Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:55, контрольная работа
Время возникновения молодежной неформальной культуры - вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х - 60-х годах зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Можно сказать, стиляги явились первым всплеском нонконформизма и контркультурности. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Понятие субкультуры и контркультуры …………………………………… 4
2. Элитарная культура ………….……………………………………………….. 7
3. Маргинальная культура ..…...……………………………………………….. 9
4. Массовая культура………………………... …………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………………….. 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.О. СУХОГО
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ
Профессиональная
Контрольная работа
По дисциплине: культурология и религиоведение
Тема: Понятие субкультуры и контркультуры. Элитарная, маргинальная и массовая культура
Гомель 2013
Введение ………………………………………………………………………… 3
1.
Понятие субкультуры и
2.
Элитарная культура ………….………………
3. Маргинальная культура ..…...……………………………………………….. 9
4Массовая культура………………………... …………………………………..11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….. 14
ВВЕДЕНИЕ
Субкультура
есть ничто иное, как особая и обособленная
сфера жизнедеятельности человека, которую
отличает специфическая система ценностей.
Время возникновения молодежной неформальной культуры - вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х - 60-х годах зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Можно сказать, стиляги явились первым всплеском нонконформизма и контркультурности. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.
Второй всплеск
Буквально взрыв контркультурной активности пришелся на начало перестройки. В 87-89 годах уже можно было насчитать не меньше десятка различных неформальных движений. А в 89-90 об этом заговорили не только в периодической прессе, а и в научной. Проблема молодежной контр - и субкультуры была поднята как социальная проблема. И именно к середине 80-х годов следует приписывать зарождение молодежной контркультуры как таковой, со свойственной ей непримиримостью и эпатажем.
Уже к середине 90-х годов контркультурная активность молодежи пошла на спад. Сократилось число неформальных движений, некоторые исчезли вовсе, остальные сильно перемешались. На сегодняшний день, не принимая в расчет политических, экологических и религиозных движений, можно выделить рэйв-культуру, рок-культуру, движение ролевых игр и так называемых "гопников" - культура уголовного мира. Контркультура несколько формализовалась, "успокоилась", ушла от радикального нонконформизма и фактически перешла в субкультуру.
Субкультура - это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным строем, обычаями, нормами.
Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.
Даже в античной культуре, которая казалась Гельдермину однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.
В культурной эпохе сосуществуют разные
тенденции и образования, элитарное
и массовое, официальное и народное
и т.д. Так, в средневековом миросозерцании
и жизненном строе новое
Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.
Культура различных эпох демонстрирует сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеет карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари и т.д.? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты взаимодействуют. Но официальная, серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между контркультурой и субкультурой. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.
Некоторые образования культуры отражают социальные или демократические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, они закреплены в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурному явлению возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих", но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением.
Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.
Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складывается своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.
Подобного рода феномены мы называем субкультурой, это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремиться превратиться в официальную. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.
В современном мире примером субкультуры
можно считать религиозные
Эти культовые объединения нередко называются авторитарными, во главе сект обычно стоят харизматические лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина, дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга: сторонники эксцентрических верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.
Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий ствол культуры при этом сохраняется. Субкультура обуславливает различия поколений.
Контркультура
От массива субкультур отделяется
ряд социокультурных
В истории общества выделяются позитивные (андерграунд советского периода, рок-культура) и негативные (движение «битников» 1940 – начала 1950-х гг., выступления радикально-экстремистских групп молодежи в конце 1960-х гг.) контркультуры, противостоящие тому или иному господствующему типу культуры. Позитивная контркультура, выполняя функцию ресоциализации и будучи ориентированной на создание ярких инноваций, служит важной формой культурного и цивилизационного прогресса, активизируясь в переходные эпохи и на переломных этапах истории.
Грань между субкультурой и контркультурой порой весьма относительна и условна. Были и есть многофункциональные (поливекторные) социокультурные образования, занимающие пограничное положение между типом субкультуры и типом контркультуры. К числу таковых принадлежит, например, исследованная М.М. Бахтиным народная карнавальная культура позднего средневековья и раннего Возрождения. Сегодня некоторые новые перспективные ответвления молодежной рок-культуры (джаз-рок, симфо-рок, фольк-рок и др.) и поставангардной музыки находятся в стадии перерастания из эксклюзивных явлений субкультуры в завоевывающие признание публики модные направления массовой музыкальной культуры. Можно говорить и об известной акцентированной контркультурной направленности признанных эталонов высокой художественной культуры (ср., например, классические образцы русского и белорусского демократического искусства XIX – начала XX в.).
Взятая в широком смысле слова элитарная культура – это культура передовой, наиболее активной части всех этносоциальных групп общества, их своеобразного пассионарного авангарда. Элита создает инновации культуры и таким образом закладывает начало изменению стандартов материальной и духовной жизни, стилей бытия и творчества. Элита увлекает за собой социальную массу, приобщая ее к преобразованию форм жизнедеятельности и мироосвоения.
Элита неоднородна. Выделяют
техническую, экономическую, политическую,
научную, философскую, образовательную,
художественную, религиозную и прочие
элиты, которые имеют общие черты
и особенные качества, сходные
и отличительные ценностно-
Элитный человек по преимуществу дальше видит и острее чувствует внутреннюю ответственность за все то, что стремится передать будущим поколениям.
В творческой микросреде рождаются инновации культуры, изменяющие стандарты жизни. В этой сфере сосредоточивается элита по преимуществу. Поэтому допустимо истолкование термина «элитарная культура» в узком значении. В частности, А. Моль понимает под элитарной культурой именно культуру творческой микросреды, тон в которой задает интеллектуальная и художественная элита – создатели, интерпретаторы и ценители новых идей, теорий, художественных стилей и направлений. Однако не всегда подобное сужение объема соответствующего понятия можно считать оправданным. В частности, мы не можем сбрасывать со счетов посредническую вторичную элиту, работающую в сферах образования, просвещения, распространения культурных ценностей. Содержание разбираемого понятия во многом зависит от контекста.
В принципе различные употребления понятия «элитарная культура» не противоречат друг другу. Элитарная культура представляет собой передовую культуру общества, в которой выделяется совокупность эталонных и околоэталонных инноваций, классических (и близких к классическим) ценно- стей, постепенно осваиваемых в массовой культуре. Первая подпитывается тонким слоем уникальных утопических программ (типа «социальной кибернетики» А.М. Ампера) и оригинальных экспериментальных образцов (к которым относятся символическое кино Андрея Тарковского и психологическое кино Киры Муратовой, певчее откровение души Елены Камбуровой).
Элитарная и массовая культуры
представляют два взаимосвязанных
структурных механизма
Информация о работе Понятие субкультуры и контркультуры. Элитарная, маргинальная и массовая культура