Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:04, реферат
Появление праздников и обрядов в жизни человека. Потребность в отдыхе и развлечениях. История появления празднично-обрядового сервиса в Европе. Развитие празднично-обрядового сервиса в России.
1. Введение…………………………………………………………..3
2. Развитие празднично-обрядового сервиса в Европе………...5
3. Развитие празднично-обрядового сервиса в России………...13
4. Заключение………………………………………………………14
5. Список использованной литературы…………………………..15
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет Сервиса и Экономики
Кафедра туризма и международных экономических отношений
Контрольная работа по дисциплине: «Социокультурный сервис»
На тему: « Празднично - обрядовый сервис»
гр.100103 (2305)
Ионова Л.А.
Санкт-Петербург
2010 г.
1). Введение…………………………………………………………
2). Развитие празднично – обрядового сервиса в Европе………...5
3). Развитие празднично - обрядового сервиса в России………...13
4). Заключение……………………………………………………
5). Список использованной литературы…………………………..15
Праздник - это важное социокультурное событие, направленное на снижение психологической напряженности. В религиозном обиходе — день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-либо религиозного (исторического или легендарного) события или святого (церк.). День торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. Революционные праздники. Официально установленный общий день отдыха по таким дням . День массовых игр, развлечений и т. п. Спортивный, зимний, военный, детский. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-н. важным, принятым событием, удачей и т.п.; само такое радостное событие. Обряд - ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Понятие «обряд» не следует смешивать с более широким понятием "обычай", означающим не только символические, но и всякие вообще повторяющиеся и установленные традицией действия. Для доклассового общества характерна недифференцированность бытовых, производственных и религиозных. Обряд. С возникновением классового государства и церкви формируются специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, придворные церемонии), и продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. Развлечение –проведение времени ради удовольствия, веселья, отвлечения от дел и забот, получение радости от игры, забав, азартного соперничества со случаем, везением, от погони за удачей. Значение развлечений в компенсации одностороннего характера труда однообразия быта, в мобилизации душевных и физических сил человека. Потребность в отдыхе и развлечениях обусловлена процессом исторического развития человека и человечества, и в ходе его развивается и видоизменяется.
Развитие празднично – обрядового сервиса в Европе
Потребность человека в деятельности, способствующей рекреации, существовала с глубокой древности. В античности отдых протекал в специфических формах обрядовых игр- регулярных общенародных культовых празднеств, приуроченных к почитанию определенных богов. Такие празднества обязательно включали церемонии , торжественные процессии, костюмированные шествия, хороводы и танцы переодетых сатирами(лесные демоны плодородия), вакханками(спутницы Вакха, бога виноградства и виноделия) граждан. Эти элементы античного праздника ,несомненно, вносили перемену в жизнь античного горожанина, отвлекали от обычных занятий, повседневности, способствовали восстановлению сил и были формой активного отдыха и развлечений на открытом воздухе. Более частный характер имели пиры- торжественные мероприятия с обильным и приглашением многочисленных гостей. Здесь произносились речи, звучала музыка. Гости отдыхали и общались в дружеском кругу. Как законодатель пиров, известен в древнеримской истории консул Лукулл(106-55 гг. до нашей эры), пиры в доме которого продолжались по несколько дней. Для уединенного, спокойного отдыха древние греки использовали сады с естественными или искусственно посаженными деревьями и кустами, растениями, аллеями для прогулок, водоемами. Сады украшались скульптурой, архитектурными сооружениями. Известно, например, о существовании таких садов Платоновской Академии (с 4 в. до нашей эры до 6 в. нашей эры.) и в Ликее - предместья Афин, где проводил занятия по философии Аристотель (4 в. до нашей эры)
Такие сады (часто с гидротехническими сооружениями, водоемами, фонтанами) были принадлежностью имений и дворцов
риской знати.
Однако уже в античности существуют учреждения, которые предоставляют рекреационные услуги в современном понимании. В Древней Греции это палестры, где не только тренировались атлеты, но и были площадки для игр, помещения для отдыха. Были также частные заведения, где можно было развлекаться зрелищем петушиных боев и даже заключать пари.
В античном Риме это термы, в которых имелись дворы для солнечных ванн, бассейны, нимфейоны - комнаты для отдыха с фонтанами, статуями и растениями.
В Средневековой Европе эти две линии: активный отдых и развлечения среди большого скопления народа и уединенный отдых на природе - сохраняются.
С 10 в. в Европе получают распространение карнавалы -массовые народные гуляния с уличными шествиями, играми, переодеваниями, масками. Раньше всего карнавалы появились в Италии, позже во Франции и Германии (Нюрнберг, Кельн).
Организаторами карнавалов были горожане купеческого звания: в "Юрнберге по традиции это корпорация мясников, во Франции -
виноделов.
Основные фигуры на карнавале - шуты и ряженые. Остро- Словы и шутники задают тон, веселят и развлекают народ забавными выходками во время шествия по центральным улицам города. Огромные кучи фруктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих, выражали идею изобилия, всеобщего равенства и свободы для всех.
Ряженые разыгрывают перед толпой различные сценки причем священнослужители, богачи, знать - предмет осмеяния,а не почитания. Избирается «король» или «королева» карнавал проводится пародийный ритуал коронации. Все это воплощает идею «перевернутого мира». Эти особенности карнавала были порождены потребностью «низов» средневекового общества социальной справедливости, надежде на изменение жизни.
Карнавал стал в средневековье одним из видов массового отдыха и развлечений.
Позднее средневековье в Европе (13-14 вв.) отмечено появлением садов при монастырях, зданиях монашеских орденов. Социально-культурное назначение их расширяется.
В садах формируются лабиринты со скульптурными группами, символизирующими крестный путь Христа или запутанную жизнь человека, которого на его пути встречают добродетели и пороки. Такие сады не только дают возможность отдыха размышлений на природе, но и определенным образом направляют ход мыслей человека на отдыхе.
В России сады существуют при монастырях и княжеских усадьбах с 12 в. Русские сады отличились отчетливым наличием утилитарного начала: устраиваются пруды, для разведения высаживаются плодовые деревья и кустарники.
В эпоху Возрождения в Европе получает известность сад Академии Лоренцо Великолепного (1449-93; Флоренция, Италия). Здесь сад выступает одновременно и местом отдыха, и музеем античной скульптуры под открытым небом.
В средневековых городах услуги отдыха и развлечений оказывают горожанам погребки - небольшие рестораны с музыкой, обычно в полуподвальных этажах зданий. Такое заведение, первым содержателем которого был житель Лейпцига (Германия) Ауэрбах, описан И.В. Гете в «Фаусте» и существует поныне,
В 17 в. меняется и отношение к саду, парку как местам уединенного отдыха и развлечений. Парки приобретают общественный характер, становятся местом для приема гостей, проведения помпезных празднеств, представляющих богатство и выдумку своих хозяев. Парки украшаются скульптурными группами, фонтанными композициями, бассейнами, партерами строго геометрических форм, каскадами, каналами. Растительность располагается строго симметрично, деревья и кусты постригаются. Таким Луи .Лево (1612-1670) и Андре Ленотр (1613-1700) создали Версаль - регулярный парк в 17 км от Парижа (1668-1689). Парк составляет единое целое с дворцом, образуя садово-парковый ансамбль.
17 в. в Европе характеризуется появлением частных увеселительных заведений, которые возникли вначале в Лондоне, а позже распространились на всю Европу - «садов веселья». В программе этих заведений - концерты, маскарады, балы. Бал - большой танцевальный вечер. Костюмированный вечер такого рода называли маскарадом.
Бал как массовая форма развлечений в Европе происходит, с одной стороны, от крестьянских праздников, где одним из наиболее любимых занятий были танцы, с другой - от рыцарских и придворных празднеств феодальной эпохи. Теперь бал становится любимым развлечением, доступ к которому за умеренную плату получают и средние классы. Здесь танцуют павану, гальярду, куранту, вольту, броль, джигу.
В начале 18 в. во Франции состоится первый общественный бал. Увлечение танцами становится таким сильным, что предприимчивые люди предлагают новую услугу: в 1768 г. открывается первый публичный дансинг - зал для танцев, соединенный с кафе и рестораном.
В 18 в. местом отдыха и развлечений в Европе становятся и зоопарки.
Зверинцы как места, где в клетках содержат необычных, Диких животных, известны с глубокой древности (в Египте, Китае). В античном Риме в цирках устраивали бои людей с дикими зверями. Зверинцы в Европе существовали и в средние века. В 1752 г. образовался зоосад в Вене, в 1774 - в Мадриде, в 1793 – в Париже. Здесь уже не просто сохраняли диких животных, но предполагалось и изучение, а главное - демонстрация их на публике.
