Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:35, контрольная работа
Эпоха Петра Великого явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим.
Введение ____________________________________________________ 2
Культура России накануне вступления Петра на престол __________ 3
Реформы Петра и их влияние на русскую культуру:
Реформы в области политики ____________________________ 4
Реформы в области науки и образования, культуры _________ 5
Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи _____ 8
Преобразование в быту _____________________________________ 13
Заключение _______________________________________________ 16
Список литературы ___________________________________________ 16
Содержание:
Введение ______________________________
Список литературы ______________________________
Введение.
Эпоха Петра Великого явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим.
Почва
для многих преобразований
Преобразования Петра, хотя и были в какой то степени подготовлены предшественниками, носили все же радикальный характер, так как проводились в сжатые сроки, коснулись всех сфер жизни общества, всех слоев населения и были направлены на всеобщую европеизацию России.
Процесс европеизации нашел наиболее яркое воплощение в культурных преобразованиях петровской эпохи. Если посмотреть в словаре, что такое Культура? – это «совокупность материальных и духовных достижений общества, проявляющихся в науке, искусстве, организации общественной жизни и быта, в обычаях, нравах в каждую историческую эпоху». Мы видим, насколько емко и масштабно само понятие – культура. Столь же емкими и масштабными оказались и реформы. Последствия их мы видим и сегодня. Посещая школу, университет, библиотеку, музей, любуясь портретами и автопортретами, написанными в последние три столетия, надевая модное платье, мы даже не задумываемся, что начало всему этому – всей современной культурной жизни – положил именно Петр Первый. Вот почему тема петровских преобразований никогда не потеряет своей актуальности.
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 году в Москве открывается школа математических и навигационных наук. В 1711 году в Москве появляется инженерная школа.
Петр
стремился к тому, чтобы как
можно скорее преодолеть
Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство «по образу и подобию» европейского. В 1717 году выходит книга «Юности честное зеркало» - своего рода учебник этикета.
Однако
не стоит забывать о том,
что все эти преобразования
исходили исключительно сверху,
а потому были достаточно
Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных начинаний.
Петр
стремился сделать Россию
В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь Петр Первый наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Поэтому Россия не имела и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.
Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе Русские земли.
Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.
То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование отца Петра Певого, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные настроения.
Таким образом, предпосылками петровских реформ явились преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия изменяется, становясь более централизованной, система государственного управления. Предпринимались также попытки более четко разграничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились зачатки регулярной армии – полки иноземного строя. Происходили изменения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведение. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии (временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения. Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII века.
Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Эпитеты “первый”, “впервые” часто употребляют по отношению к Петровской эпохе.
Детство
и юность Петра прошли среди иноземцев,
и у них было чему поучиться. Петр был чрезвычайно
любознателен, за какое бы дело ни брался,
он вникал во все его тонкости. В первой
своей заграничной поездке в 1697-1698 гг.,
он сумел увидеть многое. И это чрезвычайно
поразило Петра. Европа и Россия конца
17 века разительно отличались во многих
областях науки, культуры, искусства, военного
дела. Российская армия состояла из неграмотных
крестьян, искусство развивалось под большим
влиянием церкви: в архитектуре в основном
преобладают церкви, в живописи – иконы.
В ремеслах и науке также велико влияние
церкви. “Ревнители древнего благочестия”
всячески противились всему новому, и
поэтому Россия отставала по многим показателям
от ряда стран Западной Европы.
В Голландии царь
побывал в музеях, госпиталях, воспитательных
домах, театрах. В Англии осмотрел лондонский
Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил
Английскую королевскую академию наук
и Оксфордский университет. В Дрездене
ему показали королевскую кунсткамеру,
в Вене кунсткамеру и библиотеку. За границей
Петр начал собирать различные произведения
искусства и раритеты.
С большим уважением
относился Петр к знаниям и знающим людям.
Петр понимал, что без знаний, опыта и помощи
Европы не обойтись, поэтому всячески
старался привлечь западных специалистов
для работы в России, не скупясь ни на деньги,
ни на щедрые посулы. Важное условие, которое
Петр ставил приглашенным иностранцам
– обучение русских. Работа рука об руку
с опытными иностранными мастерами была
отличной школой для русских военных,
ученых, архитекторов, скульпторов и живописцев.
Россия
конца 17 и начала 18 вв. - вожделенна для
иностранцев. Сотнями и тысячами стремились
они сюда в надежде разбогатеть, сделать
карьеру, реализовать свои творческие
способности. В Россию ехали архитекторы,
художники, скульпторы, ювелиры, военные,
инженеры, ученые и просто мастеровые.
Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии,
Голландии, Франции, Италии. Многие находили
в России вторую родину, заводили семью,
а главное – трудились на благо России.
Наверное, не было во всей Европе места
более благодатного для творчества, чем
Россия.
Приглашая иноземцев
в Россию, царь-реформатор надеялся осуществить
дерзкие планы – расширить границы присоединением
Сибири, подойдя к побережью Ледовитого
и Тихого океанов, и завоевать выход к
Балтийскому морю. Генетический сплав
русского и иноземного на российской почве
даст удивительный результат, изменит
развитие России и породит впоследствии
целую плеяду талантливых людей.
Изменение
Петром Первым внутренней и внешней политики
повлекло за собой колоссальные изменения
во внутренней жизни России, и затронуло
все области науки, культуры, искусства,
а также быт всех без исключения слоев
населения.
Слово «учиться» стало лейтмотивом
всех петровских преобразований. Петр
с большим уважением относился к наукам
и учению. По некоторым сведениям, Петр
Первый в совершенстве освоил 14 специальностей,
мог своими руками от начала до конца построить
морское судно. Во время второго заграничного
путешествия в 1717 году ему было присвоено
звание почетного члена французской Академии
наук.
Задумал Петр создать и Российскую академию.
В 1724 г. он подписал указ о ее основании:
«…учинить академию, в которой бы учились
языкам, также прочим наукам и знатным
художествам, и переводили бы книги».
Что было особенно
важным, что Российская академия находилась
на содержании государства, в то время
как иностранные академии вынуждены были
сами изыскивать средства для существования.
Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч
рублей в год и обещал академикам «довольное
жалованье», квартиру, дрова, свечи. Самих
же академиков приглашали из-за границы.
В их числе были ученые с мировым именем
– математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли.
Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ,
признавался: «я всем обязан своему пребыванию
в Петербургской Академии».
В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением с тремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России.
Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигационная, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 году его указом открывается в Москве Навигационная школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 года и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.
В 1703 году открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны. Любопытно, что до его пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская, будущая русская императрица Екатерина 1 – жена Петра.
В 1714 году Петр Первый подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших и не служивших взрослых дворян и недорослей, и нередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей.
При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Во Франции русские гардемарины голодали, так как жалованье приходило с большим опозданием, но царь был тверд в своем намерении заставить дворян учиться.
В петровское время юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с «фундаменту», то есть в армии и на флоте – рядовыми, в гражданском учреждении – низшим чиновником.
В 1722 году был введен «Табель о рангах», в соответствии с которым различались три вида службы : военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим – генерал-фельдмаршал. На гражданской – коллежский регистратор и действительный тайный советник, или канцлер. Петр стремился пополнять ряды дворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Не дворянин, дослужившийся до прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство. «Табель о рангах» уравнял старое родовитое дворянство, кичившееся своим происхождением, и новую, безродную знать.