Представления о человеке и государстве в средневековой Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

В основе средневековых представлений о человеке лежали религиозные (теоцентристские) в своей сути установки о том, что Бог - начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Однако первые люди (Адам и Ева) согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним и самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупаться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение. Вследствие этого жизнь воспринимается средневековым сознанием как путь искупления, средство восстановления утраченной гармонии с Богом. Идеалом человека выступает монах-аскет, презревший все земное и полностью посвятивший себя служению Богу.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

2. Уничтожение  семьи.

Прокламируется  большинством социалистических учений. В других учениях, а также в  некоторых социалистических государствах, это положение не провозглашается столь радикально, но тот же принцип проявляется как уменьшение роли семьи, ослабление семейных связей, уничтожение некоторых функций семьи. Опять отрицательная форма этого принципа более универсальна.

Как положительное  утверждение определенного типа отношений полов или детей с родителями он представляется в нескольких видах: как полное разрушение семьи, общность жен и уничтожение всех связей детей с родителями, вплоть до того, что они не знают друг друга; как расшатывание и ослабление семейных связей; как превращение семьи в ячейку бюрократического государства, подчиненную его целям и его контролю.

3. Уничтожение  религии.

Нам особенно удобно наблюдать враждебность социализма религии, ибо она присуща за малым  исключением всем современным социалистическим государствам и учениям. Лишь редко уничтожение религии прокламировано законодательным путем - как в Албании. Но действия других социалистических государств не оставляют сомнения в том, что всеми ими руководит именно этот принцип уничтожения религии и лишь внешние трудности препятствуют пока его полному осуществлению. Тот же принцип многократно провозглашался социалистическими учениями, начиная с конца XVII века.

4. Общность или  равенство.

Это требование встречается  почти во всех социалистических учениях. Отрицательная форма того же принципа - это стремление уничтожить иерархию окружающего общества, призывы "унизить гордых, богатых и власть имущих", упразднить привилегии. Часто эта тенденция порождает враждебность к культуре как фактору, вызывающему духовное и интеллектуальное неравенство, а в результате приводит к призыву уничтожить культуру. Первую формулировку такого взгляда можно найти у Платона, последнюю - в современных западных левых течениях, признающих культуру "индивидуалистической", "репрессивной", "удушающей" и призывающих к "идеологической партизанской войне против культуры".

Отчуждение при социализме лежит совсем в другой сфере, чем  отчуждение при капитализме. Поэтому  необходимо понимать социальные условия  преодоления этого отчуждения. В капиталистическом обществе снятие отчуждения невозможно без замены частной собственности на средства производства общественной собственностью. В социалистическом обществе, где эта социальная несправедливость снята в результате политической и экономической революции, преодоление отчуждения человека от средств производства и власти предполагает такое культурное развитие личности, когда последняя внутренне способна на самоконтролирование всей своей жизнедеятельности по принципу собственной ответственности за социальное неустройство человеческой жизни. Проблема отчуждения в социалистическом обществе - это, в первую очередь, проблема культурная и нравственная, ибо абсурдно говорить о создании нового социального устройства, если всю обязанность по его созданию возложить на коммунистические институты, и стоит только человеку войти в это готовое коммунистическое царство, чтобы он стал и культурным, и хозяином, и свободным.

Утопический социализм

Понятие «Утопический социализм» происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия» (1516). «... Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти общественную силу, которая способна стать творцом нового общества».

Зародышевой формой идей Утопического социализма у всех народов была легенда о прошлом «золотом веке», рисовавшая в идеализированном виде общинный строй и господствовавшее в нём социальное равенство людей. Подобные фантастические изображения встречаются в фольклоре и в обществе, мысли народов Древнего Египта, Передней Азии, Индии, Китая и Юго-Восточной Азии.

Большое значение для становления  Утопического социализма имело социальное учение раннего христианства, проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту.

К важнейшему историческому  рубежу в развитии Утопического социализма подошли в начале 19 в. великие социалисты-утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн, с особой силой выразившие разочарование буржуазным обществом самых передовых представителей его интеллигенции. Они создали новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.

Критико-утопический  социализм в своих произвольных, фантастических, исторических конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм производства в поступательном развитии человечества; он видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники.

Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии  критико-утопический социализм возрождал  религиозные идеи. «Значение критико-утопического социализма и коммунизма, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты».

Идеи критико-утопического социализма были восприняты последующими течениями Утопического социализма, внутри которого усилилась дифференциация буржуазного и пролетарского направлений. Во Франции в 30–40-х гг. 19 в. наряду с эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом сформировались многочисленные родственные течения буржуазного и мелкобуржуазного социализма.

Утопический социализм стремился построить совершенную социальную систему, исходя из отвлечённых принципов разума, справедливости свободы, равенства и братства, «... вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения».

Революционный переворот в социалистических и  коммунистических идеях был осуществлен Марксом и Энгельсом. Марксизм превратил социализм из утопии в науку, доказав, что социализм есть не осуществление абстрактных принципов справедливости и разума, а закономерный результат исторического развития общества и классовой борьбы пролетариата, объединяющего вокруг себя всех трудящихся. Преодоленный в научном коммунизме, У. с. как великое достижение общественной мысли явился одним из его важнейших идейных источников.

После возникновения  научного коммунизма Утопический социализм потерял своё прежнее историческое значение.

Научный социализм

Основоположниками научного социализма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. По их собственному мнению взгляды на новое устройство общества, которые высказывались до них, носили ненаучный характер. Эти ненаучные взгляды отражали противоречия общественного устройства, но не раскрывали сущности, обусловленной естественными, материалистическими законами развития.

Это фантастическое описание будущего общества возникает  в то время, когда пролетариат  ещё находится в очень неразвитом состоянии и поэтому представляет себе свое собственное положение ещё фантастически, оно возникает из первого исполненного предчувствий порыва пролетариата к всеобщему преобразованию общества. Но в этих социалистических и коммунистических сочинениях содержатся также и критические элементы. Эти сочинения нападают на все основы существующего общества. Поэтому они дали в высшей степени ценный материал для просвещения рабочих. Их положительные выводы насчет будущего общества, например, уничтожение противоположности между городом и деревней, уничтожение семьи, частной наживы, наемного труда, провозглашение общественной гармонии, превращение государства в простое управление производством, — все эти положения выражают лишь необходимость устранения классовой противоположности, которая только что начинала развиваться и была известна им лишь в ее первичной бесформенной неопределенности. Поэтому и положения эти имеют ещё совершенно утопический характер.

Таким образом  теория социализма распадается на две большие части, содержащие научные и ненаучные — ошибочные, вульгарные взгляды на предмет. Критерием научности служит практика исторического процесса, но так как это занимает довольно много времени (десятки веков), то теория социализма представлена многообразными, порой прямо противоположными воззрениями. Не смогли избежать ошибок (с исторической точки зрения) и основоположники научного социализма, хотя Маркс уже к лету 1843 года переходит окончательно на позиции материализма. Это стало результатом критического пересмотра гегелевской философии права

Основой научного социализма являются исследования в области политической экономии капитализма, как источника для понимания материальных законов развития человеческого общества. Энгельс в конце 1843 года пишет «Наброски к критике политической экономии», где с критикой буржуазного строя определяется круг вопросов, которые впоследствии станут основой научных исследований не только Энгельса, но и Маркса. Теория социализма и определенные выводы, основанные на научном взгляде на предмет все же носят противоречивый характер. Эти противоречия обусловлены, прежде всего, самим развитием производительных сил капитализма, а также стремлением основоположников научного социализма увидеть результаты гениальной догадки уже при своей жизни. Муки рождения капитализма они трактовали, как закат буржуазного общества.

 

 

 

 

 

 

Заключение

По результатам  проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Предсоциалистические  идеи начинают формироваться в конце XVIII столетия как реакция на обнищание  широких народных масс сопутствовавшее  первоначальному развитию капитализма, и крушение традиционной культуры. Порокам первоначального индустриализма противопоставлялись надежды на построение нового общества производителей, основанного на коллективизме. По мере становления класса наемных рабочих, идеологи социализма именно с ним стали связывать возможности построения справедливого общества.

В начале XIX в. существуют самые разнообразные социалистические теории, существенно отличающиеся друг от друга: это немедленное глобальное коммунистическое (общий) переустройство общества путем революционного переворота и революционной диктатуры и введения последовательной общности имуществ; это создание производственных ассоциаций рабочих, которые должны вытеснить частного предпринимателя; это ассоциации эквивалентного обмена, рассматриваемые как средство преобразования общества мирным путем на базе экономического сотрудничества классов. Важно то, что почти все социалистические теории того периода начали разворачиваться в сторону экономической общественной философии. От многочисленных социальных эгалитарных (равенство) теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных бедствий с отношениями собственности на средства производства, на необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в социальной сфере. Первоначальное распространение социализм получил в Великобритании и во Франции, но также имел и международные институции, объединявшие чаще всего левых политических эмигрантов и писателей.

Переломным  для развития социалистической идеологии  стал 1848 г., когда в ходе революции рабочие и ремесленники впервые пытались отстоять свои социально-экономические и политические интересы, а также именно в феврале этого года вышел “Манифест Коммунистической партии” К. Маркса и Ф. Энгельса, которым принадлежит попытка научного обоснования социализма (научный социализм, позже марксизм, он же коммунизм), и создания интернационального социалистического движения для осуществления построения коммунистического общества.

Идеология - тот  фильтр, та защитная оболочка, которые  позволяют более или менее безбоязненно общаться с внешней средой. Строительный материал для белорусской государственной идеологии заимствуется из различных, притом весьма разнородных, источников как отечественного, так и зарубежного происхождения. Интеллектуальными донорами выступают, прежде всего, либерализм, консерватизм и социализм. Первый поставляет в идеологическую корзину белорусского режима идеалы свободы человека, гражданского общества с равными возможностями для его членов, правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальные  проблемы современной политической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе.

Введение 

Жители планеты вступили в новое тысячелетие - эпоху качественно  нового уровня взаимоотношений с  окружающей средой. Человечество пришло к выводу, что чрезмерная урбанизация, разрушение природного равновесия влекут за собой неисправимые природные катаклизмы, угрожающие жизни всего живого на Земле. Международным опытом доказано, что устойчивое развитие общества возможно лишь в условиях соблюдения баланса между социальной, экономической и экологической составляющими общественных взаимоотношений. В последнее время ведущие политики развитых стран в качестве показателя высокого уровня развития приводят данные, свидетельствующие о достижениях в области защиты окружающей природной среды. Критерием устойчивого развития в европейских государствах в первую очередь принято считать показатель развития сети заповедных территорий

Как известно, на рубеже XX-XXI вв. обострился социально-экологический  кризис, вызванный воздействиями  и последствиями технической деятельности. В этих условиях необходима эффективная экологическая политика. В идеале - это универсальная социальная технология, которая должна быть целостной и сбалансированной стратегией природопользования и охраны окружающей среды, важнейшим инструментом обеспечения безопасности и устойчивого развития России и мирового сообщества, экологизации техники и деятельности.

Информация о работе Представления о человеке и государстве в средневековой Европе