МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«Российский Экономический
Университет имени Г.В. Плеханова»
РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ)
Контрольная работа
По дисциплине: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
По теме: «Предмет и метод культурологии»
Выполнила:
Студентка группы 1-Ю
заочной формы обучения
Бикоева К.С.
Научный руководитель:
Доц.
Ростов-на-Дону
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Предыстория культурологии:
анализ культуры в истории
философской мысли
от Античности до Нового времени.
2.Предмет культурологии.
Место культурологии в системе
гуманитарного знания.
Теоретическая прикладная культурология. Место культорологии
в системе гуманитарного знания
3.Основные методы культурологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
К началу нашего века
был завершен определенный этап развития
культурологии: сформирована предметная
область изучения культуры, поляризовались
основные подходы и направления исследования
культур (философия и история культуры,
науки о культуре), сформулированы и обсуждаются
культурологические проблемы и дилеммы,
в ряде стран развернуто культурологическое
образование. Но культурология подобно
многим другим гуманитарным дисциплинам
вынуждена периодически устанавливаться
заново, чтобы отвечать вызовам и требованиям
нашего быстротекущего времени. Сегодня
ощущается потребность в таком очередном
переосмыслении культурологического
знания. Не в последнюю очередь, потому,
что накопленные знания позволяют выйти
на новое понимание культуры, но и потому,
что приходится обсуждать парадоксальное
заявление о смерти культуры.
«Процессы, ныне происходящие,
- пишет С.Неретина, - можно назвать постхристианскими
и потому, что мы вступили в иной мир этики,
точнее не - или внеэтики, хотя бы потому,
что ХХ век является веком, когда киллерство
стало профессией. И это нельзя игнорировать...«Ризомное»
сознание (образ связи и мыслимости
реальности, предлагаемый постмодернистами.
- В.Р.) не требует не то что всеединства,
но даже простого единства. Можно сказать,
что оно отвергает саму идею единомышленников.
И это сознание столь же правомерно и равноправно
в современном мире, что и культурное сознание,
но почему-то культурное сознание не принимается
в расчет, а следовательно, оно не глобально...
Сегодня мы вправе поставить вопрос о конце культуры. Не о конце жизни,
не о смерти человека, а именно о конце
культуры как явления, имевшего свое начало
и соответственно долженствующего иметь
свой конец… Поэтому, на мой взгляд, сейчас,
в эпоху переходности, необходимо не упование
на культуру (сродни религиозной мольбе).
Необходима критика культурного разума...».
В этой работе мы рассмотрим
историю становление понятия «культуры».
Увидим, какие этапы прошло понятие «культура».
1.Предыстория
культурологии: анализ культуры
в истории философской мысли
от Античности до Нового времени.
Предыстория
культурологии.
Первому этапу формирования
культурологи предшествовало становление термина и идеи
«культура». Термин и идея «культура» появляются
еще в конце античности у Цицерона, вероятно,
это был способ осмысления римского мира
как целого в оппозиции к варварству. За
идеей «культура» стояло два смысла:
1) культура как культурное
действие (лат. cultura, от корня colere - «возделывать»,
другой вариант: «cultus» - поклонение, почитание,
культ), понимаемое как суть жизни, жизнь
как таковая, и противопоставленное некультурному,
варварскому, не жизни,
2) культура как целое (античный мир),
противопоставленное другому целому (варварству).
Необходимость в таком представлении была
вызвана следующими обстоятельствами:
с одной стороны, ощущалась потребность
понять, чем античный человек и мир отличались
от варваров, с другой - оправдать практику
защиты и сохранения античного мира.
«В IV веке Амвросий
Медиоланский, почитавший Цицерона, но
гораздо более почитавший Христа, отверг
выдвинутую римским философом идею культуры
как несоотносимую, во-первых, с идеей Божественного
творения, во-вторых, с идеей новизны, лежащей в основе
догмата о личном спасении... Идея культуры
возвращается лишь в гуманистическую эпоху,
когда антропоцентризм потеснил теоцентризм.
Но тогда-то эта идея и была существенно
преображена, ибо включила в себя и идею
традиции как возращения к истокам (римская
мысль), и идею уникальности любого творения
(или произведения), будь то Божественное
или человеческое (средневековая мысль)».
Римляне употребляли слово
"культура" с каким-нибудь объектом
в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях,
означающих совершествование, улучшение
того, с чем сочеталось: "culture juries"
- выработка правил поведения, "culture
lingual" - совершенствование языка и т.д.
В 18 веке перед идеологами
Просвещения остро встала проблема объяснения
специфики образа жизни человека, особенностей
человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать
термин culture , противопоставляя
его слову naturale - природа. Культура
трактовалась как средство возвышения
человека, совершенствования духовной
жизни и нравственности людей, исправления
пороков общества. Т.е. к культуре относилось
только то, что касалось развития, самосовершенствования
человека. Таким образом, не все, что являлось
результатом деятельности людей, можно
было назвать "культурой".
В европейский научный оборот
понятие культуры входило очень медленно.
В конце XVIII века оно имело два оттенка:
первый - господство над природой
с помощью знания и ремесел,
второй - духовное богатство личности.
Слово "культура"
вошло в русский язык довольно поздно -
в середине 30х годов XIX века. Однако широкого
распространения слово "культура"
не имело. Вместо него употреблялись близкие по
смыслу выражения "образованность",
"просвещение", "разум".
Этапы становления
культурологии.
Исходный этап развития культурологического знания
условно может быть назван философским.
Здесь (XVII-XVIII вв.) конституируется сама
"идея культуры". Свою задачу, пишет
Межуев, философы видели в "выработке
некоторой общей "идеи культуры",
объясняющей смысл и направленность мировой
истории в целом".(3)
Второй этап (преимущественно XIX
в.) - эмпирического изучения явления культуры.
"Самую первую парадигму наук о культуре,
- пишет Ионин, - можно назвать эмпирической.
Это сбор информации о разных народах,
их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание
и попытки систематизации. В учебниках
этот период обычно обозначается как предыстория,
или доистории, науки. " Понятно, что
на этом этапе используются идея культуры
и представления о культуре, формирующиеся
на ее основе и в результате эмпирических
исследований.
Третий этап (ХХ век) - построения
культурологии как научной дисциплины.
Здесь вырабатываются принципы и критерии
культурологической истины (объяснения),
создаются идеальные объекты, строятся
культурологические теории. При построении
культурологической науки широко используются
эмпирические исследования.
На четвертом этапе (конец ХХ века)
наряду с продолжающимся развертыванием
культурологической науки складываются
прикладные культурологические исследования,
на которые все больше начинает ориентироваться
культурологическое познание. В эти же
годы ряд культурологов и философов разворачивают
такой дискурс, который иначе как свидетельство
кризиса культурологического сознания
понять трудно.
Философское осмысление
культуры.
Процесс становления
единой социальной целостности Европы
завершается только в Новое время, а осознается
в философии еще позднее, только в конце
XIX века. Значительно раньше, начиная с
XVII века, формируются практики (самосознание
европейского человечества, колонизация других
народов, миссионерство, торговля с Востоком
и другие), потребовавшие нового понимания культуры.
Культура теперь - это европейская культура. Противопоставленная
другим некультурным или прекультурным
целостностям (примитивным народам, темным
средним векам, дикому, странному Востоку).
Культура понимается как традиция (европейская), культура
- это создание (творение) нового, культура
как произведение.
Как традиция европейская культура стала пониматься,
поскольку была осознанна и конституирована история Европы
и возникла задача возобновления (античность)
и сохранения (музеи) ее наследия. Античный смысл «культивирования»
(возделывания и культа) трансформируется
в Новое время на основе концепции творения
(культура как уникальное творение). Действительно,
уже в эпоху в эпоху Возрождения способность творения от Бога
передается человеку. Например, Леонардо
да Винчи говорит, что художник (инженер)
может создавать вещи, а Пико Делла Мирандола
утверждает в трактате «О достоинстве
человека», что человек «славный мастер»,
который может творить самого себя.
В плане теоретического
знания культура, с одной стороны, противопоставлялась природе
(культура - это не «натура», не природа,
а искусство, история, дух, интеллигенция,
сознание), с другой стороны, особенно в
плане познания, сближалась с природой,
так культуре приписывали единство и законы,
позволяющие научно описать культурные
явления.
Философия всегда была,
есть и будет рефлексией над культурой,
но рефлексией специфического рода - рефлексией,
включенной в саму жизнь культуры. Философия как
понимающее соучастие в творчестве культуры
является способом конституирования самой
культуры. Без философии невозможно само
существование культуры. Идея культуры
и жизнь культуры не оторваны и не автономны
друг от друга... И лишен всякого смысла
вопрос о том, что же первично - самосознание
культуры или ее бытие, ведь бытие культуры
немыслимо вне и без актов самопознания
и самоосмысления.
2.Предмет культорологии. Место
культорологии в системе гуманитарного
знания. Теоретическая и прикладная культурология.
Предмет
культурологии.
Культурология - система знаний о
сущности, закономерностях существования
и развития, значении и способах постижения
культуры. Культурология исследует генезис,
функционирование и развитие культуры
в целом.
Культурология, наука, формирующаяся
на стыке социального и гуманитарного
знания о человеческой культуре как целостностном
феномене. О предмете и месте культурология
в системе научного знания не сложилось
единого мнения.
В Оксфордском словаре указывается
на то, что слово Kulturologie впервые использовал
немецкий ученый В. Оствальд в 1913, а английский
термин culturology первым употребил в 1949 американский
антрополог Л. Уайт. После чего термин
культурологии встречался в литературе
лишь несколько раз — в 1949,1956,1957.
В словаре Вебстера фиксируется:
«Culturology — наука о культуре; более специальный
смысл: некая методология, связанная с
именем американского антрополога Л. Уайта,
который рассматривал культуру в качестве
самодостаточного процесса, а культурные
черты (институты, идеологии и технологии)
— в качестве независимых от некультуры
факторов (от климата, человеческого тела,
наших желаний и целей)».
Прямой аналогии отечественной
культурологии в принятых за рубежом классификациях
наук выявить сложно, поскольку в отличие
от российской традиции, связывающей понятие
культуры, прежде всего с художественной
и просветительской практикой, за рубежом
культуру трактуют преимущественно в
научном, а именно социально-этнографическом
смысле.
Сложившиеся в отечественной
литературе точки зрения можно разделить
на две группы:
а) изоляционистскую позицию,
согласно которой у культурологии свой,
непохожий на другие науки, подход,
б) интегративистскую, в основании
которой лежит убеждение, что
культурология — синтез социальных
и гуманитарных знаний о культуре.
Изоляционистская точка зрения
заключается в сведении, а затем и подмене
культурологии другой наукой, например,
философией культуры, искусствознанием,
социологией культуры или антропологией.
В последнее время российские
ученые склоняются в пользу интеграционистского
подхода. Его сторонники понимают культурологию,
как синтетическую область знаний, возникшую
на стыке философии культуры, культурной
антропологии, социологии культуры, этнологии,
психологии культуры, истории культуры
и др. Они выступают против сведения культурологии
исключительно к философии культуры или
к истории искусства. Интеграционистский
подход имеет те преимущества, что, синтезируя
разные науки, он способен дать прирост
нового знания. Напротив, изоляционистский
подход опасен тем, что под вывеской культурологии
будет повторяться то, что давно известно
в курсе антропологии, философии культуры
или истории мировой художественной культуры.
Интеграционистский подход,
по всей видимости, заложен и в государственном
образовательном стандарте, где к циклу
общепрофессиональных дисциплин по специализации
«Культурология» отнесены теория культуры,
история культуры, философия культуры,
социология культуры, эстетика, искусство,
литература, религия, наука, материальная
культура, этнология, семиотика, риторика,
древний язык. культурология не является
монодисциплиной в том смысле, что ее содержание
не покрывается какой-либо одной наукой.[1]
Но если культурология несводима
к антропологии, философии или искусствоведению,
то это вовсе не означает, что проблематика
данных наук не входит в предметное поле
культурологии. Напротив, все они, и не
только они, активно питают ее своими методами,
теоретическими и эмпирическими достижениями.
Культурология в системе социально-гуманитарного
знания
Научное изучение культуры,
осуществляемое этнографами, филологами,
социологами (именно они могут претендовать
сегодня в первую очередь на звание культурологов),
позволяет увидеть в культуре не одномерную
величину, а сложное многомерное образование.
Полное знание о культуре
возникает на пересечении антропологического,
гуманитарного и социологического знаний.
В культурологии выделяют
следующие подразделы: теория культуры
(философия культуры), история культуры
(мировая художественная культура), прикладная
и эмпирическая культурологии (антропология
и социология культуры).
Культурология находится
еще в стадии становления, поиска своего
предмета и методов, ее научный статус
до конца не определился.
Она принадлежит одновременно
области социального знания (этому способствуют
социология культуры и антропология),
использующего количественные методы
сбора данных, и гуманитарному знанию
(благодаря искусствознанию и философии
культуры), которое строится на ценностях
и качественных методах исследования.
Культуролог чаще всего обращается
к методам философии, логики, социологии,
языкознания, психологии, семиотики, историческим
методам, а также к аналитическим процедурам
междисциплинарного плана — структурно-функциональному
подходу, методу моделирования и др.
В СССР культурологии, обладающей
собственным статусом, признанным среди
других наук, своим предметом и объектом
исследования, своей историей и традициями,
не существовало.
О ней в полной мере стали
говорить только в начале 90-х.
По существу мы имеем дело
с самой молодой, хотя и активно развивающейся,
отраслью знания.
В России крупными культурологами
считаются: Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев,
Ю. М. Лотман, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев,
Б. А. Успенский, С. С. Аверинцев, Б. А. Рыбаков,
М. А. Алпатов и др.
Культурология в России развивалась
также как и на западе, она делала первые
шаги в недрах философии, понимание сущности
культуры в России теснейшим образом связано
с видением мира.