Правовые аспекты справедливости в идеях древнегреческой литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Возникновение понятий «справедливость» и «законность» неразрывно связано с возникновением и развитием государства как такового. При появлении новых способов государственного управления и властной организации, равно как и правовых институтов, необходимо наличие принципов, руководство которыми помогало бы сохранить авторитет власти в глазах народа как организации, действующей не во зло, а во благо. И, как бы субъективны и изменчивы не были определения добра и зла относительно любой рассматриваемой эпохи, требования, которыми неосознанно обладает каждый человек к тому, что имеет власть над его действиями, носят весьма устойчивый, если не догматический характер. Наблюдая за властью в её частных и публичных проявлениях, любой гражданин рано или поздно делает для себя некий вывод, совокупность которых в рамках определённого времени или страны, формирует идеал личных, общественных и правовых отношений.

Содержание работы

Введение.
Современное определение понятия справедливости.
Софокл. Теоретико-правовые мотивы в трагедии «Антигона
Концепция справедливого государства Платона.
Заключение.

Файлы: 1 файл

эссе №3.docx

— 41.79 Кб (Скачать файл)

Интересным, на мой взгляд, является вопрос о соотношения справедливости и свободы. «Чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство»7 - так звучит точка зрения Платона. Для её обоснования он приводит к примеру демократический строй, в котором господствует свобода и одновременно царит несправедливость, выражающаяся в равнодушии граждан к своей стране. Идеальное государство справедливо, но не свободно. Эти понятия не могут быть совместимы, потому что платоновская справедливость предполагает подавление собственной воли, а свобода – её торжество.

Говоря о праве и законности, Платон следует теории Сократа. Законное и справедливое – это одно и  то же, так как в их основе лежит  божественное. Это противоречит с  мнением Софокла, выраженным в «Антигоне», поскольку там закон, исходящий от государства, противопоставляется законам богов. В идеальном государстве законы едины и имеют власть во имя справедливости.

Диалог Платона «Государство»  имеет большое значение для истории  развития правовой науки. Хотя философ и не даёт чётких определений, которые могли бы вписаться в современную систему юриспруденции, он выявляет основные направления познания права, которые развиваются до сих пор: государство, законность и справедливость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как я уже говорила в  начале своей работы, различия между философской и художественной литературой в древнегреческий период заключались в сфере употребления. Очевидно, что занятия философией могли себе позволить только хорошо обеспеченные граждане, хотя, естественно, не обходилось без исключений. Театр же, в котором ставились такие произведения, как «Антигона», государство поддерживало и старалось сделать общедоступным. Известно даже, что при Перикле неимущим гражданам выдавались  на   посещение   театра   особые   зрелищные   деньги (теорикон). Такое разделение сфер влияния не шло в ущерб каждой из сориентированных целевых аудиторий, а, напротив, формировало как бы две различные философии: научную, свойственную образованным и обеспеченным, и практическую, развивающуюся в народе и только в нём.

Тот факт, что мысли Софокла нашли  своё воплощение не в философском  трактате или диалоге, изучаемом, осуждаемом и переписываеом, а в пьесе, публичная постановка которой получила положительные отклики публики, говорит о влиянии информации, предоставленной таким методом, на сознание древних афинян. Театр в Афинах пользовался популярностью и большим вниманием со стороны государства, актёры и драматурги были уважаемы, а мысли, которые они высказывали через театральные произведения, играли большую роль в формировании общественного мнения.

И, если произведения философов, изучаемые  отдельными социальными категориями, имели значение для развития этики, права и философской науки  в целом, то драматургия несла  в себе нечто другое. Понятия о справедливости, законности и праве посредством массового искусства выносятся за пределы науки и обладают ценностью для всех людей, которые, размышляя и общаясь между собой, составляют систему моральных и правовых ценностей, как портрет идеального человека и государства, изображённый не только в строках философских работ, а ещё и в мыслях и поступках каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Софокл. Антигона.
  2. Платон. Государство, или О справедливости.
  3. Соловьёв В. Оправдание добра. Ч. 3. URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/11.html. (дата обращения: 09.01.2013)

 

  1. Лаэрций Д. Жизнь, учения и изречения знаменитых философов / Кн. 2, 9. URL: http://www.modernlib.ru/books/laertskiy_diogen/zhizn_ucheniya_i_izrecheniya_znamenitih_filosofov/read_1/. (дата обращения: 09.10.2013).

 

  1. Поляков А. Тимошина Е. Общая теория права: учебник. СПб.: Изд. дом СПбгу, изд-во юридического факультета, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Большая актуальная политическая энциклопедия / Беляков А. В. и др. М.: Эксмо, 2009. С. 320.

2 Поляков А. Тимошина Е. Общая теория права: учебник. СПб.: Изд. дом СПбгу, изд-во юридического факультета, 2005. С. 137.

3 Диоген Лаэрций. Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Книга 9, ч. 8.

4 Софокл. Антигона. Эписодий третий.

5 Софокл. Антигона. Эписодий четвёртый.

6 Соловьев В. Оправдание добра. ч. 3, гл. 11, VI. URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/11.html. (дата обращения: 09.01.2013)

7 Платон. Государство, или О справедливости. Книга 8.

 


Информация о работе Правовые аспекты справедливости в идеях древнегреческой литературы