Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:15, контрольная работа
В настоящее время становится все более значительной и очевидной не узкоутилитарная цель образования, которая на протяжении десятилетий претворялась в практике вузов, а ее собственно гуманитарная направленность. Только обращение к человеку, его потребностям и интересам в состоянии обеспечить все социальные цели образования.
Введение……………………………………………………………… ……….3
1. Предмет культурологии………………………………………………… ..4
2. Понятие и термин ”культура”. Структура культуры……………… …..6
3. Основные культурологические концепции………………………… …..10
4. Тест………………………………………………………………………. ..12
Заключение……………………………………………………………… …...13
Список используемой литературы……………………………………… …..14
Существует большое количество школ и, следовательно, культурологических концепций. Давайте рассмотрим основные.
Шпенглер сосредотачивает свое внимание на отдельных культурах, подчеркивая их индивидуальность, в основе каждой культуры лежит «душа». Культура есть материальная оболочка, живое воплощение души, следовательно, проходит все возрастные стадии человека: детство, юность, возмужалость, старость, смерть = исчерпание «души» культуры = цивилизациям. Душа культуры, преломляясь в душах индивидуальных людей, которые с развитием цивилизации перестают питаться духовными ценностями, целиком сосредотачиваясь на практическом благоустройстве жизни.
П.А. Сорокин (русский социолог и культуролог), проживший большую часть жизни в эмиграции в США, исходил из наличия прогресса в общественном развитии, полагал, что в основе культурных систем лежат определенно доминирующие ценности (ядро культуры), которые определяют ментальность, мировоззрение, философию, систему знаний и т.д. Выделял 3 типа: идеациональный, умозрительный, культура базируется на принципе иррациональности, ориентируется на небо, основывается на религии и морали (европейские культуры до XIII века, буддийская, культуры брахманской Индии); идеалистический – промежуточный, доминирующие ценности ориентируются как на небо, так и на землю (европейские культуры XIII-XVI веков); чувственная, доминирующий принцип – реализм. Ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире, происходит освобождение от религии и морали (европейские XVI-середина XIX). С исчерпанием творческих возможностей происходит смена ценностей, тем самым открываются новые творческие возможности.
Важнейшей заслугой
Вебера было понимание конкретно-историческ
Русский философ Николай Александрович Бердяев видит в многообразии культур единый путь развития человечества. Его концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры у него это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства. Сущность культуры Бердяев показывает через сравнение ее с цивилизацией. Если для Шпенглера цивилизация есть окостенение, смерть культуры, а культура и цивилизация есть различные этапы в развитии, то у Бердяева культура и цивилизация существуют одновременно. В работах Ленина были подняты такие проблемы, как классовое и общечеловеческое в культуре, специфика пролетарской культуры, необходимость культурной революции в России и др. В послеоктябрьский период ожесточенные дискуссии вызвал вопрос об отношении к культурному наследию прошлого. Одной из крайних позиций было утверждение о необходимости полного разрушения предыдущей культуры и строительства новой, что нередко находило реализацию в конкретных действиях по уничтожению дворянских усадеб, церквей, памятников культуры и пр. Смена типов культуры при этом связывалась со сменой общественно-экономических формаций. И все-таки работа по изучению культуры как самостоятельного феномена продолжалась. Большой вклад в это изучение внесли представители антропологической школы — М. Бахтин, Л. Выготский, В. Пропп, И. Франк-Каменецкий, О. Фрейденберг, С. Эйзенштейн и другие. Семиотическая концепция культуры (культура как знаковая система) разрабатывалась в трудах Вяч. Иванова, Ю. Лотмана, В. Топорова, Б. Успенского. Среди современных авторов, занимающихся проблемами культуры, С. Аверинцев, А. Арнольдов, Е. Боголюбова, М. Каган, Д. Лихачев, Э. Маркарян, В. Межуев и ряд других.
Тест.
Определите представителей культурологических концепций:
1. Концепция
кризиса культуры
2. Структурологическая
3. Неофрейдийская
4. Символическая
концепция
5. Феноменологическая
концепция
Ответ: 1-г; 2-в;3-д; 4-а; 5-б.
Заключение
Перспективы развития культурологии
как науки и как сферы
Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии в рериховской традиции.
В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, а информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.
Список литературы
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 42752
Информация о работе Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация