Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:15, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время становится все более значительной и очевидной не узкоутилитарная цель образования, которая на протяжении десятилетий претворялась в практике вузов, а ее собственно гуманитарная направленность. Только обращение к человеку, его потребностям и интересам в состоянии обеспечить все социальные цели образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… ……….3
1. Предмет культурологии………………………………………………… ..4
2. Понятие и термин ”культура”. Структура культуры……………… …..6
3. Основные культурологические концепции………………………… …..10
4. Тест………………………………………………………………………. ..12
Заключение……………………………………………………………… …...13
Список используемой литературы……………………………………… …..14

Файлы: 1 файл

Культурологи.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

  1. Основные культурологические концепции.

Существует  большое количество школ и, следовательно, культурологических концепций. Давайте рассмотрим основные.

Шпенглер сосредотачивает  свое внимание на отдельных культурах, подчеркивая их индивидуальность, в основе каждой культуры лежит «душа». Культура есть материальная оболочка, живое воплощение души, следовательно, проходит все возрастные стадии человека: детство, юность, возмужалость, старость, смерть = исчерпание «души» культуры = цивилизациям. Душа культуры, преломляясь в душах индивидуальных людей, которые с развитием цивилизации перестают питаться духовными ценностями, целиком сосредотачиваясь на практическом благоустройстве жизни.

П.А. Сорокин (русский  социолог и культуролог), проживший большую часть жизни в эмиграции в США, исходил из наличия прогресса в общественном развитии, полагал, что в основе культурных систем лежат определенно доминирующие ценности (ядро культуры), которые определяют ментальность, мировоззрение, философию, систему знаний и т.д. Выделял 3 типа: идеациональный, умозрительный, культура базируется на принципе иррациональности, ориентируется на небо, основывается на религии и морали (европейские культуры до XIII века, буддийская, культуры брахманской Индии); идеалистический – промежуточный, доминирующие ценности ориентируются как на небо, так и на землю (европейские культуры XIII-XVI веков); чувственная, доминирующий принцип – реализм. Ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире, происходит освобождение от религии и морали (европейские XVI-середина XIX). С исчерпанием творческих возможностей происходит смена ценностей, тем самым открываются новые творческие возможности.

Важнейшей заслугой Вебера было понимание конкретно-исторического характера ценностей. Из самого конкретно-исторического характера ценностей с неизбежностью вытекает вывод: то, что представляет собой явление культуры в одно историческое время, не обязательно является таковым в другой исторической реальности. Вебер предложил свою концепцию «идеальных типов», в основе которой идеальный тип власти (легальный, традиционный и харизматический). 1-й тип власти – рациональный – основан на убеждении в легитимности существующих законов и на подчинении им; 2-ой – традиционный – в основе которого святость традиций и право управлять тех, кто приобрел эту власть в соответствии с традицией; и 3-й тип власти – харизматический, основанный на харизме определенных личностей, обладающих сверхъестественными способностями, святостью и в силу этого обладающих властью. Ценность культурологических воззрений Вебера заключается не только в разработке им концепции «идеальных типов». Значительным вкладом в развитие культурологической мысли стала постановка и решение им проблемы взаимодействия социально-политических, экономических и идеологических и, прежде всего, религиозных, факторов.

Русский философ  Николай Александрович Бердяев  видит в многообразии культур  единый путь развития человечества. Его  концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры у него это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства. Сущность культуры Бердяев показывает через сравнение ее с цивилизацией. Если для Шпенглера цивилизация есть окостенение, смерть культуры, а культура и цивилизация есть различные этапы в развитии, то у Бердяева культура и цивилизация существуют одновременно. В работах Ленина были подняты такие проблемы, как классовое и общечеловеческое в культуре, специфика пролетарской культуры, необходимость культурной революции в России и др. В послеоктябрьский период ожесточенные дискуссии вызвал вопрос об отношении к культурному наследию прошлого. Одной из крайних позиций было утверждение о необходимости полного разрушения предыдущей культуры и строительства новой, что нередко находило реализацию в конкретных действиях по уничтожению дворянских усадеб, церквей, памятников культуры и пр. Смена типов культуры при этом связывалась со сменой общественно-экономических формаций. И все-таки работа по изучению культуры как самостоятельного феномена продолжалась. Большой вклад в это изучение внесли представители антропологической школы — М. Бахтин, Л. Выготский, В. Пропп, И. Франк-Каменецкий, О. Фрейденберг, С. Эйзенштейн и другие. Семиотическая концепция культуры (культура как знаковая система) разрабатывалась в трудах Вяч. Иванова, Ю. Лотмана, В. Топорова, Б. Успенского. Среди современных авторов, занимающихся проблемами культуры, С. Аверинцев, А. Арнольдов, Е. Боголюбова, М. Каган, Д. Лихачев, Э. Маркарян, В. Межуев и ряд других.

 

 

 

 

Тест.

Определите  представителей культурологических концепций:

1. Концепция  кризиса культуры                                  а. Э. Кассирер

2. Структурологическая                                               б. Э. Гуссерль

3. Неофрейдийская                                                        в. М. Фуне

4. Символическая  концепция                                       г. О. Шпенглер

5. Феноменологическая  концепция                             д. К. Юнг

 

Ответ: 1-г; 2-в;3-д; 4-а; 5-б.

 

 

Заключение

Перспективы развития культурологии  как науки и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях. Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии в рериховской традиции.

В-третьих, в сближении культурологии  с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, а информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.

 

Список литературы

  1. Белик А.А. Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  2. Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
  3. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М, 2005.
  4. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.Феникс 1995г.-576стр.
  5. Культурология. XX век. Антология. - М., 1995. 
  6. Культурология 20 века. Словарь – 2 том.
  7. Флиер А.Я. Культурология как гуманитарная наука // Общественные науки и современность. - 2005. - №1.

 

 

 

Данная  работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 42752

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация