Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:35, контрольная работа
Эпоха Петра Великого явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим.
Введение ____________________________________________________ 2
Культура России накануне вступления Петра на престол __________ 3
Реформы Петра и их влияние на русскую культуру:
Реформы в области политики ____________________________ 4
Реформы в области науки и образования, культуры _________ 5
Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи _____ 8
Преобразование в быту _____________________________________ 13
Заключение _______________________________________________ 16
Список литературы ___________________________________________ 16
Постепенно все большую роль скульптура стала играть и в оформлении внутреннего убранства интерьеров. Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже не обходилось убранство ни одного дворца.
Не имея за своими плечами многовековой традиции скульптуры, Россия не сразу освоила этот вид искусства. Поначалу пробел восполняли иностранные мастера. Одним из самых ярких представителей был итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Наше представление о Великом Петре сложилось во многом благодаря скульптурам Растрелли. Его, как и многих работавших в России иностранцев, занимала необыкновенная личность русского царя – преобразователя. В 1719 г. скульптор снял с лица Петра гипсовую маску, которая послужила образцом для работ не только самого Растрелли, но и для головы знаменитого “Медного всадника” Фальконе. Незадолго до смерти Петра мастер выполнил бронзовый бюст царя. Скульптор и создаваемая им статуя стали символами Петровских преобразований. На личном штандарте царе был изображен ваятель, высекающий женскую фигуру.
Скульптура при Петре Первом заняла важное
место при оформлении дворцов парков,
фонтанов, храмов, и навсегда вошла в нашу
жизнь. Благодаря Петру 1 в конце 18 века
в русских городах получили распространение
скульптурные монументы, без которых сегодня
мы не мыслим архитектуры наших городов.
Как и в архитектуре и скульптуре в живописи
происходят революционные перемены. Основным
художественным методом становится реализм.
Кардинально изменяются способы изображения.
Русские художники начинают постепенно
отходить от традиционной, иконописной
манеры письма. Они приобщаются к новой
живописи, известной в Западной Европе
еще с эпохи Возрождения, где проблемы
формы и пространства решались иначе.
Древнерусские художники не стремились
передать объем предметов и глубину окружающего
пространства. Живописцы нового времени,
наоборот, осваивают искусство светотени,
а для создания трехмерного пространства
обращаются к линейной перспективе –
одному из величайших достижений изобразительного
искусства эпохи Возрождения.
Основной постулат линейной перспективы
гласит: параллельные прямые, уходящие
вдаль, пересекутся в одной точке на линии
горизонта. Любой из нас наблюдал этот
эффект стоя на железнодорожных путях.
Древнерусские художники не следовали
этому правилу. Художники нового времени,
взявшие на вооружение линейную перспективу,
создавали на плоскости холста убедительную
иллюзию глубины пространства.
Помимо
линейной художники стали пользоваться
и световоздушной перспективой. Принято
считать, что первым этот прием открыл
Леонардо да Винчи. Он обратил внимание
на то, что по мере удаления от зрителя
предметы не только становятся все менее
различимы, но и погружаются в дымку. Этот
оптический эффект создается благодаря
толстому слою воздуха, насыщенного пылью.
По-другому художники стали относиться
и к проблеме времени в живописи. В средние
века иконописец мог на одной иконе изобразить
два или три разновременных действия с
одними и теми же персонажами. В новое
время на картине изображают событие в
момент его свершения, вместе с тем живописец
пытается преодолеть статичность средневековой
живописи и создать иллюзию движения.
В петровское время начали формироваться
жанры живописи, такие как батальный, портретный,
пейзажный, бытовой, натюрморт. Сам Петр
отдавал предпочтение морским пейзажам.
Формально, самым «высоким» среди жанров
считается исторический, самым же распространенным
портрет.
Изменяется и техника письма, появились
новые материалы. Раньше иконописец писал
на доске. Теперь же картины выполняются
на холсте, темперу – краску, замешанную
на яичном желтке, сменяют масляные краски.
Готовую картину, в отличие от иконы, вставляют
в раму. Она играет важную роль в восприятии
произведения.
Именно в петровское время появился в России выдающийся живописец, вставший вровень с европейскими мастерами, - Иван Никитин. Петр заметил талантливого юношу и в 1716 году отправил его вместе с братом учиться в Италию. Петр высоко оценил талант Никитина и по возвращении его в Россию подарил художнику дом близ Зимнего дворца, и назначил его «двора его величества живописцем». Художник целиком посвятил себя портретной живописи, и выполнил много великолепных работ, которые донесли до наших дней характер изображенных личностей, их быт.
Реформы в живописи в петровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению, живопись стала светской, жанровой, реальной, и сегодня мы имеем возможность увидеть портреты не только самого царя Петра Алексеевича, но и многих его современников.
3. Преобразования в
быту.
Самый устойчивый компонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения в петровскую эпоху. Поставив целью сформировать породу новых людей, Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образование.
С начала 18 века многое изменилось как
в устной, так и в письменной русской речи.
Издавались книги с правилами хорошего
тона, рекомендациями по этикету, поведению
в различных сферах жизни. Появились обращения
на «Вы», « Милостивый государь», «Господин».
Письма заканчивали подписями: «Ваш покорный
слуга», «Остаюсь к услужению готовый».
Русский язык в петровскую эпоху обогатился
множеством новых слов, преимущественно
иностранного происхождения.
В царствование
Петра в обиход вошел юлианский календарь.
Летоисчисление стали вести от Рождества
Христова. В связи с этим событием началом
года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября:
«Указал великий государь впредь лета
счислять в приказах и во всяких делах
и крепостях писать с нынешнего генваря
с числа 1 от Рождества Христова 1700 года».
Таким образом, вместо 7208 года в России
начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось
поздравлять друг друга с Новым годом,
украшать дома ветками и деревьями сосновыми,
еловыми и можжевеловыми. В честь праздника
устраивали пушечную пальбу и фейерверки.
Впервые в России увидели фейерверки именно
при Петре. Устраивались они по большим
праздникам: в новогоднюю ночь, в день
рождения царя, в честь военных побед.
В январе 1700
года выходит царский указ об упразднении
старомодного русского платья, мужчинам
и женщинам велено было переодеться в
венгерское и немецкое платье. В городе
на видных местах вывешены были образцы
новой одежды, пошив и продажа старой запрещались.
Новая мода приживалась трудно.
Не менее трудно было Петру заставить
горожан брить бороду, считавшиеся на
Руси признаком мужественности и символом
православия. Непокорным боярам царь стриг
бороды собственноручно. Правда, имея
деньги можно было откупиться от принудительного
бритья.
Во времена Петра Первого появились и первые модники. Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили не застегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например «кюлоты» – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки. Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру. Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.
Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.
Однако, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.
Эти перемены повлияли на
Иногда царь специальными
указами обязывал фабрикантов прежде
производить и пускать в
По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале 17 века имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24. В начале 18 века куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками, и циферблатом с 12 делениями.
К концу 17 началу 18 вв. постепенно меняется
быт как простых, так и знатных, зажиточных
людей. Меняется на западный манер одежда,
пища, жилище. Бояре и дворяне стригут
волосы и бороды, заводят иностранные
книги и музыкальные инструменты, игрушки,
входит в моду курение табака.
Новшества
в быту царь начал вводить одними из первых.
Из всех прочих преобразований, связанных
с культурой, эти преобразования оказались
наиболее радикальными, так как проводились
в ограниченные сроки под угрозой штрафа
или публичного поругания. «Реформа не
имела своей прямой целью перестраивать
ни политического, ни общественного, ни
нравственного порядка, установившегося
в этом государстве, а ограничивалась
стремлением вооружить Российское государство
и народ готовыми западноевропейскими
средствами, умственными и материальными,
и тем поставить государство в уровень
с завоёванным им положением в Европе».
По русским традициям, браки прежде заключались без согласия вступающих в брак, которые даже не знали друг друга до свадьбы. От этого, как писал патриарх Адриан, «житие их бывает бедно и детьми бесприжитно», но он не видел выхода из этого положения. Выход нашел Петр, разрешив свободу брака. В апреле 1702 года был издан указ: «…А буде кто дочь, или сестру, или какую свойственницу, или девица, или сам вдова сговорит замуж за кого, и прежде венчания обручению быть за шесть недель, и буде обручатся, а после сговору и обрученья жених невесты взять не похочет или невеста за жениха замуж идти не похочет же, и в том быть свободе. А которая невеста выйдет замуж и умрет бездетна: и после смерти её, приданого её, кроме вотчин и поместий без дворов, назад не возвращать».
Важным шагом на пути к свободе брака стало уничтожение затворничества женщин. Отныне они, наравне с мужчинами, приглашались на обеды и вечера. Отчасти этой же цели служило и учреждение в 1718 году ассамблей – вольных собраний, на которых, безо всяких церемоний, разговаривали о делах, о новостях, играли, пели, плясали. Проводились ассамблеи в частных домах, владельцы которых должны были заранее уведомить о мероприятии общественность. Петр назначал, в чьём доме должна проходить первая ассамблея, а дальнейшее назначение зависело в Петербурге – от оберполицмейстера, в Москве – от коменданта. Хозяин не должен был ни встречать, ни провожать гостей; каждый мог приходить, когда ему вздумается, «лишь бы не ранее и не позже отпущенного времени» - с пяти до десяти часов вечера. На ассамблеях царило полное равенство, каждый мог пригласить на танец не только самую знатную даму, но и государыню с дочерями.
И все-таки влияние петровских
реформ на народный быт было
незначительным.
Петровские преобразования в области культуры и быта носили ярко
выраженный политический
характер, ставили во главу угла
интересы Отечества, но проводились
нередко насильственными
Рассматривая жизнь и
Правление Петра Первого
Список литературы.
1. В.В.Гуляева – учебное пособие для вузов «История и культура Отечества», Москва, Академический проект, 2005;
2. Ю.С.Рябцев – учебное пособие «История русской культуры 18-19 веков», Москва, «Гуманитарный издательский центр Владос», 1997;
3. В.И.Пилявский – «История русской архитектуры», Стройиздат, 1984;
4. С.М.Соловьев – «История российская с древнейших времен», Москва, 1991.