Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:55, контрольная работа
Время возникновения молодежной неформальной культуры - вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х - 60-х годах зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Можно сказать, стиляги явились первым всплеском нонконформизма и контркультурности. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.
Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Понятие субкультуры и контркультуры …………………………………… 4
2. Элитарная культура ………….……………………………………………….. 7
3. Маргинальная культура ..…...……………………………………………….. 9
4. Массовая культура………………………... …………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………………….. 14
Трудно представить элитарного
экономиста, который бы чурался перспективных
форм массового искусства, даже когда
оно выступает в каких-то игровых
(экзотических, юмористических) формах.
Любому творчески продуктивному
индивидууму, принадлежащему к той
или иной когорте элиты, не помешают,
а обязательно помогут в меру
проявляемая наклонность к
Маргинальная культура понимается
двояко. В последнее время специалисты
стали рассматривать
Гораздо чаще термином «маргинальная
культура» обозначают наиболее низкий,
вульгаризированный, смыкающийся с
патологическими суррогатами
Маргинальная культура (с отрицательным вектором действия) «разбухает» в некоторых нестабильных материально неблагополучных обществах с признаками экономического кризиса и технологического застоя, деформируя дестабилизированные ареалы социальных, этнонациональных культур. Проблема маргинализации части массовой культуры и кризисного образа жизни обострилась, в частности, в ряде республик бывшего СССР и может быть разрешена только при условии прогрессивной реконструкции социально-экономического и политического строя, общего культурного подъема и духовного оздоровления подверженных затяжному кризису обществ.
Самым негативным субкультурным образованием маргинальной культуры является уголовно-криминальная асоциальная антикультура, включающая соответствующие виды вульгарного псевдоискусства и сленга (арго). Для духовно нездорового общества характерны диффузия деструктивной агрессивной психопатологии и заражающей антилингвокультуры уголовного мира, их проникновение в отсталые социальные слои, в «теневую среду» нелегального и полулегального бизнеса, в брутальный кино- и телекитч, в агрессивную «желтую прессу» и «розовую» беллетристику. Экспансия негативной маргинальное™ является глобальной проблемой современности, требующей программного системного разрешения под эгидой ЮНЕСКО. Для целенаправленного противодействия этой экспансии необходимо сплочение всех духовно здоровых, культуросозидательных сил мира, международных институтов, заинтересованных в самостоятельном развитии, росте интеллектуального и творческого потенциала каждого (общенационального сообщества.
Неотъемлемой частью массового общества является массовая культура, которая формирует "массового человека", инертно поглощающего не только популярные широко рекламируемые товары, но и покорно без усилий сглатывающего жвачку из информационных и культурных суррогатов, что предлагают ему средства массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации служат для систематического распространения информации среди численно больших рассредоточенных аудиторий. Это пресса, радио, телевидение, телефонная связь, кино, звуко - и видеозапись, компьютерные сети. Легко представить, какое огромное влияние на аудиторию могут оказывать средства массовой коммуникации. Преподносимая ими информация может быть строго дозирована и соответственно обработана. Не требуется даже грубого обмана или недостоверности. Чтобы манипулировать общественным мнением, достаточно бывает неполной информации или расстановки соответствующих акцентов.
Огромна роль средств массовой
коммуникации в распространении
агитации и пропаганды, в формировании
определенного отношения
С развитием средств массовой
коммуникации произошел переход
количества в качество: культура стала
не просто массовой, т.е. охватывающей
подавляющее большинство членов
общества, но возникло новое социальное
явление - "массовая культура". "Массовость"
коснулась не только материальной,
но и духовной культуры, привела
к стандартизации жизни членов общества.
Явление это существенно
В отличие от классического искусства, произведения которого были единичными, воплощали в себе индивидуальность автора, имели успех или отвергались в зависимости от таланта их создателя, актуальности темы, массовое искусство в значительной степени стало отраслью экономики, индустрией развлечений, "фабрикой грез". Это не просто журналистские штампы, они отражают поточность изготовления произведений массового искусства, их индустриальный характер. Зачастую произведения массового искусства - коллективные творения, требующие современных технологий и вложения огромных финансовых средств.
Чаще всего произведения массовой культуры ориентированы на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности - вот что питает их, диктует содержание и форму. И в то же время, в ней присутствует культ посредственности, примитивная символика и условность.
Восприятие объектов массовой культуры, как правило, пассивное, вся информация подается в "разжеванном" и даже "полупереваренном" виде, комментаторы все объяснят, сформируют твое собственное мнение.
Нет необходимости критически осмысливать увиденное и услышанное, напрягаться, задумываться.
Массовая культура существенно изменила логику общественного сознания: на фоне бурного развития научно-технического прогресса сформировалась вера во всемогущество науки, в то, что наука может изменить мир людей. Человек ощущает себя лишь малой частицей технократического общества, подчиняющейся математическим законам. Духовность отошла на второй план. Как следствие этого наступает кризис религии и религиозной нравственности. Если прежде жизненным руководством для индивида был внутренний закон, сформированный не одним поколением искренне верующих предков, то теперь он рухнул, лишив человека поддержки и уверенности. Но человеку необходимо во что-то верить, чтобы обрести устойчивость в постоянно меняющемся мире. Вот и появляются всевозможные суррогаты веры: поклонение вождям, политическим партиям и движениям, НЛО, национальным идеям, звучным лозунгам, кумирам.
Лишенная индивидуальности, стандартизованная массовым обществом личность, стремясь сохранить себя, погружается в эгоизм, подменяя им индивидуальные черты. Человек растворяется в массе, в толпе и начинает жить по ее законам, становится ее частью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Субкультура является попыткой разрешения молодежью проблем, связанных с ее маргинальным статусом в обществе, а не выражением "морального распада и полной бездуховности", как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода. Если процессы, протекающие в молодежной среде, являются, пусть и опосредованным, но, тем не менее, отражением реальных противоречий общества, то, возможно, полезным для взрослых было бы видеть в "гримасах" девиантности черты собственного лица.
Молодежная субкультура выступает как определенная значащая среда, создающая определенную картину мира, и передающаяся путем социализации в ней новых членов. Область значений этой среды, ее традиции, нормы и ценности направлены на удовлетворение определенных потребностей. Прежде всего, потребностей, не имеющих возможности быть удовлетворенными в рамках общей культуры. Молодежная субкультура - это, по сути, наиболее компромиссный способ сублимации асоциальных и внесоциальных импульсов, социокультурно не одобряемого поведения.
Контркультура определяется как сформировавшийся в лоне культуры и передаваемый от одной исторической эпохи к другой способ сказать "нет"
любому утвердившемуся социокультурному
содержанию, безотносительно к тому,
будет ли такое отрицание плодотворным
или губительным как для
Список используемой литературы:
Информация о работе Понятие субкультуры и контркультуры. Элитарная, маргинальная и массовая культура