Понятие субкультуры и контркультуры. Элитарная, маргинальная и массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Время возникновения молодежной неформальной культуры - вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х - 60-х годах зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением. Можно сказать, стиляги явились первым всплеском нонконформизма и контркультурности. Однако жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования стиляги довольно быстро исчезли.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Понятие субкультуры и контркультуры …………………………………… 4
2. Элитарная культура ………….……………………………………………….. 7
3. Маргинальная культура ..…...……………………………………………….. 9
4. Массовая культура………………………... …………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………………….. 14

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 38.72 Кб (Скачать файл)

Трудно представить элитарного экономиста, который бы чурался перспективных  форм массового искусства, даже когда  оно выступает в каких-то игровых (экзотических, юмористических) формах. Любому творчески продуктивному  индивидууму, принадлежащему к той  или иной когорте элиты, не помешают, а обязательно помогут в меру проявляемая наклонность к иронии и самоиронии, здоровое чувство юмора, любовь к фольклору, народному творчеству. Нельзя стать инеграл-гуманитарием, не приобщаясь к различным видам и результатам творческой деятельности, не проявляя интереса к многогранному искусству и тонкой философии любви. Элитарная культура – квинтэссенция общей культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Маргинальная культура

 

Маргинальная культура понимается двояко. В последнее время специалисты  стали рассматривать маргинальную культуру как особый тип пограничной  культуры, рассчитанной на вкусы специфических  групп интеллигенции и характеризующейся  своеобразной протестной духоборческой (часто – постмодернистской) направленностью (ср. образцы «контрлитературы» Венедикта Ерофеева, Виктора Ерофеева, Виктора Пелевина, Андрея Битова). В данном случае для обозначения указанного феномена предпочтительно употреблять термин «альтернативная культура», подразумевая при этом допустимые эпатажные (несколько шокирующие душевными откровениями) отклонения от «зарегулированных» культурных процессов.

Гораздо чаще термином «маргинальная  культура» обозначают наиболее низкий, вульгаризированный, смыкающийся с  патологическими суррогатами китча  тип культуры социально деградированных, деклассированных, криминализированных слоев. Это слои опустившихся людей случайных профессий, неисправимых этномаргиналов, пауперов, люмпенов, плутократов, представителей уголовного мира, криминального, полукриминального бизнеса и т.п. Асоциальные элементы отвергают незыблемые нормы общечеловеческой морали (или цинично пренебрегают ими), утрачивают связь с гуманистическими традициями национальных культур, с идеалами и образцами мировой культуры. Синонимом «маргинальной культуры» в негативном смысле слова является антикультура.

Маргинальная культура (с  отрицательным вектором действия) «разбухает»  в некоторых нестабильных материально  неблагополучных обществах с  признаками экономического кризиса  и технологического застоя, деформируя дестабилизированные ареалы социальных, этнонациональных культур. Проблема маргинализации части массовой культуры и кризисного образа жизни обострилась, в частности, в ряде республик бывшего СССР и может быть разрешена только при условии прогрессивной реконструкции социально-экономического и политического строя, общего культурного подъема и духовного оздоровления подверженных затяжному кризису обществ.

Самым негативным субкультурным образованием маргинальной культуры является уголовно-криминальная асоциальная антикультура, включающая соответствующие виды вульгарного псевдоискусства и сленга (арго). Для духовно нездорового общества характерны диффузия деструктивной агрессивной психопатологии и заражающей антилингвокультуры уголовного мира, их проникновение в отсталые социальные слои, в «теневую среду» нелегального и полулегального бизнеса, в брутальный кино- и телекитч, в агрессивную «желтую прессу» и «розовую» беллетристику. Экспансия негативной маргинальное™ является глобальной проблемой современности, требующей программного системного разрешения под эгидой ЮНЕСКО. Для целенаправленного противодействия этой экспансии необходимо сплочение всех духовно здоровых, культуросозидательных сил мира, международных институтов, заинтересованных в самостоятельном развитии, росте интеллектуального и творческого потенциала каждого (общенационального сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Массовая культура

 

Неотъемлемой частью массового  общества является массовая культура, которая формирует "массового  человека", инертно поглощающего не только популярные широко рекламируемые  товары, но и покорно без усилий сглатывающего жвачку из информационных и культурных суррогатов, что предлагают ему средства массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации служат для систематического распространения  информации среди численно больших  рассредоточенных аудиторий. Это пресса, радио, телевидение, телефонная связь, кино, звуко - и видеозапись, компьютерные сети. Легко представить, какое огромное влияние на аудиторию могут оказывать средства массовой коммуникации. Преподносимая ими информация может быть строго дозирована и соответственно обработана. Не требуется даже грубого обмана или недостоверности. Чтобы манипулировать общественным мнением, достаточно бывает неполной информации или расстановки соответствующих акцентов.

Огромна роль средств массовой коммуникации в распространении  агитации и пропаганды, в формировании определенного отношения сообщества к событиям общественно-политической жизни и отдельным деятелям. Недаром  средства массовой информации называют четвертой властью, и борьба за контроль над ними по существу является борьбой  за умы людей.

С развитием средств массовой коммуникации произошел переход  количества в качество: культура стала  не просто массовой, т.е. охватывающей подавляющее большинство членов общества, но возникло новое социальное явление - "массовая культура". "Массовость" коснулась не только материальной, но и духовной культуры, привела  к стандартизации жизни членов общества. Явление это существенно затронуло  и очень ярко проявилось в искусстве.

В отличие от классического  искусства, произведения которого были единичными, воплощали в себе индивидуальность автора, имели успех или отвергались  в зависимости от таланта их создателя, актуальности темы, массовое искусство  в значительной степени стало  отраслью экономики, индустрией развлечений, "фабрикой грез". Это не просто журналистские штампы, они отражают поточность изготовления произведений массового искусства, их индустриальный характер. Зачастую произведения массового  искусства - коллективные творения, требующие  современных технологий и вложения огромных финансовых средств.

Чаще всего произведения массовой культуры ориентированы на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, национальные и расовые предрассудки, культ  успеха, культ сильной личности - вот что питает их, диктует содержание и форму. И в то же время, в ней  присутствует культ посредственности, примитивная символика и условность.

      Восприятие объектов массовой культуры, как правило, пассивное, вся информация подается в "разжеванном" и даже "полупереваренном" виде, комментаторы все объяснят, сформируют твое собственное мнение.

Нет необходимости критически осмысливать увиденное и услышанное, напрягаться, задумываться.

Массовая культура существенно  изменила логику общественного сознания: на фоне бурного развития научно-технического прогресса сформировалась вера во всемогущество  науки, в то, что наука может  изменить мир людей. Человек ощущает  себя лишь малой частицей технократического  общества, подчиняющейся математическим законам. Духовность отошла на второй план. Как следствие этого наступает  кризис религии и религиозной  нравственности. Если прежде жизненным  руководством для индивида был внутренний закон, сформированный не одним поколением искренне верующих предков, то теперь он рухнул, лишив человека поддержки  и уверенности. Но человеку необходимо во что-то верить, чтобы обрести устойчивость в постоянно меняющемся мире. Вот  и появляются всевозможные суррогаты  веры: поклонение вождям, политическим партиям и движениям, НЛО, национальным идеям, звучным лозунгам, кумирам.

Лишенная индивидуальности, стандартизованная массовым обществом  личность, стремясь сохранить себя, погружается в эгоизм, подменяя им индивидуальные черты. Человек растворяется в массе, в толпе и начинает жить по ее законам, становится ее частью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Субкультура является попыткой разрешения молодежью проблем, связанных  с ее маргинальным статусом в обществе, а не выражением "морального распада  и полной бездуховности", как гласит традиция морализаторско-оценочного подхода. Если процессы, протекающие в молодежной среде, являются, пусть и опосредованным, но, тем не менее, отражением реальных противоречий общества, то, возможно, полезным для взрослых было бы видеть в "гримасах" девиантности черты собственного лица.

Молодежная субкультура  выступает как определенная значащая среда, создающая определенную картину  мира, и передающаяся путем социализации в ней новых членов. Область  значений этой среды, ее традиции, нормы  и ценности направлены на удовлетворение определенных потребностей. Прежде всего, потребностей, не имеющих возможности  быть удовлетворенными в рамках общей  культуры. Молодежная субкультура - это, по сути, наиболее компромиссный способ сублимации асоциальных и внесоциальных  импульсов, социокультурно не одобряемого  поведения.

Контркультура определяется как сформировавшийся в лоне культуры и передаваемый от одной исторической эпохи к другой способ сказать "нет"

любому утвердившемуся социокультурному содержанию, безотносительно к тому, будет ли такое отрицание плодотворным или губительным как для общества, так и для самой культуры, означает ли оно подъем человечества на более  высокую ступень нравственного  развития или, напротив, его нравственное разложение и деградацию. А главное, что достигается при таком  повороте дела - это "мирное сосуществование" культуры и контркультуры в лоне духовной эволюции человечества, где  каждому из названных моментов отводится  свой аспект: первому - "социальная статика", второму - "социальная динамика" - равновесие и конфликт сменяют друг друга на протяжении всей человеческой истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список  используемой литературы:

 

  1. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
  2. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
  3. Культурология. Учебник. / Под ред. Ю.Н. Соломина. М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2005 - 566 с.
  4. Культурология. Учебник для Вузов. Кармин А.С., Новикова Е.С. Издательство: Питер 2004 г.
  5. Культурология. Автор: Кравченко А.И. 2007г. - 288 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие субкультуры и контркультуры. Элитарная, маргинальная и массовая культура