Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время становится все более значительной и очевидной не узкоутилитарная цель образования, которая на протяжении десятилетий претворялась в практике вузов, а ее собственно гуманитарная направленность. Только обращение к человеку, его потребностям и интересам в состоянии обеспечить все социальные цели образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… ……….3
1. Предмет культурологии………………………………………………… ..4
2. Понятие и термин ”культура”. Структура культуры……………… …..6
3. Основные культурологические концепции………………………… …..10
4. Тест………………………………………………………………………. ..12
Заключение……………………………………………………………… …...13
Список используемой литературы……………………………………… …..14

Файлы: 1 файл

Культурологи.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)



Содержание

Введение………………………………………………………………                      ……….3

  1. Предмет культурологии…………………………………………………                      ..4
  2. Понятие и термин ”культура”. Структура культуры………………                        …..6
  3. Основные культурологические концепции…………………………                     …..10
  4. Тест……………………………………………………………………….                     ..12

Заключение………………………………………………………………               …...13

Список используемой литературы………………………………………                     …..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время становится все более значительной и очевидной не узкоутилитарная цель образования, которая на протяжении десятилетий претворялась в практике вузов, а ее собственно гуманитарная направленность. Только обращение к человеку, его потребностям и интересам в состоянии обеспечить все социальные цели образования.

Учреждения  системы образования во всем мире все больше становятся трансляторами  широкой гуманитарной культуры, а  не узкоспециального знания, передавая  своим учащимся как важнейшие  навыки физического и умственного труда, так и все многообразие деятельности и общения, характерные для современной цивилизации. Плодотворное вхождение в современный мир возможно только тогда, когда человек усваивает знания, в которых сконцентрированы все выдающиеся достижения человечества, когда обеспечивается преемственность поколений. Такой подход предполагает разностороннее преподавание гуманитарных наук, т.е. наук, имеющих отношение к человечеству, общественному бытию и сознанию. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет культурологии.

Культурология – новая  формирующаяся наука, которая изучает  культуру в целом. Раньше она изучалась  по частям в разных науках, в таких как археология, этнография, психология, история, философия, социология. Но такой подход не дает возможности решения многих проблем поставленных перед человеком в ХХ веке. Сама жизнь людей поставила вопрос о культурологии как о науке, о наиболее общих закономерностях в развитии культуры. Сам термин употребляется еще с начала Х1Х столетия, «второе дыхание» ему придал американский культуролог Лесли Уайт (1900-1975), который осуществил попытку систематического обоснования общей теории культуры. Тэйлор ввел термин культурология, хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. Связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева.В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева.

Культурология – наука о наиболее общих закономерностях (законах) развития культуры как системы со сложной  внутренней структурой, находящейся  в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Еще в античности была выделена исходная для представления о мире культуры оппозиция. «Культура» противопоставлялась «натуре», другими словами, мир созданного человеком и внутренний мир самого человека противопоставлялись миру природы, миру процессов и явлений объективной реальности. Сегодняшние представления о культуре опираются на длительную традицию философских, теоретических, исторических исследований. Культурологическое знание было отнесено к «наукам о духе» к области гуманитарного знания.

Культурология как гумaнитарная наука опирается на метод индивидуализации, она изучает не только общее, но и индивидуальное, неповторимое, особенное. Если науки о природе (естественные) пытаются выдeлить в качестве своего объекта мир как таковой, природу в ее собственных закономерностях, то культурология изучает мир человека, она включает познающего и осваивающего мир субъекта в предмет своего изучения. Если критерием истины для естественных наук становятся точность, однозначная определенность и подтвержденность практикой, то для культурологии критерий истины – глубина, умение проникнуть в суть сложных и противоречивых явлений.

Теория культуры – важнейшая составная  часть философского знания. Концепция культуры основывается также на данных психологии, социологии, истории. Теоретическое знание, понятия и проблемы, рассматриваемые в рамках теории культуры, становятся ключом к историко-культурному анализу. Они помогают увидеть в многообразии подробностей, связанных с историческим развитием отдельных областей культуры (науки, экономики, политики, права, религии, морали, педагогики, искусства), типологические особенности, смысловые доминанты, закономерности, свойственные важнейшим этапам историко-культурного процесса. Культурология, таким образом, тесно связана с основными гуманитарными науками.

Предметом культурологии являются обьективные закономерности общечеловеческого  и национального культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и термин «культура». Структура культуры.

Культура – Латинское слово cultura вошло в  обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже – универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни («возделывание, обрабатывание, уход, разведение» – словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения «культурное» стало означать нечто противоположное «природному».

«Культура» как понятие – употребляется для  характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.

«Культура» как термин – определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

В обыденном  понятии культура выступает как  собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творческого процесса и свободы. Именно культура отличает человека от первобытного существа.  Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура — это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. 

Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания. Существуют элементы духовной культуры: мифология, система образования, наука, искусство, литература, нравственность, религия, политика, право, традиции, нравы и обычаи.

К основным функциям культуры можно отнести:

    • информационно-показательная,
    • коммуникативная,
    • регулятивная,
    • гуманистическая,
    • семиотическая

Информационно-показательная  функция культуры обеспечивает процесс  культурной преемственности и различные  формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении  результатов социокултурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

Коммуникативная функция  культуры.

Коммуникация — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Регулятивная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтам отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.

Гуманистическая функция культуры.

Цицерон говорил о ней – «cultura animi» – возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция «возделывания» духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к «преображению жизни».

Семиотическая (знаковая) функция  культуры, буквально – функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.

Как уже отмечалось, культура –  это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

   Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

В XX в. Человек столкнулся с глобальными (от лат. « globus » — земной шар) проблемами, от решения которых зависит судьба всей цивилизации.

Главную глобальную проблему можно сформулировать так: должен ли человек полагаться на естественный, эволюционный процесс развития культуры, или ее мир находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении, улучшении.

Эта проблема находит свою конкретизацию в так называемых «алармистских» (от фр. Alarme — тревога) ситуациях. Суть первой заключается в том, что современные тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофическим последствиям. Конечно, общее представление об ограниченности Земли как места производственной деятельности человека достаточно абстрактно. Сейчас эта проблема осознается все более конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», их «исчерпание по регионам». Но развитие рыночной экономики невозможно без роста капитала, прибыли, что требует новых и новых ресурсов.

Другая проблема алармистского характера связана с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу.  Кроме того, не снята ситуация неравномерного экономического роста на основе индустриализации. Проблема голода, отставание развивающихся стран не позволяет приостановить даже разнохарактерный экономический рост.

Другие виды глобальных проблем связаны с развитием самого общества. Цена научно - технического прогресса оказывается слишком высокой. Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воздействия стихийных природных сил и социальных катаклизмов (войны и террористические акты).

Второй вид проблем внутреннего  развития обусловлен несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая экологический риск на другие группы. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества.

Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло решить. Будем надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса, с помощью культуры.

Информация о работе Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация