Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 09:32, контрольная работа
В основе средневековых представлений о человеке лежали религиозные (теоцентристские) в своей сути установки о том, что Бог - начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Однако первые люди (Адам и Ева) согрешили перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним и самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается первородный грех человечества, который частично искупил Христос, но который должен искупаться и каждым человеком через раскаяние и богоугодное поведение. Вследствие этого жизнь воспринимается средневековым сознанием как путь искупления, средство восстановления утраченной гармонии с Богом. Идеалом человека выступает монах-аскет, презревший все земное и полностью посвятивший себя служению Богу.
Современная экополитика должна быть встроена в рыночную экономику, обеспечена «правилами игры», структурами управления и реальными ресурсами. Необходимы адекватная философия и культура экополитики в виде гуманизированной и сбалансированной системы ценностей и интересов. Трансформация системы управления отраслями и всем хозяйством страны должна осуществляться с учетом приоритетов государственной экополитики, соответствовать ценностям и интересам человека и общества, обеспечивать сбережение народа и природы России, выживание и устойчивое развитие социума в условиях жесткой конкуренции в глобальном мире.
Среди десятков отраслевых министерств и ведомств лидерами процесса внедрения экополитики на 1 января 2006 г. являлись Министерство транспорта России и Минатом России, где были разработаны и приняты концепции и основы экополитики. Но пока в России разработка и внедрение отраслевой экополитики явно отстают от развития общей государственной экополитики на национальном и международном уровнях. Это обусловлено значительным количеством отраслей, недостаточным вниманием и контролем государства и гражданского общества при явном дефиците политической воли. Между тем отраслевая экополитика - не только сложное, но и актуальное, перспективное направление, особенно в связи с проводимой административной реформой.
Ключевую роль в экополитике играют контроль за процессом экологизации отраслей и обеспечение экологической безопасности через институт экологической экспертизы. Сейчас в России большинство федеральных технических проектов и программ, обладающих потенциальной опасностью, в том числе в сферах высоких технологий, включая аэрокосмическую, осуществляются (финансируются и реализуются) с грубыми нарушениями экологического законодательства: без проведения обязательной государственной экоэкспертизы, без положительных заключений. Тем самым закладывается множество новых «экологических бомб» замедленного действия под будущее российского народа и природы.
Проблемы экологической политики
Экологическая политика
- это вся совокупность мер, используемых
для обеспечения долгосрочной экологической
безопасности с учетом экономических
возможностей и социальных потребностей общества.
Выделяются две области в сфере экополитики:
1) глобальная - проведение международно-правовых,
политических и внешнеэкономических акций
с учетом экологических ограничений в
социально-экономическом развитии, а также
запасов имеющихся в мире природных ресурсов
и их распределения между странами; 2) государственная
- социально-экономическая, построенная
на понимании выигрышей и недостатков,
связанных с экологическим состоянием
территории, акватории и воздушного пространства
страны и имеющихся в их пределах природных
ресурсов.
В наше время формируются еще две сферы
или уровня экополитики - территориальная
(в т.ч. муниципальная) и локальная.
Муниципальная экологическая политика находится на начальной стадии развития и по существу остается общественной, т.к. как органы местного самоуправления по российским законам не являются государственными органами. Лишь в некоторых городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, имеющих статус субъекта РФ, она реализуется на государственном уровне.
Локальная экологическая политика осуществляется в рамках отдельных предприятий (фирм). Международные и российские стандарты экологического управления серии ИСО 14000 определяют экологическую политику как заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью. Однако данные стандарты в России носят рекомендательный характер. Локальная экологическая политика российских предприятий сегодня всецело зависит от государственной и определяется требованиями национального экологического законодательства, которое, в свою очередь, испытывает сильное влияние со стороны международных рекомендаций.
Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития России, а в соответствии со ст. 114 Правительство обеспечивает в России проведение единой государственной политики в области экологии. Таким образом, в отечественном законодательстве однозначно предусматривается "федеральная экологическая политика".
