Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:57, курсовая работа
В современных условиях развития российского общества возрастает интерес к народному творчеству, одной из разновидностей которого является народный танец. Народный танец - древнейший вид искусства, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, — может выступать как мощное средство воспитания подрастающего поколения. В нем проявляются особенности старинных обрядов и ритуалов, отражаются эталоны культуры общения, манеры поведения, примеры осуществления трудовой деятельности народа. В процессе его освоения молодое поколение приобщается к культурным, нравственным и духовным ценностям многих поколений.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «Танец и методика его преподавания»
Принципы обучения и воспитания преподавателей народно-сценического танца
Выполнила: студентка ____________________
______________________________
Руководитель: ___________________________
ЧЕЛЯБИНСК 2013
Содержание
В современных условиях
развития российского общества возрастает
интерес к народному
Народно-сценический
танец, как и классический танец,
образует основу профессиональной подготовки
студентов-хореографов. В отличие
от хореографических училищ, которые готовят
профессиональных исполнителей, вузы культуры
выпускают художественных руководителей
хореографических коллективов ипреподавателей.
Художественный руководитель хореографического
коллектива и преподаватель обязаны не
только владеть методикой выполнения
движений, но и умением объяснять смысл
специфических движений, технику их выполнения,
сообщать сведения об этнокультурной
основе каждого из народных танцев и особенностях
движений, воплощенных в танцах того или
иного народа. Все это вызывает необходимость
формирования умений не только наглядного показа
исполнения того или иного движения, но
и умений доступно и точно давать характеристику
каждого из них, объяснять способы его
выполнения. В связи с этим, в процессе вузовской
В педагогике и психологии
существует ряд работ, в которых авторами
достаточно подробно разработан вербальный
компонент обучения учащихся и студентов. Авторы рассматривают вопросы,
связанные с формированием культуры речи
учащихся, с профессиональным умением
учителя вести учебный диалог, с процессом
расширения опыта использования учителем
выразительных средств общения и т.д. К
их числу относятся работы В. А. Беликова,
А. И. Лазарева, А. А. Леонтьева, Т. А. Стефановской,
Л. А. Шкатовой, Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской,
Н. А. Купиной и др. К сожалению, в педагогической
науке пока недостаточно разработаны
вопросы относительно вербального компонента
обучения будущих педагогов-
Существенным вкладом в осмысление специфики народно-сценического танца явились работы Г. Ф.Богданова, А. А. Климова, А. А. Соколова-Каминского, В. И. Уральской, А. С. Фомина и др.
В методических разработках
К. М. Бикбулатова, А. А. Борзова, Г. П. Гусева,
М. Я. Жорницкой, Т. Прутковой, Г. Тагирова,
А. Чижик и др. подробно описываются движения
танцев, предлагаются рисунки костюмов,
рассматриваются музыкальные
Объект курсовой работы – народно-сценический танец.
Предмет курсовой работы – принципы обучения преподавателей народно-сценического танца.
Народно-сценический
танец входит в число традиционно
важнейших направлений
Народно-сценический (характерный) танец окончательно вошел в программу обязательных специальных дисциплин хореографических учебных заведений нашей страны с конца 1930-х годов. Но этот предмет не стал стандартизированной, лишенной развития, дисциплиной. Конечно же, народно-сценический танец имеет свои строгие законы, но продолжает развиваться и в наши дни. Отметим, что в профессиональном хореографическом образовании в России народно-сценический танец начинает изучаться с 14-летнего возраста. К этому времени учащиеся уже в течение трех предыдущих лет ежедневно занимаются классическим танцем и два раза в неделю историко-бытовым. Таким образом, к моменту начала обучения народно-сценическому танцу они достигают достаточно высокого уровня знаний и владения навыками классического танца, на базе которого и строится обучение основам народно-сценического танца [15].
На данный момент педагогическая теория в области хореографии уже
накопила большое число работ, осмысляющих обучение как хореографическим дисциплинам в целом, так и дисциплине народно-сценического танца в частности. К теории обучения в сфере хореографии балета принадлежат многочисленные исследования педагогов и хореографов-практиков, обобщивших собственный и знакомый им опыт преподавания хореографических дисциплин – это исследования А.Я.Вагановой, Е.П. Валукина, С.Н. Головкиной, В.С. Костровицкой, В.М. Красовской, М.К. Леоновой, П.А. Пестова, Г.С. Улановой и др.
