Православное богослужение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:06, реферат

Описание работы

Богослужение началось на земле со времен сотворения первых людей –в раю.
Богослужение первых людей в раю состояло в свободном прославлении Бога, Его премудрости, благости, всемогущества и других Божиих совершенств, явленных в сотворении мира и в промысле о нем.
После же своего грехопадения люди должны были еще больше молиться Богу, умоляя Его о своём спасении.
В богослужении людей после грехопадения, кроме молитв Господь установил жертвоприношения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………3
1.1.История богослужения……………………………......... 5
1.2. Православные праздники………………………………. 7
1.3. Устав и богослужебные книги…………………………..8
1.4. Облачения ………………………………………………..10
1.5 Заключение………………………………………………..10
2. Список использованной литературы……………………..14

Файлы: 1 файл

культурология2.docx

— 66.18 Кб (Скачать файл)

Затем следуют книги: Служебник, Часослов, Требник, Книга молебных пений, Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная, Триодь цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий и Канонник. Эти книги составлены на основании Священного Писания и Священного Предания отцами и учителями Церкви и называются церковно-богослужебными.

Евангелие - это слово Божие. Оно состоит из четырех первых книг Нового Завета, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Евангелие содержит в себе описание земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, славное Воскресение и Вознесение Его на небо. Богослужебное Евангелие имеет ту особенность, что, кроме обыкновенного деления на главы и стихи, делится еще на особые отделы, называемые зачалами. В конце книги помещается указатель, когда читать, то или другое зачало.

Апостолом на церковно-славянском языке называется книга, содержащая следующие книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов, Соборные послания и Послания апостола Павла (сюда не входит книга Апокалипсис). Книга Апостол, так же как и Евангелие, разделена, кроме глав и стихов, на зачала, с указанием в конце книги, когда и какое читать зачало.

Псалтирь - книга пророка и царя Давида. Так называется она потому, что большинство псалмов в ней написано святым пророком Давидом. В этих псалмах святой пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных грехах, прославляет бесконечные Божии совершенства, благодарит Его за все Его милости, благодеяния, просит помощи во всех своих предприятиях. Вот почему Псалтирь и употребляется при богослужении чаще всех других богослужебных книг.

Книга Псалтирь для употребления при богослужении разделена на двадцать отделений, называемых "кафизмами", а каждая "кафизма" делится на три части, называемые "славами".

Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь "следованная", она отличается тем, что содержит в себе три приложения: Часослов; тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг; все молитвословия, которые должны читаться приступающими к Святому Таинству Причащения.

Служебник - книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни, утрени и Литургии. В конце Служебника помещены: отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, т.е. список святых, ежедневно воспоминаемых церковью.

Архиерейский служебник (или Архиерейский чиновник) отличается тем, что содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения во чтеца, диакона, священника и др.

Часослов - книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии.

Требник - книга, заключающая в себе чинопоследования Святых Таинств (кроме Таинств Святого Причащения и Священства) и других треб - чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и др.

Книга молебных пений содержит чинопоследования молебнов (молебных пений) на разные случаи жизни.

Октоих, или Осмогласник, заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов, или гласов. Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви святым Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему приписывается и составление Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха принимали участие святой Митрофан, епископ Смирнский, святой Иосиф Песнописец и другие.

Минея месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу месяцев она разделяется на 12 книг.

Минея общая заключает в себе песнопения общие целому лику святых, например, в честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и проч. Она употребляется при богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в Минее Месячной.

Минея праздничная содержит в себе службы великих праздников, извлеченные из Минеи Месячной.

Триодь постная содержит в себе молитвословия на дни Великого Поста и на приготовительные недели к нему, начиная с Недели мытаря и фарисея и до Пасхи. Слово "Триодь" греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней Триодь Цветная получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней, вместо обычных девяти песней канона.

Триодь цветная заключает в себе песнопения со дня Святой Пасхи до недели Всех Святых (т.е. до 9-го воскресенья, считая со дня Пасхи).

Типикон, или Устав, содержит в себе подробное указание: в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.

Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).

 

 1.4. Облачения

В ранней церкви не было специальных культовых одежд. Исключение составлял «талит», кусок материи, которым в Иерусалимской общине, молясь, прикрывали плечи и голову. Со временем возникла потребность в облачениях, отвечающим торжественности момента. Надевая их, служитель должен был отрешиться от всего будничного, осознать себя предстоящим Богу.

Современные церковные одеяния восходят к трем видам  античных одежд: длиной тунике, или хитону, походному плащу-фелони и ленте, которую носили в праздничные дни как знак достоинства.

Существуют и другие, второстепенные элементы облачения (пояс, палица, набедренник, поручи, которые первоначально были нужны для удобства, а позднее им придали символический смысл.

 

 

1.5. Заключение

Богослужение отражает единство Церкви - единство со святоотеческим прошлым и единство со всеми теми, кто сейчас исповедует ту же православную веру. Богослужение есть свидетельство сознательной веры оно не должно развиваться в отрыве от богословия, от веры, от учительства, от опыта отцов. В рамках этих условий можно понять, что такое неизменяемость богослужения и как оно может законно изменяться. Изменения незаконны, когда они происходят в разрыве с иерархией или в отрыве от народного благочестия когда они бессознательно отражают духовный упадок или искусственное приспособленчество к миру сему когда они навязываются сверху, извне органического церковного сознания когда они возникают в отрыве от богословия или вообще самоощущения Церкви. Но есть и вполне законные изменения и обогащения, которые всегда отражают подлинную церковную жизнь, связывающую нас с веком апостолов и отцов, делают эту жизнь доступной всем спасаемым в разные эпохи и в разных обстоятельствах. Более того, можно сказать, что изменяемость и развитие богослужения так же неизбежны, как и сама жизнь Церкви в истории. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные и очевидные заимствования из практики византийского императорского церемониала, введенные в богослужебную практику в средние века, или весь тот стиль благочестия в Русской Церкви, который восходит к XIX веку. Даже тогда, когда эти изменения не оправданы ни Преданием, ни богословием, они указывают на жизненность нашего богослужения. Богослужение, как и сама Церковь, не может игнорировать окружающую жизнь. Но в наше время, когда Церковь нигде больше не пользуется официальной поддержкой государства и общества когда она предоставлена самой себе и призвана свидетельствовать своими только силами, важно вновь восстановить то органическое единство, которое существовало в древнем христианстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

Список используемой литературы

 

     1. Аверинцев  С.С. Крещение Руси и  путь  русской  культуры.  М.:Наука,

        1990. 90 с.

     2. Аверкий. Что  такое православие//Москва. 1996. №3. С. 11-13.

     3. Алов А. А. Мировые религии. М.:Приоритет, 1998. 234 с.

     4. Бессонов  М. Н. Православие в наши дни. М.:Политическая  литература,

        1990. 301 с

     5. Бесякова  М. Н. Христианский культ. СПб.: Невский  клуб, 1994. 70 с.

      6. Давыдова  Н.В. Евангелие и древнерусская  литература.    М.:Просвещение,

         1992. 119 с.

      7.  Златоструй  Л. К.  Древняя Русь. Х—XIII вв. М.: Наука, 1992. 184 с.

      8.  Иванова  С.Ф. Введение в храм Слова. М.: Детская литература,  1994.

190 с.

     9.  Концевич  И.М.  Стяжание  Духа  Святаго  в  путях  Древней   Руси.

        М.:Политическая

                                литература, 1993. 210 с.

    10. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. 180 с.

    11. Малягин В. К. Православие и Россия//Юность.1994.№3. С. 48-49.

    12. Федотов Г.П. Святые   Древней   Руси. М.:Терра, 2000. 240 с.

    13. Шмелев И. С. Лето Господне. М.:Наука, 1989. 70 с.

 

 


Информация о работе Православное богослужение