Целесообразно выделять
глобальную экологическую политику
как самостоятельную систему
взаимосвязанных правовых, экономических
и организационных
В течение всего XX века, по мере проявления разнообразных негативных последствий безответственного природопользования, возникали специальные ведомства, принимались разрозненные законы, вводились отдельные нормативные ограничения, которые мало были связаны между собой, а потому и не представляли целостной системы предупредительных и регулирующих мер. Лишь в последней четверти ушедшего столетия стало совершенно ясно, что надо исправлять не части исторически установившегося стиля государственного управления в отношении природопользования, а менять в целом его основные принципы, включив в них ответственность за сохранение благоприятной окружающей среды и стабильность биосферы. События последнего десятилетия показали, что, начав преобразования в этом направлении, всему Мировому сообществу приходится решать грандиозную по сложности и противоречивости задачу, не имеющую себе равных в истории человечества.
Незавершенность преобразований порождает ряд болезненных проблем, связанных со сложностью международного согласования действий, недостаточной подготовленностью населения большинства стран к не понятным для них экономическим жертвам ради подчас туманного "экологичного" будущего, межведомственными противоречиями, частными интересами установившейся рыночной экономики и многими другими трудностями переходного периода. В этой ситуации очень важно представлять окончательный "проект" перестройки мировой экономики хотя бы в части обеспечения глобальной экологической безопасности. Такого проекта до сих пор нет. Он все еще находится "в разработке", хотя "строительство" нового общества уже ведется. Попытаемся представить целостную структуру экологической политики, для чего в начале необходимо проследить ее истоки.
Заключение
Экополитика - мощная социально-экологическая технология и инструмент устойчивого развития. Необходимо разрабатывать и внедрять ее во все отрасли и сферы деятельности, повышать ее приоритет среди других видов политик (экономической, финансовой, научно-технической, военной и т.д.).
Важную роль играет экополитика отраслей, секторов, сфер деятельности, однако ее разработка и внедрение, особенно в России, идут с отставанием, отсутствуют методология, политическая воля и система выработки и реализации отраслевой экополитики.
Особое внимание следует уделить трансграничным и глобальным отраслям и сферам (аэрокосмической, военной, атомной, нефтегазовой и др.), которые, в силу своего генезиса и особенностей, ускоряют пространственную экспансию и глобализацию, являются мощными экологическими дестабилизаторами, в том числе вследствие активности транснациональных корпораций.
Необходимы политическая воля, контроль государства и гражданского общества для реализации экополитики, адекватной современным вызовам и тенденциям; систематические исследования, разработка методологии, оценка экополитики и разработка мер для повышения ее эффективности, внедрение результатов в образование и практику; активное международное сотрудничество в сфере экополитики.
В окружающую среду Ханты-Мансийского автономного округа ежегодно выбрасывается огромное количество загрязняющих веществ. Главным источником загрязнения природной среды являются аварийные порывы трубопроводов, обусловленные в основном физическим износом технического оборудования.
Неблагоприятную экологическую обстановку в округе обостряет проблемы сбора, размещения, обезвреживания и утилизации токсичных отходов, являющихся вторым по значимости источником загрязнения окружающей среды.
Сложившаяся в округе экологическая ситуация требует регулирования техногенного воздействия на окружающую среду, учитывающего не только экономические потребности, но и состояние природных ресурсов. Решение проблем сохранения слабоустойчивой к антропогенному воздействию окружающей среды территории Ханты-Мансийского автономного округа возможно только на основе внедрения в практику эффективного хозяйственного механизма рационального природопользования.
Для решения проблем экологии округа необходимо разработать научно обоснованные нормативно-правовые акты, направленных на перспективное эколого-мотивированное развитие социально-экономической структуры округа и создать эколого-экономический механизм инновационной деятельности.
Также необходимо стимулирование создания рынков экологических услуг, продукции, технологий и оборудования и привлечение российских и зарубежных инвесторов для финансирования ресурсосберегающих, малоотходных и экологически чистых технологий по добыче и переработке углеводородного сырья.
В последнее десятилетие в большинстве постепенно формируются новые подходы к экологической политике. Необходимость обновления природоохранных мер обусловлена нарастанием современных экологических проблем , которые имеют уже не локальный, а общенациональный и даже глобальный характер. Механизмы, на которые до последнего времени опиралась экологическая политика округа, были нацелены в основном на ликвидацию последствий и отдельных очагов загрязнения, являются сейчас недостаточно эффективными. Совершенно очевидно, что необходим «встроенный» в социально-экономическую систему механизм экологического регулирования превентивного действия.
Список литературы
Информация о работе Представления о человеке и государстве в средневековой Европе