Принципы обучения и воспитания преподавателей народно-сценического танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях развития российского общества возрастает интерес к народному творчеству, одной из разновидностей которого является народный танец. Народный танец - древнейший вид искусства, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, — может выступать как мощное средство воспитания подрастающего поколения. В нем проявляются особенности старинных обрядов и ритуалов, отражаются эталоны культуры общения, манеры поведения, примеры осуществления трудовой деятельности народа. В процессе его освоения молодое поколение приобщается к культурным, нравственным и духовным ценностям многих поколений.

Файлы: 1 файл

Курсовая_Айгуль.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Танец и методика его преподавания»

 

 

Принципы обучения и воспитания преподавателей народно-сценического танца

 

 

 

Выполнила: студентка ____________________

 

________________________________________

 

Руководитель: ___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛЯБИНСК 2013

Содержание

 

 

 

Введение

 

В современных условиях развития российского общества возрастает интерес к народному творчеству, одной из разновидностей которого является народный танец. Народный танец - древнейший вид искусства, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, — может выступать как мощное средство воспитания подрастающего поколения. В нем проявляются особенности старинных обрядов и ритуалов, отражаются эталоны культуры общения, манеры поведения, примеры осуществления трудовой деятельности народа. В процессе его освоения молодое поколение приобщается к культурным, нравственным и духовным ценностям многих поколений.

Народно-сценический  танец, как и классический танец, образует основу профессиональной подготовки студентов-хореографов. В отличие  от хореографических училищ, которые готовят профессиональных исполнителей, вузы культуры выпускают художественных руководителей хореографических коллективов ипреподавателей. Художественный руководитель хореографического коллектива и преподаватель обязаны не только владеть методикой выполнения движений, но и умением объяснять смысл специфических движений, технику их выполнения, сообщать сведения об этнокультурной основе каждого из народных танцев и особенностях движений, воплощенных в танцах того или иного народа. Все это вызывает необходимость формирования умений не только наглядного показа исполнения того или иного движения, но и умений доступно и точно давать характеристику каждого из них, объяснять способы его выполнения. В связи с этим, в процессе вузовской профессиональной подготовки будущего педагога-хореографа важен не тольконаглядный, но и вербальный компонент обучения.

В педагогике и психологии существует ряд работ, в которых авторами достаточно подробно разработан вербальный компонент обучения учащихся и студентов. Авторы рассматривают вопросы, связанные с формированием культуры речи учащихся, с профессиональным умением учителя вести учебный диалог, с процессом расширения опыта использования учителем выразительных средств общения и т.д. К их числу относятся работы В. А. Беликова, А. И. Лазарева, А. А. Леонтьева, Т. А. Стефановской, Л. А. Шкатовой, Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской, Н. А. Купиной и др. К сожалению, в педагогической науке пока недостаточно разработаны вопросы относительно вербального компонента обучения будущих педагогов-хореографов.

Существенным вкладом  в осмысление специфики народно-сценического танца явились работы Г. Ф.Богданова, А. А. Климова, А. А. Соколова-Каминского, В. И. Уральской, А. С. Фомина и др.

В методических разработках К. М. Бикбулатова, А. А. Борзова, Г. П. Гусева, М. Я. Жорницкой, Т. Прутковой, Г. Тагирова, А. Чижик и др. подробно описываются движения танцев, предлагаются рисунки костюмов, рассматриваются музыкальные примеры, подобранные для того или иного танца, раскрывается методика исполнения того или иного элемента. Однако никто из авторов указанных работ не обращается к вопросам, касающимся возможностей словесного рассказа о танце, сочетании наглядного и словесного объяснения его исполнения. Изучение вышеуказанных работ позволило так же определить, что в хореографии все еще не до конца разработана такая категория, как танец», и, как следствие этого, такая его разновидность как «народно-сценический танец».

Объект курсовой работы – народно-сценический танец.

Предмет курсовой работы – принципы обучения преподавателей народно-сценического танца.

 

 

 

  1. Народно-сценический танец как учебная дисциплина

    1. Понятие «народно-сценический танец»

 

Народно-сценический  танец входит в число традиционно  важнейших направлений хореографии  наравне с классическим, дуэтным и историко-бытовым танцем. Хореографическая педагогика в области народно-сценического танца – это раздел педагогики искусства, компонент теоретико-методологического фундамента художественного образования. Этот раздел педагогики обладает безусловной самостоятельностью, проявляющейся как в области методики, так и концепций, определяющих направленность обучения.

