Принципы обучения и воспитания преподавателей народно-сценического танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях развития российского общества возрастает интерес к народному творчеству, одной из разновидностей которого является народный танец. Народный танец - древнейший вид искусства, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, — может выступать как мощное средство воспитания подрастающего поколения. В нем проявляются особенности старинных обрядов и ритуалов, отражаются эталоны культуры общения, манеры поведения, примеры осуществления трудовой деятельности народа. В процессе его освоения молодое поколение приобщается к культурным, нравственным и духовным ценностям многих поколений.

Файлы: 1 файл

Курсовая_Айгуль.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

В Московской школе хореографии  сформировался коллектив специалистов-педагогов, занимавшихся народно-сценическим  танцем и разработавших программу по народно-сценическому танцу для хореографических училищ, принятую в 1966 году на Всесоюзной конференции педагогов сценического танца. В этот педагогический коллектив вошли А. Кузнецов, Н. Симачев, И. Покровский, Е. Фарманянц, В. Мешковский и М. Камалетдинов и другие педагоги московской балетной школы. Эта программа является основой, на которой были созданы последующие программы по народно-сценическому танцу.

В 1972 году издается учебник  по характерному танцу «Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца», написанный характерной солисткой Кировского театра, балетмейстером и педагогом Н.М. Стуколкиной совместно с А.Л. Андреевым [23].

В 1976 году выходит учебно-методическое пособие «Народно-сценический танец. Часть первая». Оно написано ведущими педагогами народно-сценического танца  Московского академического хореографического  училища К.С. Зацепиной, А.А. Климовым, Н.М. Толстой, Е.К. Фарманянц и К.Б. Рихтером. Здесь были также использованы материалы по народно - сценическому танцу, составленные Т.А. Устиновой, Г. Валамат-заде, А. Азимовой, И.И., Арбатовым, К. Асолош и А.В. Кузнецовым.

А.Г. Богуславская продолжила работу этих педагогов. В 2005 году выходит еще одно пособие – «Народно-сценический танец. Часть 3». В настоящее время она работает над изданием нового пособия.

Народно-сценический  танец в наши дни является одной  из основных специальных дисциплин  в хореографических училищах. Этот предмет предусматривает изучение народных и академических характерных танцев. Народные танцы, включенные в программу, представляют собой сценическую интерпретацию национального фольклора.

Последние годы (до введения двухуровневого высшего образования) в

Московской государственной  академии хореографии обучение по дисциплине «народно-сценический танец» осуществлялось в соответствии с программой по народно-сценическому танцу по специальности 0506 «Хореографическое искусство» от 2004 года (до этого – по аналогичной программе 1996 г.).

Позднее была принята  рабочая программа по дисциплине «народно-

сценический танец» для  специальности 070302 (52) «Хореографическое  искусство», квалификация «Артист балета», утвержденная Ученым советом МГАХ 22.01.2009 г., протокол № 21.

Сейчас действует новый  образовательный стандарт среднего профессионального образования  по специальности 071201 «Искусство балета», утвержденный приказом Минобрнауки  РФ №35 от 17 января 2011 г.

Организация учебного процесса в хореографических училищах по дисциплине «народно-сценический танец» построена в соответствии с приведенными в предыдущем параграфе требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Основными организационными принципами построения учебного процесса являются последовательность, наглядность и постепенное усложнение материала.

К старшим классам  ученики накапливают достаточный  багаж умений и

навыков исполнения, который  оттачивается на последних годах  обучения. На

начальных этапах занятий  изучаются простейшие элементы и движения народно-сценического танца у станка и на середине зала, осваиваются первоначальные понятия о характере, манере и стиле изучаемых движений. На середине зала разучиваются несложные танцевальные этюды, составленные из ранее пройденных движений. Изучаются движения танцев: польского (народного и академического), венгерского, итальянского, испанского (академических), испанского народного танца - хота.

На втором году обучения пройденный материал повторяется и  закрепляется в более сложных сочетаниях с широким использованием ракурсов. Движения соединяются в более объемные комбинации с достаточно сложным композиционным рисунком. К изучению новых элементов венгерского, польского, итальянского, испанского академических танцев добавляется изучение движений венгерского, татарского и таджикского народных танцев.

