Понятие народная художественная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 16:09, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – раскрыть сущность народной художественной культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- определить соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура».
- рассмотреть составляющие элементы народной художественной культуры
- выяснить каковы черты народной культуры.
- рассмотреть историческую динамику развития народной художественной культуры

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Соотношение понятий «народная культура», «светская культура», «религиозная культура», «массовая культура»………………………4-7
Составляющие элементы народной художественной культуры: народные верования, фольклор, декоративно-прикладное искусство, празднично-обрядовая культура; их взаимосвязи…………………...7-9
Черты народной культуры……………………………………………9-13
Историческая динамика развития народной художественной культуры……………………………………………………………..13-15
Заключение…………………………………………………………………....16
Список литературы…………………………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Народная художественная культура.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

  Специфической особенностью  народной культуры является опора  на традицию и настроенность  на воспроизведение принятых  образцов жизненной активности - как в области поведения, так  и мышления. Она передается в  непосредственном общении от  лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально-организационные формы. Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу вследствие своего стремления к консервации и доминированию охранительных тенденций. Ее субъектом является народ - коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения». Индивидуальное начало в народной культуре не выражено, здесь личность не выделена из коллектива - отсюда и анонимность, безличность, отсутствие именного авторства.

Наряду с русской  народной художественной культурой  в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов. В нашем многонациональном  государстве проживает сейчас более 120 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев.

Народная художественная культура в России более 10 веков  развивается во взаимосвязи с  церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов н сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями, с народным художественным творчеством.

Устойчивые черты произведений народной художественной культуры:

1. Традиционность - народный  коллектив веками отбирает, совершенствует  и обогащает найденные отдельными  мастерами решения. Преемственность,  устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях.

2. Коллективность, собственно  народность - анонимность авторов.  Творческая индивидуальность в народном искусстве выражается через школу, тогда как в среде профессиональной художественной интеллигенции принято противопоставить себя школе;

3. Совмещение творчества  и исполнения - характерно для  всех видов народного творчества, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.

4. Нерасчленённость, высокохудожественное  единство его видов: в народных  обрядовых действах сливались  поэзия, музыка, танец, театр, декоративное  искусство; в народном жилище  архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами.

5. Народная культура представляет собой "сгущенное" выражение национального характера в его самых фундаментальных чертах (в профессиональном индивидуализированном творчестве национальный характер, естественно, также выражается, но как бы в более "рассеянной" форме); русскую народную сказку вы всегда отличите от бразильской народной сказки, но в то же время есть архетипические сюжеты – у нас это золотая рыбка, а у них – говорящая креветка.

6. Народное искусство  понятно всем эпохам и поколениям, оно не отличается броским  великолепием, но зато, в отличие от индивидуализированного искусства, не изживает себя и не стареет;

7. Народное искусство  отличается особой цельностью  и целостностью восприятия мира, с которым оно соотносится  как микрокосм с макрокосмом.  Народное искусство - это не быт, а бытие, оно не просто "выражает" мировоззрение, а само является мировоззрением, точнее, народным переживанием мира. В сущности говоря, это не что иное, как национальный психо-лого-космос (в то время как восприятие мира в "ученом" искусстве несет сильный отпечаток аналитичности, сформированный культурой рационального мышления);

8. Специфическая "природность"  народного искусства. Народный художник чувствует себя частью природы. Но это совершенно особое чувство, не похожее, к примеру, на пантеистическое мироощущение раннего ренессанса. Творцы народного искусства вообще не брали природу, социальную среду и бытовую культуру в их разделенности, а воспринимали их слитно, как целую синкретическую целостность. Природа задана народному художнику не как объект непосредственного индивидуального созерцания, а как природа-вошедшая-в-культуру и обобщенно выраженная в ее глубинных, архетипических мотивах, темах и традициях (например, в растительных орнаментах, в "звериной символике", мифологических образах и т.п.). Это переживание природы в народном искусстве тесно связано с национальным строем души, с переживанием того особого географического ландшафта, которое явилось "месторазвитием" данного народа и отложилось в психических ритмах его восприятия, в структуре цветоощущения. Синтез "природного" и "народного" оказывается лавным источником эстетического переживания в народном искусстве. Так, особая ритмика русского народного искусства (ритм орнаментов, ритмика мелодии, ритм хоровода чередование борозд вспаханной земли, ритмика изгородей и бревенчатых строений и т.п.) формировалась под влиянием таких природных ритмов, как смена дня и ночи, времен года, ритм рек и озер, движения леса под напорами ветра, ритм жизни человеческого сердца.

9. Произведение народного  искусства не воспринимается ни как изолированный от повседневности объект. Это – жизнестроительное искусство, оно существует не вне потока жизни, а внутри него, как некая составная часть интегральной деятельности человека, образуя одновременно и ее предметную среду, и встроенную в нее совокупность символов, «материализующих», «выносящих вовне» внутренний мир человека – его картину мира, и в то же время включающих человека в целое мира. Деревенский дом, убранство, предметы быта, окружающая природа воспринимаются как единый ансамбль, пронизанный особым "чувством мировоздания". Это единство находит свое отражение в особом строе образов народного искусства, в частности, в так называемых "образах-уподоблениях", в которых как бы совмещается космический и человеческий планы бытия: цветок, солнце, конь как символ доблести и одновременно плодородия природы и т.д.

 

        1. Историческая динамика развития народной художественной культуры.

Народная художественная культура складывалась на Руси как  культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий. Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов.

Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, неразрывно связанный с  народной художественной культурой - светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась в России под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т.д.) и в связи с реформами Петра 1.

Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного  творчества сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские  композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

Народная художественная культура формируется в архаическое время существования этноса. В дальнейшем народная культура продолжает свое формирование в русле слияния целостной нации, сохраняя при этом исходные установки ведущей своей составляющей – мифа. Это время бытования народной художественной культуры в качестве актуальной – ежедневно востребованной человеком – ее носителем. В ситуации смены мифа происходит ассимиляция мифологических структур прежнего и наступающего мифов и тогда можно говорить не столько о бытовании народной художественной культуры в качестве актуальной, а скорее о процессе перехода ее в ранг традиции.

Специфика народной художественной культуры состоит в том, что она  существует в контексте сегодняшнего дня исключительно в качестве традиции: живой традиции, воспроизводимой ее носителями (обряды и фольклор русских деревень сегодня) и традиции, консервируемой учеными и профессиональными коллективами. В то же время народная культура состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие.

Часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.

Различие между высокой  и народной культурой примерно такое  же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная — любой. Высокая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народная и этническая — преимущественно необразованным.

Малая по своим размерам и исторически более древняя, этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, народная художественная культура - сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.) , народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

 Народная художественная  культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

 Народная художественная  культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Антонова Е.Л. Народная художественная культура. Учебное пособие. – Белгород, 2006.  С. 18
    2. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество и его место в российской культуре
    3. Каргин А.С. Народная художественная культура. Учебное пособие. – М: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.  – 288 с.
    4. Пшеничных О.П. НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Массовая_культура
    6. http://countrystudies.ru/mas_kultura.html

 


Информация о работе Понятие народная художественная культура