Народно-сценический (характерный) танец окончательно вошел в программу  обязательных специальных дисциплин  хореографических учебных заведений нашей страны с конца 1930-х годов. Но этот предмет не стал стандартизированной, лишенной развития, дисциплиной. Конечно же, народно-сценический танец имеет свои строгие законы, но продолжает развиваться и в наши дни. Отметим, что в профессиональном хореографическом образовании в России народно-сценический танец начинает изучаться с 14-летнего возраста. К этому времени учащиеся уже в течение трех предыдущих лет ежедневно занимаются классическим танцем и два раза в неделю историко-бытовым. Таким образом, к моменту начала обучения народно-сценическому танцу они достигают достаточно высокого уровня знаний и владения навыками классического танца, на базе которого и строится обучение основам народно-сценического танца [15].

На данный момент педагогическая теория в области хореографии уже

накопила большое число  работ, осмысляющих обучение как  хореографическим дисциплинам в  целом, так и дисциплине народно-сценического танца в частности. К теории обучения в сфере хореографии балета принадлежат  многочисленные исследования педагогов и хореографов-практиков, обобщивших собственный и знакомый им опыт преподавания хореографических дисциплин – это исследования А.Я.Вагановой, Е.П. Валукина, С.Н. Головкиной, В.С. Костровицкой, В.М. Красовской, М.К. Леоновой, П.А. Пестова, Г.С. Улановой и др.

Собственно художественно-педагогические основы народно - сценического танца  нашли свое отражение в работах  А.Л. Андреева, А.Г. Богуславской, А.В. Бочарова, К.С. Зацепиной, А.А. Касимова, А.А. Климова, Р.С. Попова, А.В.Лопухова, К.Б. Рихтера, Н.М.Толстой, Н.И. Смоляниновой, Н.М. Стуколкиной, Т.С. Ткаченко, Н.М. Толстой, Е.К. Фарманянц, А.В. Ширяева и других специалистов, внесших свой неоценимый вклад в это направление хореографии.

Преподавание народно-сценического танца, применение в педагогическом процессе таких технологий, как концерты производственной практики, имеют и свои ограничения в структуре образовательной программы хореографических учебных заведений. Занимаясь с классом два раза в неделю, также как и другим педагогам вторых специальных дисциплин, преподавателю народно-сценического танца значительно сложнее найти время для подготовки номеров для концерта производственной практики. Репетиционное же время, которое можно посвятить этой подготовке, также бывает ограниченным [17].

Обучение народно-сценическому танцу в хореографическом учебном  заведении отличается следующими признаками:

- происходит передача  живой традиции, образчиком которой  являются

действия педагога: фактически – это не просто обучение, а наставничество;

- владение содержанием  народно-сценического репертуара  предусматривает необходимость  опережающего освоения ряда гуманитарных  и искусствоведческих дисциплин,  позволяющих ученику глубоко  понимать содержание хореографического  материала, а не механически  его повторять в процессе изучения;

- хореографическое учебное  заведение – это еще и театральный  коллектив;

- хореографическое учебное  заведение постоянно взаимодействует  с базами практики – действующими  театрами;

- практика учеников  – это также и взаимодействие со зрителями, критически оценивающими результаты учебного труда будущих артистов.

Таким образом, можно  констатировать, что исключительно  сложная в

освоении, специализированная дисциплина народно-сценического танца  в аспекте своего совершенствования  требует применения наиболее актуальных

идей педагогических наук, связанных с возрастной психологией  и организацией педагогического  процесса в хореографических учебных  заведениях. Современная педагогика может и должна способствовать развитию основ преподавания дисциплин, на первый взгляд, достигших достаточного развития. Однако специфика обучаемых и творческий характер педагогических задач в преподавании дисциплины «народно-сценический танец» ставят перед преподавателями новые вопросы, разрешать которые следует, основываясь на прогрессивных концептуальных подходах [18].

1.2. Организационно-педагогические условия развития дисциплины «народно-сценический» танец

 

Народно-сценический (характерный) танец – детище и неотъемлемая

часть классического  балетного искусства. Народные движения и танцы, попадая в ткань и строгую структуру балетного спектакля, видоизменялись и преображались по законам классического танца, продолжая при этом оттенять красоту, чистоту и неповторимость танца классического.

В процессе профессиональной подготовки будущих артистов балета народно-сценический танец занимает одно из ведущих мест.

Рассматривая этимологию народно-сценического танца, необходимо отметить, что фольклорная выразительность  комбинаций, относящихся к этому  направлению, придала ему название «характерный танец» с первых лет его существования в сценической хореографии. К этой категории относили все, что не было продуктом бальной или придворной хореографии [12].

Приблизительно в начале XIX века в России также возрос интерес  к сценическому представлению народных танцев. После войны 1812 года патриотические тенденции были весьма сильны, и включение сцен русского народного танца в балетные спектакли постепенно стало типичным – в своих дивертисментах его использовали И.М. Аблец, И.И. Вальберх, А.П. Глушковский, И.К. Лобанов и другие. В становление характерного танца неоценимый вклад привнесли балетмейстеры А. Сен-Леон, М. Петипа, Л. Иванов, долго и верно работавшие во славу русского балетного искусства.

Важнейшей эпохой в развитии этого жанра стал период реформаторского творчества М. Фокина в Петербурге и А. Горского в Москве в начале XX века.

Оба балетмейстера часто  обращались к претворению на сцене  народных танцев, но каждый по-своему. Они создали непревзойденные шедевры характерного танца. Их поиски в дальнейшем были продолжены К. Голейзовским.

Характерный танец стал стремительно развиваться в период расцвета

драмбалета. Появилась  целая плеяда балетмейстеров – блистательных  постановщиков характерных танцев и сцен, которые значительно расширили его лексику и усилили драматургию. В. Вайнонен, Л. Лавровский, К. Голейзовский, Р.Захаров, В. Чабукиани, Н. Анисимова, В. Бурмейстер, Л. Якобсон, И. Моисеев, П. Вирский, А. Чичинадзе, В. Варковицкий, К.Сергеев, С.Корень и другие создали гениальные творения народно-характерного (так стал называться характерный танец) танца, чем подняли его на небывалую доселе высоту [16].

В 1920-е - 1930-е годы пионеры  русского балетного искусства - А. Ширяев, А. Бочаров, А. Лопухов и А. Монахов  пытались сформировать стройную систему изучения характерных танцев. Они стали практически и теоретически обосновывать необходимость создания этого предмета. Благодаря неустанному труду этих мастеров была создана новая уникальная хореографическая дисциплина.

Формирование новой  учебной дисциплины в Московском хореографическом училище началось в 30-е годы XX столетия. Здесь стали работать ленинградские мастера А.В. Лопухов и А.М. Монахов.

В 1939 году издательство «Искусство» (Ленинград – Москва) выпустило первую книгу по характерному танцу «Основы характерного танца». Этот труд был подготовлен замечательными мастерами отечественной сцены, педагогами

Ленинградского хореографического  училища А.В. Лопуховым, А.В. Ширяевым и А.И. Бочаровым.

Новым подвижником в  эволюционном развитии методики преподавания народно-характерного танца стал ведущий солист балета Большого театра А.В. Кузнецов, начавший преподавательскую деятельность в 1938 году. В 1948 году он стал руководителем отделения народно-характерного танца, открывшегося в Московской балетной школе.

В 1951 году Кузнецовым и  его ассистентами была разработана  еще одна программа. Здесь было дано подробное описание движений у станка и на середине зала. В 1957 году была создана программа–пособие, куда были включены наработки Ширяева, Бочарова, Лопухова и Монахова. Эта программа содержала в себе также новые элементы из творчества современных хореографов: В. Вайнонена, Л. Лавровского, Р. Захарова, В. Бурмейстера, В. Чабукиани, И. Моисеева и других.

Отечественная художественно-педагогическая традиция хореографии

продолжала интенсивно развиваться именно в аспекте  народно-сценического

танца. Интерес к народным элементам возрастал, и в ведущих  хореографических учебных заведениях страны появились специальные дисциплины, посвященные танцам разных народов [22].

Информация о работе Принципы обучения и воспитания преподавателей народно-сценического танца