Причины и сущность христианизации Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение причин и сущности христианизации Европы. Во все времена людям надо было во что-то верить, на кого-то надеяться, кому-то поклоняться, кого-то бояться, чем-то объяснять необъяснимое, и это неведомое у всех народов было свое. Были язычники, мусульмане, христиане и так далее. Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме – религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом завете – собрании книг, священных как для иудаизма, так и для христианства.

Содержание работы

Введение.

Исторические предпосылки христианства.

Основы христианской веры.

Значение христианства для развития европейской культуры.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Моя контра - копия.docx

— 44.87 Кб (Скачать файл)

План:

 

  1. Введение.

 

  1. Исторические предпосылки христианства.

 

  1. Основы христианской веры.

 

  1. Значение христианства для развития европейской культуры.

 

  1. Заключение.

 

  1. Список литературы.

 

 

Введение.

 

     Целью нашей работы является  изучение  причин и сущности  христианизации Европы. Во все времена людям надо было во что-то верить, на кого-то надеяться, кому-то поклоняться, кого-то бояться, чем-то объяснять необъяснимое, и это неведомое у всех народов было свое. Были язычники, мусульмане, христиане и так далее. Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме – религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом завете – собрании книг, священных как для иудаизма, так и для христианства. Люди нуждались в надежде, и дать ее мог лишь Бог, который сам был творцом мира и властелином космической судьбы. Так сформировался первоначальный вариант иудаизма - самой древней монотеистической религии. 

     Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога. Собственно говоря, для христианства это один и тот же Бог, меняются лишь его отношения с человеком. В данной работе мы попробуем рассмотреть особенности христианской культуры.

      В соответствии с целью сформулированы  задачи нашей работы. Во-первых,  мы рассмотрим исторические предпосылки христианства. Что поспособствовало развитию христианской культуры? Откуда пошло зарождение христианства?

     Вторую главу мы посвятим основам христианской веры, где проанализируем основные направления: католицизм, православие и протестантизм. На основных ветвях христианства мы остановимся подробнее.

    Православие (в переводе с греч. - «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное  славление»), - включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь.

    Католицизм или католичество (от греч. –  «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему») - крупнейшая по численности приверженцев ветвь христианства.

    Протестантизм или протестантство - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых Церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

     Значение христианства для развития европейской культуры еще одно звено данной работы. Что христианство привнесло в человеческое бытие? Какие идеи сформировала христианская культура?

     В нашей работе, раскрывая вышеперечисленные  вопросы, мы постепенно будем  двигаться к поставленной цели.

 

Исторические предпосылки  христианства.

 

    Как уже говорилось, вера в Бога уходит корнями в иудаизм. Ветхозаветная история исполнена скитаний и надежды, горечи вавилонского и египетского плена (см.: Менъ А. История религии. В 7 тт. — М. 1992. Т. V). И, конечно же, такая история породила религию, в корне отличную от эллинской. Боги Эллады выражали доверие эллинов к сложившемуся порядку мироздания, их надежду на достойную жизнь в одной из ниш божественного космоса. Но для древних евреев наличный космос был миром изгнания и плена. Боги, олицетворявшие силы этого космоса, были подчинены его судьбе, которая для евреев была злосчастной.

     Бог древних евреев, Бог ветхого завета был прообразом христианского Бога. Собственно говоря, для христианства это один и тот же Бог, меняются лишь его отношения с человеком. Так ветхозаветная вера рассматривается как подготовка к Новому Завету, т. е. новому союзу человека с Богом. И действительно, несмотря на существенные различия представлений Ветхого и Нового Завета, именно у ветхозаветных мудрецов впервые появляются те духовные запросы, на которые смогло ответить христианство. Но вначале остановимся на различиях.

     Если Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, то Бог Нового Завета обращен к каждой личности. Ветхозаветный Бог большое внимание уделяет исполнению сложного религиозного закона и правилам повседневной жизни, многочисленным ритуалам, сопровождающим каждое событие. Бог Нового Завета обращен прежде всего к внутренней жизни и внутренней вере каждого человека.

     Однако уже в Ветхом Завете мы видим жажду человека подлинной встречи с Богом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней стороне жизни. Эти мотивы, прежде всего, выражены в книге Иова и книге Экклезиаст (Менъ А. История религии. В 7 тт. — М., 1993. Т. VI, гл. 11—13). Это стремление к духовному преодолению внешней стороны бытия особенно проявляется на рубеже нашей эры, ибо народ вновь попадает под власть чужеземцев, которыми на этот раз стали римляне.

     В ветхозаветной истории Бог исполнил свое обещание, дал народу место для самостоятельной жизни. Теперь же оставалось только ждать Спасителя, который, по  верованиям древних иудеев, должен был спасти весь народ и стать во главе царства. Но Спаситель (по-гречески — Христос) не приходил, и оставалось только задуматься: а может быть, ожидаемое спасение будет иметь вовсе не национально-государственный, а духовный характер? Именно с такой проповедью и выступил Иисус.

Основы христианской веры.

 

     Человек создан Богом по «образу и подобию Божию», т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный дух, происходящий от Божественного Духа. Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история рассматривается христианством как история воссоединения человека с Богом.

     Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догматах триединства и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных лица (личности) - Отец, Сын, Святой Дух,- объединенных единой божественной сущностью («природой») и имеющих единую волю. При этом христианское богословие требует «не смешивать лиц и не разделять сущности». Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу («вочеловечивается») и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», говорили отцы Церкви (правда, человек призван стать не Богом «по природе», а «богом по благодати»). Спасение требует от человека духовных усилий, и прежде всего веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения — это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с Его помощью) очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны.

.     «...Познаете истину и истина сделает  вас свободными», «Всякий, делающий грех, есть раб греха», — говорил Иисус (Ян. 8:32,34). При этом добро и истина выражаются не в безличных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа; отсюда — принципиальная неформализуемость христианской нравственности, которая по самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1-е Коринф. 13:13).

      В человеческой свободе содержится не только возможность добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. Поэтому зло не имеет самостоятельной сущности и сводится лишь к отрицанию добра: все якобы самостоятельные определения зла на поверку оказываются лишь определениями добра, взятыми с обратным знаком.

     В христианстве высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющего ее только собственной высшей правде.

     Вера в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Возвышая человека как свободное и богоподобное надмирное существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и умирать в мире, где нет справедливого воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.  Важнейшей составной частью христианства является эсхатология — учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскресении мертвых и Страшном Суде, после которого на новой земле под новым небом должно утвердиться царство праведников.

     На протяжении двух тысячелетий в христианстве возникали различные направления. Из них наиболее известны три: католицизм, православие, протестантизм.

     Католицизм. Католическое вероучение и Католическая Церковь формировались постепенно в лоне раннего христианства. Как организация Католическая церковь сложилась в условиях феодализма и приняла форму, типичную для административного устройства феодального государства. Первичной ячейкой Католической Церкви является приход, который управляется священником. Приходской священник назначается епископом и подчиняется только ему. Несколько приходов образуют так называемый деканат, но деканат является лишь связующим между приходом и епископской курией. Деканаты в свою очередь объединены в более крупные подразделения - диоцезы (епархии), которыми управляют епископы. Несколько диоцезов образуют митрополию, или архиепископство. К числу особенностей следует отнести надстроенные над указанной иерархией должности кардиналов (высший после папы духовный чин в Католической Церкви) и примасов (старшие епископы местных национальных церквей). Папа Римский - абсолютный пожизненный правитель церкви.

     Католическая  социальная доктрина в узком  смысле - это совокупность специфических социально-политических, экономических и этических концепций, изложенных в официальных документах церкви. Ее специфической особенностью является не только философское, социологическое и этическое обоснование, но и обязательная теологическая аргументация. Согласно доктрине Католической церкви, Католическая (Вселенская Церковь) была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретёт славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзённого сердца Христа, умершего на Кресте.

     Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий:

  • филиокве  - догмат об исхождении Святого Духа, как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников);
  • догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище;
  • учение об индульгенциях;
  • широкое почитание Девы Марии;
  • почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых;
  • утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;
  • централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей;
  • безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности;
  • нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

 

     На данный момент католицизм является основной религией во многих европейских странах.

     Православие. Православие начало оформляться в II-III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму ( предлагавшему по-своему трактованный Новый завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).

     В настоящее время православие представлено рядом автокефальных (самостоятельных) церквей. В административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты, епархии, викариатства, благочиния, приходы. Для всех православных церквей общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность.

     Православная  церковь утверждает, что христианство  в отличие от всех остальных  религий представляет собой божественное  откровение, которое и составляет  основу православной веры. Оно  опирается на совокупность догматов - неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные догматы: догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению, в отличие католицизма, и не отказалось ни от одного из них, как это имело место в протестантизме.

     Православие  придает догматическое не только  одному из важнейших таинств - крещению, но и всем другим (причащению, покаянию, священству, миропомазанию, браку, елеосвящению) и связанным с ними обрядами. Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной практики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить молитвы, совершать крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в богослужениях.

Информация о работе Причины и сущность христианизации Европы