Праздник. Понятие, структура, особенности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Попробуем определить, из чего складывается любой праздник и каковы условия его успешности.
Праздники бывают разными... Традиционными и неожиданными, общенародными и семейными, взрослыми и детскими. Любой праздник может оказаться удивительным событием или скучным мероприятием.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
I. Виды праздников…………………………………………………………4
II. Условия для проведения успешного праздника………………………..6
III. Методика проведения календарных праздников………………………9
IV.Заключение………………………………………………………………14
Список литературы…………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

контрольная по КДД.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Комитет по делам культуры Тверской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Среднего профессионального  образования Тверской области

«Тверской колледж культуры им. Н.А. Львова»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по предмету

Социально - культурная деятельность.

Тема:

 

«Праздник. Понятие, структура, особенности организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

Студентка 5 курса специальности

071801 «Организация социально-культурной  деятельности»

Семенова О.Н.

 

Преподаватель:

                                                                                                         Сараев Р.В.

 

 

 

                                                      Тверь. 2013г.

Содержание:

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

 

 I. Виды праздников…………………………………………………………4

 

II. Условия для проведения успешного праздника………………………..6

 

III. Методика проведения календарных праздников………………………9

 

IV.Заключение………………………………………………………………14

 

Список литературы…………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

         Попробуем определить, из чего складывается любой праздник и каковы условия его успешности. 
        Праздники бывают разными... Традиционными и неожиданными, общенародными и семейными, взрослыми и детскими. Любой праздник может оказаться удивительным событием или скучным мероприятием. 
        Праздник наряду с игрой является одним из древнейших феноменов социальной жизни человека, частью общечеловеческой культуры. Потребность в празднике - это потребность человека в разделенной с другими «радости бытия». Собственно, превращение радости из «своей» в «общую» и создает праздник, умножает радостное переживание за счет сопереживания других (или хотя бы другого), делает его общим.

 
       Будучи явлением сложным (как с точки зрения организации, так и описания), любой праздник состоит из множества составляющих: 
 
- Устойчивые (структурные) элементы: участники и повод/тема. Вряд ли необходимость их наличия вызывает у кого-либо сомнения. Подчеркнем лишь, что именно тема определяет общее содержание праздника. 
 
- Формообразующие элементы-символы: елка (в самом прямом, вернее, высоком (и зеленом) смысле этого слова), ленточка с ножницами, звонок, торт со свечами. Элементы-символы не обязательно вещественны. Например, устойчивым элементом-символом является торжественная речь руководителя на открытии или закрытии чего-либо, общая песня, парад участников и т.д. Элементы эти, разумеется, узнаваемы, но не универсальны. 
 
— Новые «авторские» элементы, связанные как с организацией, так и с содержанием праздника.

        Выбор подходящего повода является часто залогом успеха праздника. Такой повод/тема определяется, как правило: 
- устойчивыми общепринятыми традициями (Новый Год, 8 Марта, 1 Сентября, окончание школы и т.д.); 
- желанием выразить уважение, любовь, симпатию, признание (день рождения, юбилей, встреча, проводы, поздравление с наградой, успехом, достижением). При этом адресовать все эти прекрасные чувства можно не только конкретному человеку, но и школе, творческому коллективу и т.д.;  
- фантазией организаторов и участников («День Подарков Просто Так», «День Весны», «Первый Снег», «Встреча Белых Ночей», «Праздник Школьной Тетради», « Сладкоежкино»; как вы понимаете, возможный перечень безграничен).

 
                                                I. Виды праздников.                
 
Среди отмечаемых в настоящее время праздников, можно выделить такие: 
 
• религиозные праздники (Рождество); 
 
• народные праздники (Покровская ярмарка, Масленица, Жаворонки); 
 
• государственные праздники (День защиты Отечества, День Победы — 9 Мая); 
 
• профессиональные (День учителя); 
 
• местные (День города); 
 
• семейные (они празднуются всем народом, но у каждой семьи это свой праздник. Например, у народа ханты не принято праздновать дни рождения после пяти лет, а у нас их празднуют все.); 
 
• групповые праздники (День рождения группы, выпускной вечер и т, п.). 
 
     Выделенные типы праздников можно условно, с точки зрения их направленности и масштаба, разделить на дне группы — «большие» и «малые». 
     Религиозные, народные и государственные праздники являются большими, общими, которые сами могут лежать в основе самостоятельных календарей, например церковного календаря, народного календаря. В государстве, как правило, создается свой календарь. 
 

     Календарно-событийный цикл «больших» праздников задает форму идентичности, определяет характер большой исторической общности (т. с. такой общности которая существует и живет в истории), к которой принадлежит человек. Именно в эти праздники может происходить приобщение детей к истории, вхождение в нее. Это и есть то, что называется идентичность: человек может осознавать свою принадлежность к большой общности, а с другой стороны, может действовать от ее лица и в ее интересах, тем самым, продлевая ее в настоящем и давая ей возможность быть в будущем. 
     Таким образом, календарь есть знак этой общности. Он транслирует знание о существенных для общности событиях и их значение для этой общности (не произвольно устанавливаемых значений, а присвоение культурного смысла того, что празднуется). Возникновение у детей понимания значения тех или иных дней и определяет их включение в общность. Это и есть включение в предание или традицию. 
      У «больших» праздников преимущественно историко-событийно-общественное содержание, они выполняют функцию идентификации. Их содержание сверх индивидуально, заведомо больше круга жизни отдельного человека. Следовательно, смысл их непосредственно человеку не дан, а значит, в педагогическом пространстве их направленность «извне - вовнутрь». Это задает особые требования к методике и стратегии организации празднования. В центре праздника должны быть «внешние» люди, носители содержания (как, например, в разбираемом нами Дне Победы - приглашенные ветераны войны). Действие же должно быть построено так, чтобы сделать для детей доступным его содержание, задать к нему отношение. 

       Вторая группа — «малые» праздники — имеет совершенно другую направленность. Она, наоборот, связана с кругом событий, которые непосредственно присутствуют в жизни отдельного человека, в его семье, в месте, где он родился и живет, в группе, в которую он включен. Индивидуальное значение и смысл этих событий даны непосредственно, и действие должно быть направлено в другую, по сравнению с первой группой праздников, сторону — оно должно выводить на понимание общего смысла этих событий. Направленность этих праздников «изнутри-вовне», личное и групповое достижение является значимым для всей общности. Отсюда и своя стратегия и методика организации. В центре праздника должен быть сам человек, а действие должно быть направлено на выявление и понимание общественного, общностного значения его самого и того, что с ним происходит. 
        Выделенная типология позволяет поставить вопрос о том, какие воспитательные функции имеют разные типы праздников и как они влияют на детское сознание. 
        В то же время могут быть праздники, в которых эти функции могут пересекаться, например, рассматриваемый выше День Победы одновременно может нести ни себе несколько функций, т. к. он одновременно является и государственным, и народным, и церковным, и личным праздником (в каждой семье есть погибшие и еще живут люди того поколения, которое принимало непосредственное участие в войне). 
  Придумывая, организуя и проводя праздник, имеет смысл опираться на устойчивые элементы, которые могут стать основой формы праздничного действия: 
 
— Церемониал. Торжественная церемония (награждения, вручения, открытия, закрытия и т.д.) - это уже праздник. Надо лишь четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль оформления (расстановка участников - это тоже стиль), интонация и язык ведущего (кстати, торжественность - это вовсе не обязательно серьезность), темп. 
 
— Театрализация. Речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основное условие театрализации - это не сцена, как думают многие, а наличие сюжетного хода, игровой пружины - «конфликта», игровых ролей (не функций, а именно ролей, которые дают возможность создать образ, воплотить замысел режиссера и сценариста). 
 
— Импровизация. Она может стать основой формы праздника, построенной на сюрпризе, «чуде», непредсказуемости сюжетного поворота. 
 
— Атмосфера приподнятости, возбуждения, которая одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является и то, что праздник, участниками которого мы оказались, переживается нами как бы на разных уровнях: «с собой», «с другими/всеми участниками», «с теми, кто не был» (через рассказ). Кстати, активное неформальное обсуждение праздника - это весьма объективная диагностика его успешности. О создании праздничной атмосферы речь и пойдет ниже. 

II. Условия для проведения успешного праздника.

 
       В рассуждениях о празднике ключевым является слово «радость». Нам кажется, что идеальный, «состоявшийся» праздник всегда объединяет общей радостью тех, кто имеет к нему отношение (на уровне организации, участия, зрительского сопереживания, хотя эти роли подчас невозможно разделить). Причем радость эта как бы сквозная: мы ее ожидаем, испытываем и вспоминаем о ней. 
      Состояние «ожидания успеха, радости» — явление уникальное. Часто внутренний праздник начинается задолго до того, как начинается собственно «праздничное действо». Так, ребенок ждет дня рождения или Нового Года, и у многих детей эмоциональный пик наступает не утром, когда появляются подарки, а вечером, когда завтрашний день еще только представляется, но уже во всем своем блеске и великолепии. «Ожидание радости» - это надежда на то, что все случится именно так, как ты хочешь, или даже лучше, ярче, веселее и удивительнее. Нам кажется, что состояние «ожидания радости» можно создавать и в себе, и в других. Между прочим, в Америке принято репетировать свадебную церемонию, и, как говорят, это только добавляет ей торжественности. Все дело в том, что к празднику, тем более к общему, надо готовиться не только организационно, но и эмоционально.  Если вы хотите, чтобы праздник «состоялся» эмоционально (а именно общие положительные эмоции способны превратить сценарий или идею в радостное событие), хорошее, приподнятое настроение должно быть у всех, кто имеет к празднику отношение еще до его начала. Такое состояние можно обозначить очень емким словом «кураж». У актеров, например, кураж является частью профессионального мастерства, а хороший тамада (говорят, правда, что плохим тамада быть не может, тогда это не тамада, а председатель собрания или собутыльник) может передать собственный кураж всем, кто сидит за столом, и именно так превратить застолье в праздник. Созданное еще до начала праздника приподнятое настроение во многом, если не целиком, определит его атмосферу. Ведь в зависимости от общего настроения даже сценические шероховатости и организационные неувязки воспринимаются совершенно по-разному: как досадные «проколы» или как элементы импровизации. Правда, речь в этом случае идет именно о нюансах, а не о постоянных заметных «ляпах», возникающих из-за общей халтуры. 
      Итак, состояние «ожидания радости» — важнейшее условие успешности праздника. В этом смысле можно говорить о явлении «эмоционального резонанса», которое возникает, когда радостные ожидания совпадают с реально переживаемыми в ходе праздника чувствами. Именно в состоянии «эмоционального резонанса» рождаются крики «браво», «незапланированные» аплодисменты, желание спеть, выступить, сделать то, что возможно только сейчас, в эту минуту, - все делающее праздник праздником. Самое удивительное заключается в том, что, несмотря на, казалось бы, абсолютную невозможность предсказать совпадение чьих-то радостных ожиданий с тем, что будет происходить в действительности, «эмоциональный резонанс» можно программировать, создавая для этого определенные условия. 
 
К таким условиям относятся: 
 
— Активное участие всех в сюжете, интриге праздника. 
 
На этом, например, построен «Фестиваль Песни», «Последний Звонок» или «День Нептуна». 
 
— Успех, или, точнее, ситуации успеха и достижения, созданные в ходе праздника. При этом «успех» - это не обязательно победа в конкурсе или соревновании, это, скорее, радость, которую испытываешь ты, понимая, что за тебя (медалиста, победителя, талантливого человека) радуются другие. 
 
— Возможность общения. Именно поэтому для удачного застолья важнее не то, что стоит на столе, а то, как сидят гости и есть ли им о чем разговаривать. По этой же причине организаторы торжественной церемонии стараются сделать так, чтобы у приглашенных на церемонию была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части.  Но вернемся к общей атмосфере праздника. Ее, как и «эмоциональный резонанс», можно целенаправленно создавать. Здесь, пожалуй, подойдет слово «катализатор. Катализаторами, т.е. тем, что оказывает положительное влияние на развитие праздника, на создание праздничной атмосферы, могут стать: 
  — Погода. Разумеется, просто хорошая погода для праздника, который решили провести на улице, требуется всегда. Зимой - «мороз и солнце», летом - тепло и сухо, осень -хорошо бы «золотая», а весна - зеленая. Но ведь погода может стать и частью праздничного сюжета, конечно, лишь в том случае, если она допускает само пребывание вне помещения, не превращая задуманный праздник в пытку жарой, холодом, дождем, мокрым снегом и т.д. Так капли дождя могут сделать прощание еще более грустным и даже лиричным, надо лишь, чтобы ассоциация «дождь -слезы - грусть» родилась у всех. 
  -  Публика. Эффект аншлага известен, пожалуй, всем так же хорошо, как и эффект полупустого зала. Англичане, например, говорят, что футбольные болельщики полностью занимают стадион не потому, что ожидают интересный матч, а матч становится интересным, если стадион заполнен. (Кстати, даже самый обычный матч на первенство школы можно сделать праздником, организовав на нем живой, смешной комментарий.) Правда, надо учитывать и то, что публика может быть разной, и поэтому, если мы хотим сделать, чтобы она стала участником действия, необходимо представлять ее себе очень хорошо, а иногда и корректировать в зависимости от состава публики стиль проведения праздника. 
  -  Интерьер. Понятие «интерьер» в данном случае условно, поскольку речь может идти просто о наличии сценической площадки или месте на природе. Но если уж говорить об интерьере в традиционном его значении, то полезно помнить о том, что уровень торжественности церемонии, например, в значительной степени зависит от выбранного для ее проведения интерьера. 
  -  Время суток и время продолжительности действия. Как это ни странно, но и то и другое одновременно является и гигиенической (слишком поздно, утомительно долго) и художественной (затянуто, скомкано) категорией. Организовать дискотеку утром придет в голову лишь тому, кто накануне вечером проводил спортивный праздник. 
  -  Стиль и общая эстетика. Как и в случае с выбором интерьера, скажем, что подобранная музыкальная тема (не сам факт музыкального оформления, а именно тема, мелодия) часто и создает праздник. Сюда же относится общий стиль оформления помещения и одежды участников. Кстати, аккуратность (мебели, цветов, одежды, сцены, технического качества микрофонов и музыки) сама по себе уже является стилем, хотя, разумеется, это не означает, что аккуратно - это всегда художественно. 
 
