Русский народ отличался
патриотизмом. Революционные катаклизмы
в России оказывали огромное влияние на
развитие культуры, все повороты в России
отразились на ее культуре.
Соловьев (поэт, критик) он
проповедовал утопический идеал всемирной
теократии, оказал большое влияние на
русский идеализм и символизм. Данилевский-публицист
и естествоиспытатель - он выдвинул теорию
обособленных культурно-исторических
типах, которые развиваются подобно биологическим
организмам.
Бердяев определил становление
отечественной идеологии.
В условиях непремеримой
вражды между капитализмом и социализмом
Бердяев сделал попытку объективно оценить,
на сколько и та и другая форма сознания
отвечает религиозному культурному идеалу
человечества. Бердяев уделил огромное
внимание разработке таких основополагающих
тем для нашей дисциплины как культура
и познания.
Также огромный вклад в развитие
Отечественной культурологии внесли такие
известные люди как Федоров, Франк, Шестов
и другие.
Теоретическая и прикладная
культурология.
Теоретическая культурология выступает как, собственно,
теория культуры, стремящаяся обобщить
факты, которые представляют отдельные
изучающие культуру науки. Культурологическая
теория, как и любая научная теория, представляет
собой сложное построение, включающее
в себя различные элементы: понятийный
аппарат, логические и научно-исследовательские
схемы, научные модели, методики экспериментальной
проверки теоретических построений. Отметим
основные понятия, или категории, используемые
культурологической наукой, т.е. фундаментальную
основу теоретической культурологии:
понятие культуры, цивилизации, функции
культуры;
- культурные явления;
-культурные объекты;
-свойства культуры;
-типы исторического
развития культуры;
-культурные процессы;
культурные смыслы;
-символы культуры;
культурные ценности;
-культурное поведение;
-культурные контакты
и взаимодействия (аккультурация) и их
различные формы; культурная среда;
-инкультурация (т.е.
вхождение человека в культурную среду);
-культурные и социокультурные
институты;
-культурная политика;
-культурные и социокультурные
группы;
-системы культуры;
-социальные, национальные,
исторические и иные типы культур и т.д.
3.Методы
культурологии.
Понятие «метод» означает способ,
путь, подход исследования, выступающие
как совокупность приемов, операций, процедур
познавательной деятельности, обеспечивающих
ее соответствие природе изучаемого объекта
и как следствие — истинность познания.
Культурология использует все
методы социогуманитарного познания,
прежде всего философские. Их конкретный
выбор определяется, во-первых, целями
исследования, во-вторых, трактовкой понятия
«культура», его содержанием.
Общие методы:
1) В частности, прежде
всего используется диалектический метод,
предполагающий рассмотрение культуры
как развивающегося, внутренне противоречивого,
многостороннего явления, требующего
конкретного изучения.
2) Системный метод позволяет
рассматривать культуру как систему, элементы
которой находятся в единстве и формируют
своим взаимодействием целостность, в
свете которой имеет смысл каждый элемент.
3) Структурно-функциональный
метод применяется, если необходимо
выделить и рассмотреть элементы, составляющие
культуру, выявить роль каждого такого
элемента в ее функционировании.
4) В этих целях широко
используется аналитический метод,
позволяющий рассматривать явления культуры,
так сказать, в чистом виде.
5) Компаративный метод —
сравнение культур по какому-либо основанию,
признаку.
6) Если такое сравнение
имеет целью обобщение характеристик
культурных «организмов», то речь идет
о типологическом методе.
В зависимости от конкретной
трактовки культуры могут дополнительно
применяться и особенные методы:
1) Так, если культура рассматривается
как совокупность конкретных ценностей,
форм, социальных связей, опредмеченных
форм культурной деятельности, механизма
передачи культурных навыков от человека
к человеку, то для ее изучения используется
культурантропологический метод.
2) Трактовка культуры
как формы общения людей посредством
прежде всего языка делает востребованным семиотический
метод.
3) Символически-знаковая
концепция культуры предполагает
для ее исследования герменевтический
метод.
4) Изучение культуры как
характеристики человека, как «меры
человеческого в человеке» предполагает
опору на биографический метод и т.д.
Большую роль в культурологии
играют такиеобщенаучные методы, как исторический метод
исследования (анализ предпосылок, процесса
возникновения, этапов развития изучаемого
целого) в единстве с логическим (выявление
законов движения этого целого с учетом
логики самого исследователя).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя вышесказанное
можно сказать, что под культурологией
понимается наука о наиболее общих закономерностях
развития культуры.
В зависимости от вида исследования
( социальных форм жизни человека в культуре
или индивидуальное, личностное преломление
социокультурных феноменов) выбирается
и аспект культурологии – либо социальный
– либо гуманитарный.
Культурологии изучает не
только культуру в целом, но и различные,
часто весьма специфические, сферы культурной
жизни, взаимодействия (вплоть до взаимопроникновения)
в антропологией, этнографией, психиатрией
и другими многими науками , в то же время
решая свои собственные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Библер В.С. От наукоучения
к логике культуры: 2 философских введения
21в., М.1991г.
2.Введение в культурологию:
Учеб.пособие/ под редакцией Е.В. Попова,
М.1995
3.Культурология/ у чеб.пособ.
для студентов ВУЗ/ под ред. Г.Д. Драча,
Р-н-Д,1995г.,
4.Розин В.М.. Ведение в культурологию.
М.,1994г,
5. Шор Ю.М., Очерки теории
культуры, Л., 1989.