Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:09, контрольная работа
Цель контрольной работы – раскрыть сущность народной художественной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- определить соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура».
- рассмотреть составляющие элементы народной художественной культуры
- выяснить каковы черты народной культуры.
- рассмотреть историческую динамику развития народной художественной культуры
Введение………………………………………………………………………….3
Соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура»………………………4-7
Составляющие элементы народной художественной культуры: народные верования, фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура; их взаимосвязи…………………...7-9
Черты народной культуры……………………………………………9-13
Историческая динамика развития народной художественной культуры……………………………………………………………..13-15
Заключение…………………………………………………………………....16
Список литературы…………………………………………………………..17
ТИТУЛЬНЫЙ
Понятие «народная художественная культура».
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Термин «народная
В народной художественной культуре заключена многовековая мудрость житейского опыта; многие приемы советы, рекомендации представляют интерес и для современности, благотворно влияют на личность, отражают мировоззрение, психологию, идеалы народа, его представления о нравственности и красоте.
В настоящее время появились позитивные тенденции возрождения и сохранения народных традиций: создаются и внедряются в жизнь художественно-образовательные программы, основанные на национальных традициях, разрабатываются новые технологии возрождения народной культуры во многих регионах России за счет усиления "культурно-этнического компонента", реформируется система этнокультурного образования и воспитания. Культура формирует образ жизни, мышление человека, и те традиции, обряды, обычаи, пришедшие к нам из прошлого необходимо сохранять и развивать – все это указывает на актуальность выбранной темы.
Цель контрольной работы – раскрыть сущность народной художественной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- определить соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура».
- рассмотреть составляющие элементы народной художественной культуры
- выяснить каковы черты народной культуры.
- рассмотреть историческую динамику развития народной художественной культуры
По мнению Л.И. Михайловой, понятие «народная культура» «связывают, как правило, с деятельностью социальных низов общества, представителей простонародья»[2]. Л.Н. Коган резонно уточняет, что «народной культурой называют культуру, непосредственно созданную людьми физического труда – ядром народных масс каждой исторической эпохи»[4]. А.С. Каргин при этом утверждает, что «нельзя понимать народную художественную культуру как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде». Подобные, зачастую противоречивые понятия встречаются нередко, в связи с этим вопрос о пересмотре и конкретизации ключевых понятий стоит очень остро, поскольку является определяющим для понимания места народного искусства в современной культуре. «Утвердившиеся понятия грешат против правды народной жизни, истинной её истории, самой науки и наконец, собственно, народного искусства, что обернулось теперь практикой подделок, вытесняющих и подменяющих подлинное искусство»[3]. Само многообразие подходов к культуре в целом, множественность определений этого понятия порождают разночтения и непонимание исследователями друг друга.
Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).
В каждом современном
обществе, как правило, сосуществует
и взаимодействует множество
различных национально-
Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались).
До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.
Еще один важнейший исторический
пласт отечественной
В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.
Как светская, так и
религиозная культура характеризуется
как системная целостность, которой
свойственна известная
Религиозная культура, по большому счету – это все те символы, представления, вещи, практики и нормы, которые непосредственно связаны с сакральным отношением той или иной религии. Их основная функция и назначение – «обслуживание» этого отношения, его уточнение, раскрытие, распространение и закрепление в головах и сердцах людей.
Характерной объективной
реалией современной жизни
Массовая культура, поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.
Массовая культура является производной от индустриального общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. Для этого современные возможности СМИ поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны донести информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов людей в десятках стран мира.
Понятие «народная художественная культура» определяет собой особые сферы национальных культур, зачастую сводящихся к культурам этническим, ведущих свое происхождение из архаических времен существования этноса.
Как правило, выделяют следующие составляющие народной художественной культуры:
1. Народные верования в качестве мифологии народа;
2. Фольклор словесный и
3. Декоративно-прикладное
4. Празднично-обрядовая культура как элемент, синтезирующий разные формы народной художественной культуры.
Обычно под народными
Фольклор — это не только искусство слова, но и составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами, и в этом существенное различие между фольклором и литературой. В отличие от многих западноевропейских ученых, которые к фольклору относят самые различные стороны народного быта (вплоть до кулинарных рецептов), включая сюда также и элементы материальной культуры (жилье, одежда), советские ученые и их единомышленники в других странах фольклором считают устное народное творчество — поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах, наряду с фольклором музыкальным и танцевальным. Такой подход учитывает художественную природу фольклора как искусства слова. Чаще всего выделяют фольклор словесный (народно-поэтическое творчество: сказки, притчи, духовные стихи, баллады, былины), музыкальный (песни, частушки).
Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.
Традиционная празднично-
Традиционная празднично-
Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, т.е. все то, что нам сейчас так необходимо.
Не смотря на приведенные определения каждого элемента народной художественной культуры, представленная условна, потому что, например, фольклором можно назвать и праздники, и верования и декоративно-прикладное искусство.
В данной структуре народные верования, а именно – мифология, миф народа, являют собой исключительное ядро народной художественной культуры, все формы которой рождаются из потребностей проявления мифа в жизни человека. Именно поэтому мифологические корни народной художественной культуры определяют ее в самостоятельном качестве.
Народная культура - это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу трансляции жизненно важной для общества информации.
Информация о работе Понятие народная художественная культура