- Общий событийный контекст. Говоря проще, что в это время происходит в школе, в стране, в мире. 
 
В целом, проектируя или оценивая любой праздник, следует ориентироваться на реализацию его четырех основных компонентов: 
 
- организационного (есть ли план подготовки и проведения, насколько успешно он реализуется); 
 
- содержательного (какова общая идея, в чем состоит сценарный ход, есть ли написанный для данного праздника текст сценария); 
 
- режиссерского/художественного (драматургическое воплощение); 
 
- эмоционального (каковы ощущение и восприятие праздника участниками). 
 
Методика проведения календарных праздников 
 
Структура проведения праздника: 

  1. Подготовительный этап.

 
1.Приглашение. 
 
Рекламная компания, объявление, пригласительные открытки. 
 
Они должны быть яркими, красивыми, необычными с оригинальным текстом: 

  •  
    Если зайдешь, то….
  •  
    Приглашаю самых веселых….
  •  
    Заходи не пожалеешь, исполняются все желания!!!

 
2.Украшение (украшают зал, комнату,  поляну). 

  •  
    причудливые гирлянды из осенних листьев,
  •  
    сочные кисти рябины, нарисованные пальцами,
  •  
    разрисованные гуашью окна,
  •  
    гирлянды-игрушки из бросового материала,
  •  
    оригинальные замки, склеенные из картона,
  •  
    больших кукол из цветного тряпья и пластиковых бутылок,
  •  
    прекрасные иголки, оформленные сухими цветами, веточками, шишками, листьями,
  •  
    самодельные газеты и плакаты,
  •  
    высказывания веселые, великих людей,
  •  
    огромные игровые кроссворды,
  •  
    шуточные указатели и объявления,
  •  
    украшения из старых пластинок, шаров, лент, искусственных цветов, флажков и прочее.

 
3.Ведущие. 
 
Ведущий должен быть универсальным человеком. Желательно, чтобы он умел: 

  •  
    ярко и четко говорить, петь,
  •  
    танцевать,
  •  
    общаться с любой аудиторией,
  •  
    импровизировать,
  •  
    выходить из любой неординарной ситуации весело и непринужденно,
  •  
    быстро переключаться,
  •  
    видеть каждого участника игры,
  •  
    знать много текстов и игр «про запас»,
  •  
    сделать праздник ярким и неповторимым.

 
Ведущими могут быть дети и взрослые и родители. Может быть смешанные  ведущие. 
 
4.Сценарий.

 

Есть «стационарные» сценарии: в них все идет четко, одно за другим, нельзя забывать слова, нельзя заикаться, нельзя импровизировать, иначе нарушается весь ход событий. Есть творческие сценарии, где ведущим ясно от чего и к чему идти, но все строиться в зависимости от состава аудитории, ее настроения, особенностей. В таком случае можно использовать метод «шампура». 
 
1.Приветствие. 
 
2.Хором-знакомство. 
 
3.Игры разминки, игры-развлечения. 
 
4.Музыкальные игры. 
 
5.Загадочные игры. 
 
6.Стихотворные игры. 
 
7.Танцевальные игры. 
 
8.Сказочные игры. 
 
Важно, чтобы не было однотипных заданий, чтобы музыкальные, стихотворные, танцевальные конкурсы перемежались. «Нанизывать» можно любое количество игр. Все зависит от времени, возраста ребят и тематики праздника. 
 
5.Музыка. 
 
Немаловажную роль играет то, какая музыка встречает гостей. Главное, чтобы она была в тему, звучала вовремя, без срывов, обрывов, грохотания. Она должна быть близка той аудитории, для которой вы проводите праздник. «На прощанье» музыка должна создавать положительный настрой и желание «приходить сюда еще много-много раз». 
 
6.Атрибутика. 
 
     Подготовить все необходимое, начиная со стульев и столов до всяких мелочей, которые пригодятся для конкурсов, развлечений, сюрпризов. 
 
    В подготовке и проведении нет мелочей. И от второстепенных, на первый взгляд, факторов – во многом зависит успех или неудача дела. 
 

Информация о работе Праздник. Понятие, структура, особенности организации