Собственно художественно-
Преподавание народно-
Обучение народно-сценическому танцу в хореографическом учебном заведении отличается следующими признаками:
- происходит передача живой традиции, образчиком которой являются
действия педагога: фактически – это не просто обучение, а наставничество;
- владение содержанием
народно-сценического
- хореографическое учебное
заведение – это еще и
- хореографическое учебное
заведение постоянно
- практика учеников – это также и взаимодействие со зрителями, критически оценивающими результаты учебного труда будущих артистов.
Таким образом, можно констатировать, что исключительно сложная в
освоении, специализированная дисциплина народно-сценического танца в аспекте своего совершенствования требует применения наиболее актуальных
идей педагогических наук, связанных с возрастной психологией и организацией педагогического процесса в хореографических учебных заведениях. Современная педагогика может и должна способствовать развитию основ преподавания дисциплин, на первый взгляд, достигших достаточного развития. Однако специфика обучаемых и творческий характер педагогических задач в преподавании дисциплины «народно-сценический танец» ставят перед преподавателями новые вопросы, разрешать которые следует, основываясь на прогрессивных концептуальных подходах [18].
Народно-сценический (характерный) танец – детище и неотъемлемая
часть классического балетного искусства. Народные движения и танцы, попадая в ткань и строгую структуру балетного спектакля, видоизменялись и преображались по законам классического танца, продолжая при этом оттенять красоту, чистоту и неповторимость танца классического.
В процессе профессиональной подготовки будущих артистов балета народно-сценический танец занимает одно из ведущих мест.
Рассматривая этимологию
народно-сценического танца, необходимо
отметить, что фольклорная
Приблизительно в начале XIX века в России также возрос интерес к сценическому представлению народных танцев. После войны 1812 года патриотические тенденции были весьма сильны, и включение сцен русского народного танца в балетные спектакли постепенно стало типичным – в своих дивертисментах его использовали И.М. Аблец, И.И. Вальберх, А.П. Глушковский, И.К. Лобанов и другие. В становление характерного танца неоценимый вклад привнесли балетмейстеры А. Сен-Леон, М. Петипа, Л. Иванов, долго и верно работавшие во славу русского балетного искусства.
Важнейшей эпохой в развитии этого жанра стал период реформаторского творчества М. Фокина в Петербурге и А. Горского в Москве в начале XX века.
Оба балетмейстера часто обращались к претворению на сцене народных танцев, но каждый по-своему. Они создали непревзойденные шедевры характерного танца. Их поиски в дальнейшем были продолжены К. Голейзовским.
Характерный танец стал стремительно развиваться в период расцвета
драмбалета. Появилась
целая плеяда балетмейстеров – блистательных
постановщиков характерных
В 1920-е - 1930-е годы пионеры русского балетного искусства - А. Ширяев, А. Бочаров, А. Лопухов и А. Монахов пытались сформировать стройную систему изучения характерных танцев. Они стали практически и теоретически обосновывать необходимость создания этого предмета. Благодаря неустанному труду этих мастеров была создана новая уникальная хореографическая дисциплина.
Формирование новой учебной дисциплины в Московском хореографическом училище началось в 30-е годы XX столетия. Здесь стали работать ленинградские мастера А.В. Лопухов и А.М. Монахов.
В 1939 году издательство «Искусство» (Ленинград – Москва) выпустило первую книгу по характерному танцу «Основы характерного танца». Этот труд был подготовлен замечательными мастерами отечественной сцены, педагогами
Ленинградского
Новым подвижником в эволюционном развитии методики преподавания народно-характерного танца стал ведущий солист балета Большого театра А.В. Кузнецов, начавший преподавательскую деятельность в 1938 году. В 1948 году он стал руководителем отделения народно-характерного танца, открывшегося в Московской балетной школе.
В 1951 году Кузнецовым и его ассистентами была разработана еще одна программа. Здесь было дано подробное описание движений у станка и на середине зала. В 1957 году была создана программа–пособие, куда были включены наработки Ширяева, Бочарова, Лопухова и Монахова. Эта программа содержала в себе также новые элементы из творчества современных хореографов: В. Вайнонена, Л. Лавровского, Р. Захарова, В. Бурмейстера, В. Чабукиани, И. Моисеева и других.
Отечественная художественно-педагогическая традиция хореографии
продолжала интенсивно развиваться именно в аспекте народно-сценического
танца. Интерес к народным
элементам возрастал, и в ведущих
хореографических учебных заведениях
страны появились специальные
Информация о работе Принципы обучения и воспитания преподавателей народно-сценического танца