Описываются организационно-педагогические задачи обучения танцам

разных стран и народов. Третий год обучения народно-сценическому танцу качественно новый и наиболее сложный. Учащиеся становятся студентами; в процесс обучения вводятся новые специальные дисциплины [28].

Основная задача этого  года - изучение парного танца, отношения  партнеров между собой. Подробно изучив все положения рук в  парном танце, сначала составляются небольшие комбинации в разных характерах академических и народных танцев из ранее пройденных движений. И лишь по мере освоения новых движений составляются более сложные этюды. Изучаются движения с прыжком, как у станка, так и на середине зала, что развивает силу и выносливость учащихся. Продолжается работа над выразительностью и выявлением творческой индивидуальности учеников. Идет дальнейшее усложнение танцевальных этюдов, изучаются танцы или их фрагменты из репертуара сценической практики училищ. Учащиеся знакомятся с движениями русского, украинского, армянского (народных), венгерского народного и академического, польского, итальянского, испанского академических танцев.

Педагогу нельзя не учитывать  переходный возраст учеников, а также  то, что это только первый год совместного обучения. Несмотря на порой достаточно вольное поведение юношей и девушек в быту, на занятиях они стесняются или еще не могут по вышеупомянутым причинам выражать свои чувства и эмоции в отношении друг друга в движении, в определенном характере музыки и танца. Поэтому педагогу необходимо тактично, и в то же время настойчиво, но не форсируя, помогать молодым людям преодолевать стеснение и не бояться быть эмоциональными.

На четвертом году обучения изучаются движения танцев: русского, грузинского, молдавского (народных), польского, венгерского, испанского, цыганского (академических). В раздел испанского танца включены позиции ног и рук, характерные для многих испанских танцев. Сюда же включены ряд элементов танцев фламенко и севильяны. Большое внимание уделяется освоению техники прыжков и вращений. Изменяется также структура урока. Основная часть работы идет на середине зала, у станка - отработка наиболее трудных движений. Основными задачами этого года являются:

– выявление творческих индивидуальностей каждого ученика для раскрытия их возможностей в будущем и показу на Государственном экзамене;

– еще большее различие в исполнении женского и мужского танца как отдельно, так и в парах;

– расширение танцевальных этюдов. Их можно строить как маленькие

танцевальные фрагменты, состоящие из нескольких частей. Например, парный кусок мазурки может сменяться сольным женским, сольным мужским, и заканчивается этюд опять парным танцем. Педагогу и концертмейстеру еще серьезнее надо подходить к отбору музыкального материала. Он не должен быть случайным, а должен помогать выявлению характера образа в исполнении студентами различных сценических и народных танцев. Кроме работы над этюдами педагог может показывать фрагменты из репертуара театров и ансамблей народного танца. Но, подбирая эти фрагменты, педагогу необходимо ориентироваться на возможности данного класса;

– с классом нужно  проводить беседы о странах и  народах, танцы которых они проходят.

На последнем году обучения народно-сценическому танцу  продолжают

изучаться движения русского народного, цыганского академического танцев и элементов испанских танцев (фламенко). Изучаются наиболее сложные движения всех академических и народных танцев предыдущих годов обучения, рассчитанных на индивидуальные возможности учащихся. Основная задача этого года – подготовка к Государственному экзамену, где студенты должны продемонстрировать свое мастерство в исполнении экзерсиса и всех танцев народно-сценического жанра. Отметим, что Государственным экзаменом по народно-сценическому танцу заканчивается серия Государственных экзаменов по специальным дисциплинам, где у членов Государственной комиссии окончательно складывается мнение о каждом конкретном учащемся. Таким образом, умения и способности учащихся в народно-сценическом танце являются во многом определяющими их творческую судьбу [19].

В дисциплине «народно-сценический танец» ученики проходят широкий комплекс хореографических произведений разных народов, с постепенным и последовательным усложнением материала. Педагогическая целесообразность изучения народных танцев именно в такой последовательности доказана десятилетиями опыта. Однако действительное творческое раскрытие личности будущих танцовщиков, способствование их самореализации за счет одной лишь организационной целесообразности педагогического процесса недостижимо. Если педагог ставит своей задачей максимальное раскрытие талантов учеников, важно осуществлять творческий педагогический поиск, применять новые, более совершенные подходы к воспитанию будущих исполнителей и хореографов.

Таким образом, можно  наметить исследовательскую задачу формирования педагогической модели совершенствования  организационно - педагогических условий  преподавания народно-сценического танца  в хореографических учебных заведениях на основании личностно-деятельностного подхода.

 

 

 

 

 

 

2. Принципы обучения и воспитания преподавателей народно-сценического танца

2.1. Дидактические принципы

 

Основы обучения народно-сценическому танцу заложены в самой специфике  профессионального хореографического  искусства России.

«Народно-сценический танец и  методика его преподавания» –  система знаний, исторически сложившаяся  совокупность специфических средств и методов системы классического хореографического искусства – является дисциплиной педагогической.

Подчиняясь закономерностям общей педагогики, танцевальная педагогика опирается на дидактические принципы: воспитывающего обучения, научности и доступности учебного материала, наглядности при изучении нового материала, прочности знаний, умений и навыков, активности творческой деятельности учащихся, их самостоятельности, связи учебного материала с жизнью и интересами учащихся.

Помимо общепринятых принципов (принцип  единства эмоционального и сознательного, единства художественного и технического, единства теории и практики, принципа самоконтроля) в танцевальной педагогике существуют субъективно-индивидуальные. Они характеризуются личными взглядами учителя на способы практического осуществления намеченных задач, его видением предмета, дающим наиболее эффективный результат в обучении. В методах обучения выделяют методики индивидуальные и групповые, общепризнанные, которые могут ассимилироваться, трансформироваться и видоизменяться [30,с.54-58].

Результативность исследования педагогических методов, подтвержденных знаниями наук, а также историческим аспектом, действительно может лечь в основу собственной системы методов обучения, подтвержденных грамотностью преподавателя, гуманностью отношений, совершенствованием профессионализма, единения теории и практики, где собственный почерк педагога имеет большое значение для воспитания техники и профессиональной культуры ученика – будущего исполнителя народно-сценического танца.

Опыт балетмейстерской педагогической работы позволяет совершенствовать методики преподавания и находить индивидуальные педагогические решения, с помощью которых будет расти профессиональное мастерство и улучшаться техника исполнителя народно-сценического танца. Поэтому связь методики с теорией и практикой будет является необходимым процессом в развитии хореографического образования. Следование главным принципам народно-сценического танца – доступности и целесообразности в выборе основных элементов различных видов танца народов мира; познанию и пониманию связи народного танца с музыкой, песней, литературой, изобразительным искусством; творческому восприятию народных танцев и современных танцевальных композиций; изучению основ народно-сценического танца, которые предусматривают развитие у учащихся пластики тела, координации движений, музыкальности, выразительности – способствует гармоническому и физическому развитию.

Основной категорией любой образовательной  системы является понятие «метод» – это начало всех начал, основа, в том числе, и более узкого понятия «методики». Методика изучает закономерности обучения, исходящие из особенностей изучаемой науки или искусства, раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности обучаемого.

Существует неправильное мнение, будто  бы методика преподавания народно-сценического танца является лишь прикладной частью самого танца. Достаточно, якобы, хорошо знать соответствующий танец, чтобы уметь его преподавать. Такой взгляд обусловлен смешения задач народно-сценического танца и методики его преподавания [30,с.104].

Особенности предмета «народно-сценический  танец» – в организации и методическом осмыслении самых разнообразных элементов народных танцев и в их использовании в формировании исполнителя при обучении. Предмет этот раскрывает широкие возможности и для освоения техники, и для эмоционального развития актерских данных и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой народов мира [10, С. 75].

Предметом методики преподавания народно-сценического танца является процесс обучения, педагогической деятельности учителя по организации и управлению учебной деятельностью учащихся.

Профессиональная образовательная  программа подготовки специалиста  реализуется через исторически сложившуюся и значимую для культуры систему классического хореографического искусства и обеспечивает подготовку преподавателей хореографических дисциплин. Специалисту определяются следующие сферы и объекты профессиональной деятельности, заключающиеся в следующих основных требованиях - он должен быть подготовлен к педагогической, творческой, репетиционной, постановочной, организационно-управленческой деятельности.

Информация о работе Принципы обучения и воспитания преподавателей народно-сценического танца