно реагирующую на те или иные воздействия извне.

Религиозная культура, по большому счету – это все те символы, представления, вещи, практики и нормы, которые непосредственно  связаны с сакральным отношением той или иной религии. Их основная функция и назначение – «обслуживание» этого отношения, его уточнение, раскрытие, распространение и закрепление в головах и сердцах людей.

Характерной объективной  реалией современной жизни является взаимная обособленность религиозной (в том числе, православной) и светской ветвей нашей национальной культуры. Их кардинальное обособление друг от друга инициировалось в России петровскими преобразованиями и продолжалось в течение трех столетий. Сегодня в их отношениях наметилась тенденция схождения, инициатором и активной стороной которого является Церковь.

Массовая культура, поп-культура, масскультура, культура большинства  — культура, популярная и преобладающая  среди широкого слоя населения в  данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.

Массовая культура является производной от индустриального общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. Для этого современные возможности СМИ поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны донести информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов людей в десятках стран мира.

 

        1. Составляющие элементы народной художественной культуры: народные верования, фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура; их взаимосвязи.

Понятие «народная художественная культура» определяет собой особые сферы национальных культур, зачастую сводящихся к культурам этническим, ведущих свое происхождение из архаических времен существования этноса.

Как правило, выделяют следующие составляющие народной художественной культуры:

1. Народные верования в качестве  мифологии народа;

2. Фольклор словесный и музыкальный;

3. Декоративно-прикладное искусство;

4. Празднично-обрядовая культура как элемент, синтезирующий разные формы народной художественной культуры.

Обычно под народными верованиями  понимают древнюю религиозную практику, которая не связывается с церковной  иерархией. Это комплекс представлений  и действий, основанных на предрассудках, суевериях и т. д. Хотя народные верования отличаются от храмового культа, однако связи здесь очевидные.

Фольклор — это не только искусство  слова, но и составная часть народного  быта, тесно переплетающаяся с  другими его элементами, и в этом существенное различие между фольклором и литературой. В отличие от многих западноевропейских ученых, которые к фольклору относят самые различные стороны народного быта (вплоть до кулинарных рецептов), включая сюда также и элементы материальной культуры (жилье, одежда), советские ученые и их единомышленники в других странах фольклором считают устное народное творчество — поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах, наряду с фольклором музыкальным и танцевальным. Такой подход учитывает художественную природу фольклора как искусства слова.  Чаще всего выделяют фольклор словесный (народно-поэтическое творчество: сказки, притчи, духовные стихи, баллады, былины), музыкальный (песни, частушки).

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.

Традиционная празднично-обрядовая  культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские  народные праздники и обряды –  одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора.

Традиционная празднично-обрядовая  культура – неотъемлемый элемент  народной культуры, имеющей, как правило  региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Наиболее массовой, доступной и  естественной формой реализации творческого  потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная  культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо.

Не смотря на приведенные  определения каждого элемента народной художественной культуры, представленная условна, потому что, например, фольклором можно назвать и праздники, и верования и декоративно-прикладное искусство.

В данной структуре народные верования, а именно – мифология, миф народа, являют собой исключительное ядро народной художественной культуры, все формы которой рождаются из потребностей проявления мифа в жизни человека. Именно поэтому мифологические корни народной художественной культуры определяют ее в самостоятельном качестве.

 

        1. Черты народной культуры.

Народная культура - это  традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности  до настоящего времени, субъектом которой  является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.

Информация о работе Понятие народная художественная культура