В 18 в. создаются предпосылки преобразования зоосадов в зоопарки - комплексные учреждения, в которых, кроме содержания, изучения, демонстрации диких животных предоставляется широкий спектр дополнительных услуг, а расположение зоопарков в пространствах с зеленью, создает возможность отключения от «шума городского» и общения с природой.
В конце 18 в., используя интерес к жизни диких животных: предприниматели организуют передвижные зверинцы. В 19 в. открываются зоопарки в Москве (1864) и Санкт-Петербурге (1865). Одним из видов развлечений, получивших распространение в 19 в., был ипподром - место проведения испытаний рысистых скаковых лошадей, конноспортивных соревнований. Здесь был места для зрителей, подавались еда и напитки, можно было делать ставки на лошадей и играть на скачках.
В 19 в. в системе развлечений, в Европе действуют мюзик-холлы, казино, публичные дансинги и др. увеселительные заведения.
В середине 19 в. в Европе получает распространение игорный бизнес. В специальных помещениях, часто при вокзалах, предприниматели организуют рулетку - азартную игру, в которой шарик бросается на вращающийся круг с нумерованными гнездами, в который он должен попасть. Такое заведение в Рулетенбурге (под этим названием изображен курорт в Висбадене)! блистательно описал Ф.М. Достоевский в романе «Игрок».
Позже возникают специальные игорные дома в качестве увеселительных заведений с рестораном и эстрадной программой. Это казино (Монте-Карло, Монако в Европе, Лас-Вегас в I США и др.). Азартные игры оказываются видом предпринимательства, разрешенного во всех странах, т.к. способствует увеличению доходов от туризма, является источником занятости. Казино - комплексный центр отдыха развлечений, азартные игры в которых порой занимают меньшее место, чем ансамбль дополнительных услуг.
В середине 19 в. в Европе и Америке началось создание общественных парков отдыха - культурных комплексов, где предоставлялся широкий спектр услуг:
-площадки для занятий спортом, игр;
-аттракционы (качели т.п.);
-увеселительные павильоны;
-помещения для зрелищ;
-рестораны, кафе;
-места для купанья и катания на лошадях; фотографии и т.п.
В то же время здесь сохраняется возможность уединенного общения с природой.
В 1853 г. в Лондоне открывается первый доступный для публики аквариум - учреждение, где содержатся морские и пресноводные животные с целью их изучения и демонстрации. Позже стали создаваться большие морские аквариумы - океанариумы. Разновидностью океанариума является дельфинарий - комплекс для содержания, изучения и демонстрации дельфинов.
Начало 20 в., «века джаза» во всем мире ознаменовалось новыми возможностями развлекательного сервиса: кабаре, кафешантаны, эстрадные театры, парки для массового отдыха.
В середине 20 в. потребности людей в отдыхе, развлечениях, экзотике, впечатлениях породили луна-парки с механическими аттракционами, Диснейленды, аквапарки с гидроаттракционами, океанариумы и дельфинариумы. Наиболее известные океанариумы - в Монако и Неаполе (Европа). Есть океанариумы в США, Японии, России.
В конце 20 в. как результат технического прогресса получает широкое развитие новые виды отдыха и развлечений: функционируют дискотеки, игорные дома, залы игровых автоматов,
компьютерных игр, центры детских аттракционов, семейные развлекательные центры.
Существует понятие - «культура развлечений», под которым понимается уровень, степень развития совершенства, достигнутая в результате использовании позитивных возможности явления. Культурные формы выражения, не становится избыточной, искусственной (мания, страсть к игре) или даже извращенной, патологической (пребывание сутками в виртуальном пространств без сна и еды). Культура развлечений проявляется и в том, что развлекшись, человек испытывает потребность заняться чем-то более серьезным: познание, творчество, и такая направленность становится устойчивой культурной привычкой.
Имеет место и национальная специфика развлечений. Можно считать национальными видами развлечений:
• в Англии - спортивные зрелища;
• в Испании - шумные празднества, фиеста, коррида;
• в Италии - эстрадные зрелища, маскарады, театрализованные праздники;
• в Японии - культурные акции, связанные с созерцанием, общением с природой;
• в России - шумные праздничные игры, ярмарочные гуляния.
Душевные качества народа отливаются в комплексе свойственных ему развлечений.
В настоящее время имеет место интернационализация сферы активного отдыха и развлечений, функционируют: