Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:14, реферат
Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способы её формирования. В целях достижения цели следует рассмотреть правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования. Автор попытался внести свой вклад в решении общественной задачи: повысить уровень правовой культуры каждого человека, живущего в обществе.
Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан.
Введение.
1. Общее понятие термина «правовая культура» общества.
1.1Определение «правовая культура».
1.2 Структурные компоненты правовой культуры.
1.3 Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры.
2. Эхо прошлого. (Из истории развития правовой культуры).
3. Задачи формирования правовой культуры общества.
4. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
4.1 Цель и содержание правового воспитания.
4.2 Правовое просвещение.
4.3 Роль средств массовой информации в правовом воспитании.
5. Художественная литература в процессе формирования правовой культуры общества.
Вывод.
Список литературы.
12
4.3. Роль средств массовой
информации в правовом
К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, в связи с ломкой общественного сознания и переориентацией человеческих ценностей, произошедшей в нашей стране за последнее десятилетие, их удельный вес сократился. Эта форма работы не пользуется популярностью в обществе и проводится только в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.
Серьёзным недостатком нынешней практики
воспитательной работы в юридической
области является недооценка организационных
форм, рассчитанных на молодёжную аудиторию:
школьных правовых олимпиад, диспутов
на темы права, морали. На новом этапе
развития государственного устройства
важно сохранить этот опыт работы
с молодёжью, стимулировать его
развитие на новом политико-правовом
фундаменте. Рост преступности, снижение
социальной защищённости требуют активизации
работы по разъяснению прав личности,
«возможностей (немало возросших) по судебному
обжалованию незаконных и необоснованных
действий, возмещению ущерба, пользованию
теми или иными гражданскими, политическими,
имущественными правами».
Немаловажную роль в формировании
правовой культуры общества играют такие
средства информации как газетная,
журнальная статья, театральные постановки,
кино и телевидение. Однако большинству
журналистских публикации и сценариев
фильмов не хватает глубины и
всесторонности при исследовании проблемы
воспитания чувства уважения к правам,
свободам людей, разъяснения новых
юридических видов социализации
человека. «Законы жанра», характерные
для средств массовой информации,
предполагают сенсационность при отборе
материала. «Это приводит к определённому
смещению ракурса, рассматриваемого журналистом
события на «кровавые разборки»,
описание патологии преступника
(сексуальный маньяк и прочее), утрирование
изощрённости или жестокости совершённого
преступления».2 О какой правовой культуре
общества может идти речь, когда газеты
и журналы изобилуют сценами криминальной
жизни, на экранах телевизоров грабёж
и убийства на фоне сладкой, беспечной
жизни богатых людей. В последнее время
появилась тенденция принятия отрицательного
опыта зарубежных стран в деле правового
воспитания через
13
кинофильмы
и журналы. Помимо развития нездоровых
тенденций, подражания криминальным элементам
в молодёжной среде, «общество оказалось
лишённым объективной картины, отражающей
не только преступления и его генезис,
но также и все следующие за
преступлением этапы
Правовая культура предполагает умение
грамотно и юридически обоснованно
говорить. Раскрытие правовой терминологии,
языка юридических актов, толкование
и разъяснение содержания законов
являются составной частью правового
просвещения граждан. От правоведов,
в свою очередь, требуется умение
правильно, на профессиональном уровне
составлять тексты юридических актов,
употреблять в своей речи правильные
в этическом смысле слова. Им не позволено
выражаться языком публицистики, которая
зачастую внедряет в народное сознание
элементы так называемого «жаргонного
языка», как «шестёрка», «главарь»,
«разборка», «облава», создавая при
этом ореол сквернословия. «Этого рода
«практика» ведёт к нравственному
и правовому разрушению личности,
культурной деградации личности».
5. Художественная литература
в процессе формирования правовой культуры.
Обратимся к художественной литературе,
отражающей степень правовой культуры
общества. «Художественная культура
вступает в непосредственную связь
с правовой на уровне отношений, чувств.
Чувства играют основную роль в эстетическом
отношении к миру».1 Художественные
образы воздействуют на сознание людей.
Впечатления, полученные от прочтения
книги, отражают правовые отношения
и в значительной степени способствуют
совершенствованию правовой культуры.
Это действительно для
Достоевский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С
Грибоедов. Заметим, что в последнее время,
произошло изменение в сознании общества,
и задачи художественной литературы имеют
сейчас не воспитательный и познавательный
характер, а, скорее, развлекательный.
В большинстве случаев «модные» бестселлеры
несут антиправовую культуру в массы.
Книги пестрят изобилием сцен насилия
и разврата, обосновывая это реальностью
жизни. «Это книги о России и для России»,
- говорят нам с экранов телевизоров. Это
для нас и нашего поколения, стремящихся
жить в правовом государстве?.. Самое страшное
то, что на страницах беллетристики имеет
место сочувствие к тем, кто самочинно
вершит суд и расправу (то же можно сказать
и о кино).
Нетерпеливым
авторам хочется изобразить сиюминутное
торжество справедливости. С точки зрения
психологии это понятно. Но вместе с тем
14
отходит на второй план, просто вычёркивается, как нечто формальное, чувство законности — неотъемлемая принадлежность правовой культуры общества. На первое место выступает торжествующий, ничем не сдерживаемый инстинкт, варварский принцип «око за око, зуб за зуб», при этом ни о какой правовой культуре не может быть и речи. У читателя может сложиться представление, что совесть и закон не всегда идут рука об руку, взаимно укрепляя друг друга. Совесть, мол, нетерпелива — подавай ей справедливость сейчас же, а законность — пока-то она восторжествует: сначала проведут следствие, потом суд…. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что современная художественная литература не оправдывает своего назначения в проблеме формирования правовой культуры общества.
15
Вывод.
Формирование правовой культуры —
сложный длительный процесс, затрагивающий
все стороны общественной жизни.
Средствами формирования являются пропаганда
права, развитие у граждан юридических
знаний, практическое укрепление законности,
наличие сильной юридической
науки, совершенствование системы
правовых актов, которое достигается
благодаря наличию в
Пример руководителей, должностных лиц
государственного аппарата, участвующих
в законодательной и правоприменительной
деятельности оказывает большое влияние
в процессе формирования правовой культуры
общества.
Правовая культура — необходимое
условие сознательного
В настоящее время существует масса
проблем в процессе формирования
правовой культуры. Это, в первую очередь
правовая безграмотность населения, сложный
процесс правотворчества, нередкое
противоречие нормативно-правовых актов
реальной действительности, а также
не развитая идеология сильного правового
государства и, как следствие, правовой
нигилизм, отрицание нравственных принципов.
Для разрешения этих и других проблем
необходимо целенаправленная политика
государства на повышения уровня
правовой культуры общества через процессы
правотворчества, законодательного процесса,
а также средств массовой информации,
художественной литературы, кино и
искусство.
Формирование позитивного отношения к
закону, праву, знание гражданами своих
прав и обязанностей перед государством
и обществом является основными задачами
в процессе формирования правовой культуры.
16
Список литературы.
1.
Васильев В.А. Юридическая
656 с.: ил (Серия «Мастера психологии»)
2. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Ю.А.
Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др. Под общ. ред. А.С.
Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Изд-во МГТУ им. Н.Э.
Баумана, 1996. – 384 с.
3.
Никитин А.Ф. Что такое