Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:06, реферат
Богослужение началось на земле со времен сотворения первых людей –в раю.
Богослужение первых людей в раю состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.
После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своём спасении.
В богослужении людей после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения.
Введение……………………………………………………3
1.1.История богослужения……………………………......... 5
1.2. Православные праздники………………………………. 7
1.3. Устав и богослужебные книги…………………………..8
1.4. Облачения ………………………………………………..10
1.5 Заключение………………………………………………..10
2. Список использованной литературы……………………..14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт
дистанционного образования
240100 , Химическая технология
Индивидуальное домашнее задание № 1
Православное богослужение
Вариант№10
по дисциплине:
Исполнитель:
студент группы Д-2Д3С1 Пикаревич Ирина Юрьевна 18.11.2013
Руководитель:
преподаватель
Оглавление
1.1.История богослужения………………
1.2. Православные праздники………………………………. 7
1.3. Устав и богослужебные книги…………………………..8
1.4. Облачения ………………………………………………..
1.5 Заключение………………………………………………..
2. Список использованной литературы……………………..14
Введение
Богослужение началось на земле со времен сотворения первых людей –в раю.
Богослужение первых людей в раю состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.
После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своём спасении.
В богослужении людей после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения.
Жертва выражает мысль, что все , что мы имеем, не наше а Божье.
Соединение молитв с жертвоприношением должно было, вместе с этим, и напоминать людям, что БОГ принимает их молитвы ради той жертвы, которую впоследствии принес за всех людей сын божий, спаситель мира.
Сначала богослужения совершались свободно на открытых местах. Не было ни святых храмов, ни священных лиц. Люди приносили жертву Богу, где хотели, и молились такими словами, какими подсказывало им собственное чувство и настроение.
По повелению Божию во времена пророка Моисея была устроена скиния (первый ветхозаветный храм Единому, Истинному Богу), были избраны священные лица (первосвященник, священники и левиты), определены жертвы на разные случаи и установлены праздники (Пасха, Пятидесятница, Новый год, день очищения и др.)
Пришедший на землю Господь Иисус Христос, уча поклоняться Небесному Отцу на всяком месте, тем не менее, часто посещал ветхозаветный Иерусалимский храм, как место особенного, благодатного присутствия Божия, заботился о порядке в храме и проповедовал в нем.
Так же поступали
и святые апостолы Его, пока
не было воздвигнуто открытое
гонение на христиан со
Во времена апостолов, как видно из книги Деяний апостольских, был особые места для совершения таинства причащения, собрания верующих, которые назывались церквами, где богослужение совершалось поставленными на то через рукоположение (в Таинстве Священства) епископами, пресвитерами (священниками) и диаконами.
Окончательное устройство христианского богослужение совершено было приемниками апостольскими под руководством Духа Святого и по данной им от апостолов заповеди: Все должно быть благопристойно и чинно. Этот установленный порядок богослужения строго сохраняется в нашей Святой Православной Церкви Христовой.
Православным богослужением называется служение, или служба, Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения слова Божия, а также священнодействий, совершаемых по определённому чину, то есть по порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).
От домашней молитвы церковное богослужение отличается тем, что оно совершается священнослужителем, законно поставленными для этого через таинство священства святой православной церковью, и происходит преимущественно в храме.
Церковное православно-общественное богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христа и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из священной истории, совершившиеся для нашего спасения как до рождества христова, так и после Рождества Христова. При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от него и получить успокоение нашей душе.
А главное через богослужение православные христиане входят в общение с Богом, особенно через таинство Святого Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.
Установителями богослужебного чина (состава и порядка) православной церкви, в основных его чертах, были в. Апостолы. Уже апостол Павел предписывал относительно богослужения, чтобы все совершалось благопристойно и чинно. Св. Епифаний называет апостолов «установителями тайн»-вместе с Иаковым братом Господним, первым братом господним, первым епископом Иерусалимским. Но апостол Иаков составил лишь первый чин литургии, потому под установлением таинств надлежит разуметь установление их чина, тем более, что самые таинства были установлены Самим Господом Иисусом Христом.
Хотя св.апостолы в первое время по Вознесении Господнем еще продолжали посещать храм Иерусалимский, но совершавшееся в нем богослужение утратил для них и вообще для христиан свое значение: они знали, что обетования, прообразы и пророчества Святого Писания о грядущем Мессии уже исполнились, что ветхозаветные жертвы уже утратили смысл. Поэтому христиане, во главе с апостолами и учениками, собирались по домам верующих для молитвы и совершения таинства Евхаристии.
Часы молитвы- третий, шестой и девятый (по-нашему девятый, двенадцатый, и третий день) посвящались молитве и у евреев.
У христиан те же часы освятились связанными с ними новыми воспоминаниями о суде над Христом у Пилата и Сошествии Св. Духа на апостолов (третий час), о его распятии (шестой), и смерти (девятый). На своих молитвенных собраниях апостолы с верующими читали и изъясняли само писание, сопоставляя обетования, пророчества и прообразы с событиями из земной жизни Христа которых были свидетелями большинство участников собраний.
К песням новозаветным времен апостольских относятся:
Ангельская песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф и Херувимское: Аллилуйя были удержаны в постоянном обиходе первых христиан. Среди молитв новозаветных первое место занимала Молитва Господня.
Сами Апостолы придавали большое значение пению, как это видно из послания апостола Павла к Ефесянам и Колосянам чтобы они вразумляли друг друга псалмами, гимнами и духовными песнопениями.
Из сказанного видно, что уже на первых порах христианства установились богослужения вечерние (церковный день начинается с вечера), ночные и утренние.
Об утренней службе говорится: «Молитвы творите с утра, благодаря Господа, что он осветил нас, удалив ночь и приведя день».
Всенощное и утреннее богослужение состояло главным образом из пения псалмов и избранных мест Святого Писания.
Ночное богослужение было особенно продолжительно лаврах, заканчиваясь иногда лишь к утру. Здесь и вошло в обычай совершать во время службы благословение хлебы, вина и елея и раздавать их молящимся, для подкрепления сил.
Православное богослужение имеет основную мысль, изобразить весь ход священной истории в главных событиях: сотворение мира и человека, падение человека и его искупление через подвиг Сына Божьего. На эти события указывают и чтения и песнопения и символические действия в трех священных службах: вечерней, утренней и литургии. Каждая из трех служб состоит их трех отдельных служб: с вечернею совершается последование девятого часа и повечерие; с утренней – полунощница и первый час; с литургией - часы третий и шестой.
Круг суточного богослужения начинается последованием девятого часа, страшного и спасительного часа смерти Христовой.
Вечерня посвящается воспоминаниям о первых событиях мира: о его творении, о блаженстве первых людей в раю, о их падении, раскаянии и надежде на спасение.
В утренней службе вспоминаются те времена, когда Израиль томился в тяжком рабстве Египетском, воздыхая о земле обетованной. Это образ всего человечества, томящегося в рабстве греха и ожидающего спасения. В шестопсалмии изливается скорбь падшего человека и упование на милость Божию. Уже в конце вечерни словами Симеона Богоприимца указывалось на времена новозаветные.
Все прочие службы составляют приготовление к важной и торжественной службе, новозаветной называемой Божественной. На Литургии в таинстве Евхаристии вспоминается и как бы продолжается всемирное Голгофское жертвоприношение и верующим под видом хлеба и вина подаются Тело и Кровь Христовы.
Таким образом в нашем богослужении воспоминания о милостях Божьих, явленных Израилю, соединится с воспоминаниями священных событиях Нового Завета. Этим указывается на неразрывную связь между церковью ветхозаветной с церковью новозаветной.
В тоже время в богослужении Православной Церкви отчетливо отразилась и запечатлелась вся история с гонениями (например: возглас Двери! Двери! Оставшийся со времен, когда было необходимо охранять церковные двери о вторжения язычников и еретиков), мученичеством, сподвижничеством, возникновением ересей (песнь Единородный Сыне и др) и торжеством над ними песнопения в день Православия), с милостями Божиими, явленными христиан в различные тяжелые моменты из народной жизни, например в борьбе с неверными (Акафист Божией Матери), избавлении от стихийных бедствий (песнь: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный) и так далее.
Поэтому чин богослужения православной церкви отличается не только высотой и полнотой в духовном смысле, не только высокой поэзией но и ценнейшими историческими данными.
1.2. Православные праздники
В воспоминания священных для христиан событий земной жизни Иисуса и Его Матери был в древнее время установлены соответствующие праздники.
Особенности богослужения в такие праздники складывались постепенно.
Св. Ириней (II век) и Тертулиан (начало III века) передают, что ночь на Св. Пасху христиане проводили всю в торжестве и в дни Пятидесятницы веселились духовно. При Константине Великом в пасхальную ночь Константинополь освещался восковыми столбами. Празднику пасхи предшествовал пост, сперва не везде одинаковой продолжительности и само время празднования было установлено лишь на Первом Вселенском Соборе (325 год). Наша пасхальная служба, справедливо называемая торжеством земли и неба, принадлежит св. Иоанну Дамаскину. Обычай обмениваться на Пасху красными яйцами возводит к св. Марии Магдалине, которая принесла Римскому Императору Тиверию яйцо и возвестила ему о воскресшем Христе: в яйце, хранящем в себе зародыш жизни, христиане усматривали символ воскресения, вообще жизнь.
Воскресный день праздновался святыми апостолами, когда они собирались для совершения таинства Евхаристии.
Праздники рождества Христова и Крещения Его сперва соединялись вместе, и начали праздноваться раздельно с IV-го века. Чин великих часов на Рождество Христово составлен Софонием, патриархом Иерусалимским (644); ему же принадлежит окончательное установление древнейшего чина великого водоосвящения, совершаемое в навечерие Богоявления. Обыкновение совершать в этот после литургии крестный ход на воду полчил начало в IX веке при патриархе Константинопольском Фотии.
Празднование Сретения Господня относится к древнейшим временам христианства; но оно совершалось не повсеместно, и в некоторых церквях- 16 февраля. Во время императора Византийского Юстиниана империя подверглась страшному землетрясению и язве, при чем одному человеку было откровение, что бедствия прекратятся, если будет установлено торжественное празднование Сретения. С этого времени оно празднуется всей церковью 2 февраля.
О праздновании Преображения Господня мы имеем сведения, относящиеся к IV веку, Святой Прокол, патриарх Константинопольский (447) составил слово на Преображение, как на праздник общеизвестный.
Праздник Воздвижения Креста соверщался сначала во второй день пасхи, когда святая царица Елена обрела Животворящий Крест. На 14 сентября празднование было перенесено в VII веке, когда император Ираклий возвратил святой Крест из Персии: оба события слились в одном торжестве.
Праздники в честь Пресвятой Богородицы имеют также древнее происхождение. Так, празднование Благовещения восходит к временам Апостольским, на Рождество и успения Богоматери мы имеем беседы святого Ефрема Сирина, следовательно, самые праздники эти были установлены до его времени. Уже в первой половине IV века святая царица Елена основала в Палестине церкви в честь Рождества Пресвятой Девы и ее введения в храм.
В начале IX века Константинополю угрожали сарацины. Во Влахернском храме Божией Матери 1 октября совершалось всенощное бдение, усиленно молились Богоматери об избавлении от опасности. И вдруг находившийся среди молящихся юродивый Андрей и ученик его Епифаний увидели в воздухе Пресвятую Деву, окруженную Ангелами и Святыми, молящуюся и покровом своим осеняющую христиан. С этого времени был установлен праздник Покрова Божией Матери.
1.3. Устав и богослужебные книги.
Первое место в числе богослужебных книг занимают: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти книги взяты из Священного Писания, Библии, потому называются священно-богослужебными.