Представительские практики мировой и отечественной визуальной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Современное общество, становясь постиндустриальным и информационным, превращаясь в общество массовой культуры, «заговорило» на новых языках и увидело себя в иных визуальных пространствах. Новая реальность актуализирует одну из систем «власти» -символическую, знаковую реальность, в которой важнейшую роль выполняют визуальные знаки и образы. Мир погрузился в общество зрелищ, общество спектакля. Индустрия образотворения «производит» организованный поток визуальной информации с одним намерением - воздействовать на зрителя

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………... 3
Визуальная культура: суждения и методы ……………………………... 5
Заключение ……………………………………………………………….15
Список используемых источников …

Файлы: 1 файл

Визуальная культура.docx

— 56.42 Кб (Скачать файл)

Документальные журналисты и фотографы действуют не так, как социальные работники или психотерапевты, – в основном информируя и интерпретируя, а не оказывая прямую помощь. Они могут привлечь внимание к замалчиваемым социальным проблемам, обнажить скрытые практики нарушения прав человека, эксплуатации, вдохновить понимание и сопереживание при помощи ярких эмоциональных образов и тем самым проложить путь помощи. Одна из современных инициатив – «Проект документальной фотографии» поддерживается фондом Сороса. Организуя выставки, мастерские, конкурсы грантов, публичные презентации, проект позволяет фотографии не только оформлять публичное восприятие, но и влиять на социальные изменения. Наиболее известная деятельность в рамках этого проекта – выставка «Двигая стены»  (Moving Walls), начатая в 1998 году, это художественная интерпретация таких преград в жизни человека, как политические репрессии, экономическая нестабильность и расизм, – и усилий по разрушению этих барьеров. Вот лишь несколько примеров с выставки:

В работах Лилии Воронковой анализируется этот новый феномен – социологические фотовыставки, позволяющие соединять потенциал социальных наук, визуальных исследований, эстетику и социальное действие.  

Фотографы сталкиваются с этическими трудностями, документируя истории о сообществах или индивидах, прошедших через травматичные испытания. Особый вызов для студийной фотографии – снимать семью ребенка-инвалида. Дети с инвалидностью и их семьи нередко ощущают на себе предрассудки и враждебные установки окружающих. Вдохновленные идеей некоммерческой организации «Фотография особых детей Америки»2, мы провели фотосессию в местном реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями. Это был действительно настоящий вызов как для детей и родителей, так и для нас самих, и фотографа, сотрудников реабилитационного центра, студентов-волонтеров проекта. Один мальчик, недавно перенесший операцию на губе, поначалу очень стеснялся, но вскоре увлекся, изображая вождя индейского племени. И другие дети, и их родители вдохновлялись, с гордостью и увлеченно позируя фотографу в разных ролях и костюмах. Все участники получили в подарок прекрасные портреты. Эти снимки затем экспонировались на выставке в местном художественном музее. Показывая красивые портреты детей с особыми нуждами и инвалидностью в публичных пространствах, мы можем позволить миру узнать, что они такие же, как любой другой ребенок. 

Использование образов – фото, видео или рисунков – важно и для фасилитации рассказывания о травмирующих, эмоциональных событиях, а также в применении терапевтических техник рефрейминга. Практически одновременно в 1970е годы появилось несколько подходов фототерапии, представленных такими известными женщинами, как Джуди Вайзер, Джо Спенс и Рози Мартин. Джо Спенс – британский фотограф, она известна своими феминистскими вызовами ортодоксальной медицине на знаменитых фотовыставках, начиная с экспозиции «Картина здоровья?» в ранних 1970х. Репрезентация тела, в особенности женского, в состоянии здоровья и болезни представляла главный ракурс ее работ как пациентки и феминистки.  По ее словам:

Фототерапия – это использование фотографии для того, чтобы лечить самих себя. Вся эта техника построена на том, что фотографии побуждают здавать вопросы, а не предоставляют готовые ответы. Это меняет наше воображение о мире, помогая в усилиях по его изменению – как социальному, так и экономическому [Jo Spence, 1986].

Рози Мартин – британская художница, фотограф, писательница и терапевт, она работала с Дж.Спенс с начала 1980х годов. В ее выставках поднимаются вопросы гендера, сексуальности, старения, неравенства, желания, памяти, стыда, власти и бессилия, здоровья и болезни, утраты и скорби, а также восстановления  [Martin, 1986].

Джуди Вайзер  [см. например: Weiser, 1999] – психолог, арт-терапевт из Канады, она использует обычные снимки, в том числе фотографии из семейных альбомов, а вернее, взаимодействия людей с этими снимками в качестве невербальных вспомогательных средств терапевтической коммуникации, направленной на помощь клиентам осуществить связи с теми чувствами и воспоминаниями, к которым невозможно добраться, пользуясь только словами. Фотография здесь понимается как символическая коммуникация, а не искусство. Статья Дж.Вайзер в этой книге показывает, как работа с памятью или воображением при помощи фотографий, сделанных во время сессии или до нее, помогает людям улучшить их жизнь.

Этнография как исследовательская методология во многом полагается на включенном, или участвующем наблюдении, и возможности для сбора данных благодаря применению визуальных техник существенно расширяются. А поскольку визуальные техники распространяются среди населения, особенно городского, это ставит перед исследователями новые интересные вопросы и создает новые этические вызовы. Этнографические и социально-исторические исследования практик фотографирования находятся в центре внимания Ольги Сергеевой, Ольги Бойцовой и Елены Лобовой в этой книге. «Изучая визуальные репрезентации, созданные другими, - говорит М. Бэнкс, - мы довольно легко можем отследить двойную нить контента и контекста и исследовать их в тандеме»  [Banks, 1995; см.также: Banks, 2001]. Однако, об этой двойственности столь же легко забыть, когда визуальные репрезентации производятся самим исследователем, и поэтому особенно важно рефлексировать не только то, что мы снимаем, но и где, как, зачем и почему. Анна Печурина рассматривает  использование вещей в повседневных действиях людей для визуального упорядочения пространства и формирование идентичности.

Напечатанная фотография, опубликованная книга или журнал с иллюстрациями, выпущенный в прокат фильм начинают свою собственную жизнь в качестве текста культуры. Поэтому следует говорить не только о различиях в понимании смысла текста автором и аудиториями, но и об эффекте взаимовлияний текста и контекста социальных, экономических, политических и культурных условий производства визуального текста, его распространения и восприятия.

Медиа и популярный дискурс – это важный материал для анализа социальной политики и визуальной культуры. Ольга Гурова, Александра Тихонова анализируют кинорепрезентации потребления и гендера в современной зрелищной индустрии – кино и телескетче. Мария Вейц обращается к ностальгии по советскому как предмету потребления зрителями современного российского кинематографа. В статье Ноа Хазан рассматривается практика (пере)оформления смыслов расы в израильской культуре, которая приписывает разным этничностям высокие или низкие статусные позиции и, соответственно, разную ценность. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Первые попытки применения визуальных методов исследования в социологии и антропологии были связаны с попытками остановить время, зафиксировать в памяти увиденное, сохранить эфемерное и исчезающее. Классический антрополог, используя визуальные средства, занимался изучением удаленных в пространстве и времени народов, культуры, образа жизни различных сообществ. Эта важнейшая задача остается на повестке дня и до сих пор: визуальная антропология, развивающаяся в настоящее время в рамках отечественной этнографической традиции, ставит своей задачей изучение аудиовизуального наследия мировой и отечественной этнографии, фиксацию современной жизни народов, исследование визуальных форм культур и создание аудиовизуальных архивов. Но область современной визуальной антропологии расширяется – сегодня это, с одной стороны, интерпретация визуальных артефактов как культурных феноменов, анализ контекстов их производства и использования, а с другой стороны – изучение социальной жизни с применением визуальных методов.

Визуальные методы и источники играют все более значительную роль в науке, образовании, социальной практике. Они прокладывают новые маршруты к пониманию прошлого, постоянно меняющихся в истории определений социальных отношений, способов конструирования и решения социальных проблем.

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М.: Изд-во «Пенаты», 2003. – 97 с.

Барт Р. Метафора глаза // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994. С. 93-100

Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность / Под ред. Е.Ярской-Смирновой, П.Романова, В.Круткина, П.Романова. Саратов: Научная книга, ЦСПГИ, 2007.

Делез Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 

Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992

Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

Христофорова О.Б. От этнографического фильма к индейскому кино.

Деятельность Мексиканского Национального Института

исследований индейских культур (по материалам ХVIII международной конференции по визуальной антропологии) // http://visant.etnos.ru/library/ind_khrist.pdf

Banks M. Visual Methods in Social Research. London: Sage, 2001.

Banks M. Visual Research Methods // Social Research Update. № 11. Winter 1995 //  http://sru.soc.surrey.ac.uk/SRU11/SRU11.html; See also Banks, 2001

Cavin E. In search of the viewfinder: A study of a child's perspective // Visual Studies. Vol. 9. №. 1. Spring 1994. P. 27–41

Chalfen R. and Rich M. Combining the Applied, the Visual and the Medical: Patients Teaching Physicians with Visual Narratives // Visual Interventions/ Ed. by Sarah Pink. Oxford – New York: Berghahn, 2007. P. 53–70.

Ellis G. Garland M. The making of ‘Home Improvements' - tools for working with families in Aotearoa/ New Zealand’. Reflections on creating a video resource for teaching purposes // Social Work Education. Vol. 19. № 4. 2000. P. 403–408

Frohmann L. The Framing Safety Project. Photographs and Narratives by Battered Women // Violence Against Women. Vol. 11. № 11. 2005. P. 1396–1419

Gelman C. R. and Tosone C. Making It Real: Enhancing Curriculum Delivery Through the Use of Student-Generated Training Videos // Journal of Technology in Human Services. Vol. 24. № 1. 2006 P. 37–52

Hundt G., Blaxter L., Blackburn C., Jackson A., Bryanston C., Tanner D. Learning from the Voices of Experience - Increasing the centrality of ‘voices of experience’ in teaching and learning // Education Innovation Fund - Audio-Visual Project. Warwick, 2008 // International Visual Methodology for Social Change Project http://www.ivmproject.ca/resource_bibliography.php

Jo Spence // Sparerib No. 163 February 1986 // hosted.aware.easynet.co.uk/jospence/jotext2.htm

Martin R. Phototherapy: The School Photograph (Happy Days Are Here Again) // Photography/ politics: Two. Ed. by Patricia Holland, Jo Spence and Simon Watney. London: Comedia Photography Workshop, 1986. P. 40-42.

Mitchell C. Visual Studies and Democratic Spaces: Textual Evidence and Educational Research. Opening of Photography Exhibition // The Role of Education in a Decade of Democracy Conference. Johannesburg, May 13-14, 2004 // www.ivmproject.ca/images/photo_voice/KZN.pdf

Mizen P. A little ‘light work’? Children's images of their labour // Visual Studies. Vol. 20. № 2. 2005. P. 12–139

Mulvey L. Visual and Other Pleasures. London: Macmillan, 1989

Perez A. M. The Rhythm of Our Dreams: A Proposal for an Applied Visual Anthropology // Visual Interventions / Ed. by Sarah Pink. Oxford - New York: Berghahn, 2007. P. 227-246

Pink S. Doing Visual Ethnography Images, Media and Representation in Research. London: Sage Publications, 2001.

Weiser J. PhotoTherapy Techniques – Exploring the Secrets of Personal Snapshots and Family Albums, 2nd Edition. Vancouver: PhotoTherapy Centre Press, 1999, available at http://www.phototherapy-centre.com/bookvid.htm.

 

 

1 На кафедре социальной антропологии и социальной работы Саратовского технического университета данная техника активно применяется на занятиях по творческим методам. Хороший пример профессиональной мультипликации, нацеленной на изменение социальных установок, представлен кампанией по смене восприятия и рассуждения об инвалидности: см. Leonard Cheshire Disability http://www.creaturediscomforts.org/

2 См.: www.special-kids-photography.com


Информация о работе Представительские практики мировой и отечественной визуальной культуры