Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:14, реферат
Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования. В целях достижения цели следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования. Автор попытался внести свой вклад в решении общественной задачи: повысить уровень правовой культуры каждого человека, живущего в обществе.
Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан.
Введение.
1. Общее понятие термина «правовая культура» общества.
1.1Определение «правовая культура».
1.2 Структурные компоненты правовой культуры.
1.3 Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.
2. Эхо прошлого. (Из истории развития правовой культуры).
3. Задачи формирования правовой культуры общества.
4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
4.1 Цель и содержание правового воспитания.
4.2 Правовое просвещение.
4.3 Роль средств массовой информации в правовом воспитании.
5. Художественная литература в процессе формирования правовой культуры общества.
Вывод.
Список литературы.
Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности
Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин
Реферат
по культурологии
Тема: «Правовая культура»
Факультет
Иванов И И
Москва
2010 г
Содержание:
Введение.
1.
Общее понятие термина «
1.1Определение «правовая культура».
1.2 Структурные компоненты правовой культуры.
1.3 Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.
2. Эхо прошлого. (Из истории развития правовой культуры).
3. Задачи формирования правовой культуры общества.
4.
Правовое воспитание как
4.1 Цель и содержание правового воспитания.
4.2 Правовое просвещение.
4.3 Роль средств массовой информации в правовом воспитании.
5.
Художественная литература в
процессе формирования
Вывод.
Список литературы.
Введение
Ларра был сыном женщины и орла. Он презирал людей, считал себя первым на земле. Он был гордым и высокомерным. Однажды он убил девушку за то, что та отказала ему в любви. Узнав об этом, люди придумали самое страшное наказание, которое только может выпасть на долю человека. Они оставили его в одиночестве. Его жизнь превратилась в бесконечную муку для него…
В этой притче высказана мысль о том, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».[1] Каждый живущий в данном обществе включён в систему норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуре каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек
с недостаточно развитой правовой культурой,
как правило, обращает внимание только
на самые вопиющие случаи нарушения
закона, например преступления, а другие
многочисленные случаи игнорирования
права остаются им незамеченными. В
таком восприятии право предстаёт
в виде айсберга, меньшая часть
которого видима, а большая скрыта
под толщей воды.
Целью данной работы является определение
правовой культуры общества и способы
её формирования. В целях достижения цели
следует рассмотреть правовые концепции
такого явления как правовая культура,
её структурные компоненты и пути преодоления
проблем, встающих на пути её формирования.
Автор попытался внести свой вклад в решении
общественной задачи: повысить уровень
правовой культуры каждого человека, живущего
в обществе.
Преодоление недостатков в процессе формирования
правовой культуры приобретает особое
значение в настоящий период развития
общества, когда происходит переориентация
ценностей и изменение сознания граждан.
Чтобы эта работа происходила успешно
и дала желаемые результаты, важно иметь
представления об этих недостатках и том
вреде для общества и отдельных людей,
который такими недостатками вызывается.
1
I. Общее понятие термина
«правовая культура» общества.
1.1. Определение правовой культуры.
Правовое сознание даёт представление о духовных ценностях личности и общества с субъективной стороны. Оно выражается в чувствах, представлениях, идеях, но не в материализованном виде. Чтобы уяснить механизм правового воздействия на общественные отношения необходимо освоить такую категорию как правовая культура. Эта категория используется для характеристики правовой системы страны. При анализе правовой культуры общества изучают правовые феномены, описывают и приводят объяснения ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, которые отражают объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
«Правовая культура — это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества».1
Под
правовой культурой мы понимаем «определённый
уровень правового мышления и
чувств восприятия правовой действительности»,
а также
«надлежащую степень знания населением
законов и высокий уровень уважения норм
права, их авторитета». Правовая культура
включает в себя
«специфические способы правовой действительности
(работа правоохранительных органов, конституционный
контроль и т.д.)»2, законы и системы законодательств,
судебная практика как результат правовой
деятельности.
Изобретение законов тоже следует понимать
как правовую ценность. Некоторые учёные
уподобляют этот процесс по своей значительности
появлению колеса.
«Закон как инструмент организации общественных
отношений — пока непревзойдённое и всеобъемлющее
средство социального регулирования и
контроля».3
Правовая
культура может быть рассмотрена
с двух сторон: личной, когда акценты
смещаются на личностные свойства и
качества, и общественной, когда
обращается внимание на функционирование
социального организма в его
целостности. «В правовой культуре индивида
присутствуют элементы её логической
структуры — нормативные суждения или
деонтические модальности, включающие
такие модальные операторы, как «обязательства»,
«разрешено»,
2
«запрещено». Нормативные суждения складываются на фундаменте правовых знаний, оценок и содействуют саморегулированию правового поведения личности».
1.2. Структурные компоненты правовой культуры.
Правовая
культура человека — сложное психологическое
явление, отражающее многие важные стороны
жизни общества, государства. И для
того чтобы воспитать в себе высокую
правовую культуру, необходимо представить
себе это явление в существенных
чертах и понять его значение для
общества и отдельного человека. Итак,
представим себе правовую культуру в
виде дома,
«фундаментом» которого будет являться
нравственные взгляды, убеждения. От них
зависит качество правовых знаний и умений
ими пользоваться; характер отношения
к закону (чувство уважения к нему, чувство
законности); готовность исполнять правовые
нормы. Вторым структурным компонентом
является правовая деятельность, которая
содействует укреплению законности и
правопорядка, а также осуществляет контроль
над исполнением правовых норм.
Правовая культура третьего уровня представляет
собой научные знания о сущности, характере
и взаимодействии правовых явлений вообще,
всего механизма правового регулирования,
а не каких-то отдельных направлений.
Рассмотрим каждый из этих уровней отдельно
и вычленим определяющие их факторы…
Правовая
культура формируется постепенно. Сначала
закладывается фундамент. Под влиянием
окружающей среды появляются представления
о простых, но необходимых правилах
взаимоотношений между людьми. Формируются
представления о необходимых
правилах взаимоотношений между
людьми. Наряду с этим население
овладевает правовыми знаниями и
умениями — основой правосознания.
Сюда входят конкретные правовые нормы
(уголовного, административного, семейного
и т.д. права), положения правовой
теории, и факты истории права.
Этот уровень развития правового
сознания определяет насколько информировано
в правовом отношении население,
его социальные, возрастные, профессиональные
и иные группы, насколько глубоко
освоены им такие правовые феномены,
как ценность прав и свобод человека,
ценность правовой процедуры при
решении споров, поиска компромиссов
и т.д. Но для того, чтобы сформировалась
правовая культура, одних знаний недостаточно.
Такой обыденный уровень ограничен повседневными
рамками жизни людей при их соприкосновении
с правовыми явлениями. Нельзя мыслить,
опираясь только лишь на знания и умения.
Правовая культура предполагает оценку
всех сторон правовой практики. Сталкиваясь
с явлениями окружающей
3
среды человек должен определить не только нравственное, но и правовое содержание (в соответствии с законом или противозаконно), уметь оценить их с юридической точки зрения.
Однако, было бы ошибкой рассматривать правовую культуру на обыденном уровне как дефектную, второразрядную. Это становится понятным при изучении его специфики, которая заключается в том, что «правовая культура, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения».1 Правовая культура во многом определяется такими факторами как деятельность граждан по реализации права и обязанности его исполнения (например, заполнение налоговой декларации о совокупном годовом доходе).
Уровень развития правового сознания населения должен быть зафиксирован в реальной правовой деятельности, которой занимаются юристы. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у них вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственен более высокий уровень правовой культуры. Они должны обладать системой правовых знаний, а также навыков и умений, которые способствуют разрешению сложных ситуаций.
Правовая культура общества во многом зависит от качества развития правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчество и правоприменение компетентными органами требуют достаточно высокий теоретический уровень правовой культуры, которая в свою очередь вырабатывается коллективными усилиями учёных-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении лица с соблюдением демократических принципов. Правоприменение, «властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации»1, является важным фактором формирования правовой культуры общества. Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры государственного аппарата, порядка взаимоотношений его органов, а также от профессионализма и культуры правоприменителя. Следует заметить, что совершенствование структуры нужно начинать с повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости, внедрения новых принципов деятельности правоприменительных органов, кардинального возвышения третьей ветви власти в России — правосудия.
4
Профессор
Корельский обозначил ещё один, высший
на его взгляд, уровень правовой культуры
— уровень развития всей системы юридических
актов, «т.е. текстов документов, в которых
выражается и закрепляется право данного
общества»2. Закон должен быть непротиворечивым,
понятным для населения, по возможности
кратким и обязательно опубликован в доступном
для населения источнике. Система законодательства,
основой которой является конституция
государства, имеет большое значение для
оценки правовой культуры общества.
На основе её анализа можно сделать вывод
об уровне развития не только правовой
культуры общества, но и всей его культуры
в целом. По дошедшим до нас памятникам
права историки могут судить о правовой
атмосфере того времени.
Укажем на очень важную правовую тонкость, понимание которой повышает нашу правовую культуру. Правовые нормы, законы могут устареть (частично или полностью), отстать от требований жизни. Поэтому законодательство постоянно совершенствуется (заметим, не изменяется коренным образом). И «пока нормы не преобразованы, они всё равно остаются законами, обязательными для исполнения. Совершенно недопустимо в этих случаях пытаться решать дела, ссылаясь на «совесть», «полезность», «практическую целесообразность и т. д.»1. Нарушение закона никогда не бывает целесообразным.
На данном уровне правовой культуры существует масса проблем, рассматриваемых законодательством. По настоящему культурный в правовом отношении человек не должен быть слепым фанатиком права. Он должен видеть его недостатки, как излишний формализм и другие, но это не означает, что он имеет права сам осуществлять толкование закона, которое приводит к его нарушению.
Все
уровни взаимосвязаны и
1.3. Факторы, определяющие
высокий уровень правовой
Правовая культура подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для
5
одного
общества на определённом этапе развития
будут действительна одна свойственная
только ему система оценок. Это
результат того, что «разные люди,
разные общности людей, политические партии,
лица, находящиеся у власти, и
оппозиционеры могут по-