Природа гениальности: биологические или социокультурные детерминанты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение биологических и социокультурных детерминантов природы гениальности. Для осуществления поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение и анализ биологических особенностей гениальности.
2) Выявление социокультурных детерминантов развития феномена гениальности.

Содержание работы

Введение.-------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Влияние генетики на гениальность.---------------------- 5
Глава 2. Социокультурные детерминанты гениальности.-----11
Заключение.---------------------------------------------------------------16
Список использованной литературы.-------------------------------18

Файлы: 1 файл

природа гениальности1.docx

— 45.14 Кб (Скачать файл)

 

ГОУ ВПО МО

Международный университет  природы, общества и человека «Дубна»

Кафедра социологии и гуманитарных наук

 

 

 

 

 

Природа гениальности:

 биологические или  социокультурные детерминанты?

 

 

 

 

 

                           Реферат по дисциплине: «Культурология»

Дубна,

2010

 

 

 

Содержание.

Введение.-------------------------------------------------------------------3

Глава 1. Влияние генетики на гениальность.---------------------- 5

Глава 2. Социокультурные детерминанты гениальности.-----11

Заключение.---------------------------------------------------------------16

Список использованной литературы.-------------------------------18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема данного исследования является актуальной на протяжении многих лет и столетий. Актуальность можно легко заметить в наличии большого объема научных работ, художественной литературы, посвященных гениальности, а также в многочисленных исследованиях, которые преследуют цель раскрыть механизмы творчества гениев, и программах по их отбору в настоящее время.

Научный мир всегда интересовался  возможностями человеческого мозга, психологическими особенностями людей, а также интеллектом, которые  позволяют человеку оценивать окружающую  действительность и определять его место в жизни общества. Несмотря на все усилия, которые предпринимали ученые, проблема гениальности как одна из особенностей головного мозга до сих пор не раскрыта. Ученые исследовали по мере их возможностей психологические и физиологические особенности личностей, которые оставили важный исторический след в развитии общества  на различных этапах истории. Действительно, имена гениев дошли до нашего времени благодаря истории, будь то история государства, живописи, науки. Произведения их творчества, мыслей и идей, проектов и технологий являлись и являются наиболее существенным вкладом в развитее того или иного общества, а значит и государства. Поэтому, изучая данную проблему, ученые преследуют практическую цель – искать (а порой даже и выращивать) и применять умы гениев для пользы всего общества.

Главной дилеммой среди людей, изучающих проблему гениальности, являются те особенности, которыми обусловлено наличие гениальности. В настоящее время ученые и философы остановились на двух противоположных позициях. Некоторые считают, что она обусловлена в первую очередь природными задатками, генами или наследственностью. Но истории известно много случаев, когда ребенок-гений рождался у родителей, которые своими  умственными способностями далеко не блистали, страдали алкоголизмом и сумасшествием. А у гениев рождались обыкновенные дети. Еще интересны примеры «поздних гениев», которые в детстве и в молодости ничем не отличались от своих друзей и знакомых и талант которых раскрылся намного позже.

Другие ученые выделяют социокультурные  детерминанты в качестве основания  появления гениальности.  Исследователи  считают, что феномен гениальности сформировался у людей в результате взаимодействия их с обществом. Но об этом подробнее рассмотрено будет в содержании реферата.

Целью данной работы является изучение биологических и социокультурных  детерминантов природы гениальности. Для осуществления поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение и анализ биологических особенностей гениальности.
  2. Выявление социокультурных детерминантов развития феномена гениальности.

При работе над данной темой  были использованы следующие источники: труд Ломброзо Ч. «Гениальность и помешательство» и статья Эфроимсона  В.П. и Изюмовой Е.А. «На что мы надеемся, или нужно ли растить гениев?». При прочтении первого источника мною были выделены основные генетические особенности людей, обладающих гениальностью, такие как наследственность, раса, пол, особая мозговая деятельность гениев. Благодаря статье «На что мы надеемся, или нужно ли растить гениев?» была выявлена важность воспитания и обучения, особого педагогического подхода к воспитанию детей, наделенных одаренностью. Также на основании двух этих работ было выяснено, что природа гениальности кроется как в биологических, так и социокультурных особенностях человека.

Глава 1.

Влияние генетики на гениальность.

Самым распространенным мнением  всегда являлось то, что гениальность дарована «высшей силой» или Богом.  Эта точку зрения нельзя ни опровергнуть, ни согласиться с ней, так как  нет доказательств, оправдывающих  ее существование, кроме внутреннего  убеждения самих людей, которые  опять же ничем не подкреплены, а  также не существуют фактов, которые  отрицают ее в полной мере. В данное время общество требует фактическое  подтверждение буквально во всем, поэтому возникновение гениальности пытаются связать с биологическими особенностями человека. Считается, что гениальность заложена в человеке с самого рождения природой, ее наличие обусловлено присутствием особого гена, наследственностью, особой формой мышления, строением и работой головного мозга и т.п. Её нельзя выработать никакими условиями социокультурного характера, которые могут способствовать развитию гениальности. Но проведенные генетические  исследования по данной проблеме пока не дали нам однозначного ответа на то, можно ли считать природой гениальности биологические особенности человека.

Нельзя не упомянуть о  Ф.Гальтоне, который является основателем концепции о существовании врожденных задатков таланта. Ф.Гальтон пытался исследовать наследуемость одаренности, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, искусства, чиновников и др. Он считал, что «существование некоторого постоянного среднего уровня умственных способностей, отклонение от которого как в сторону гениальности, так и в сторону идиотизма должно следовать закону, управляющему уклонением от всякого рода средних величин»1. Он исследовал около 300 семей, известных своими выдающимися способностями, и пришел к выводу, что если что-то и существует вроде положительного закона распределения гена одаренности, гениальности, то он может просматриваться лишь при анализе множества  талантливых семей. Но его мнение отрицается многими учеными-психологами, которые считают, что дети гениев стали одаренными не только благодаря наследственности, но и благодаря правильному воспитанию.

Но приведенная выше точка  зрения будет более подробно рассмотрена  во 2 главе.

Итак, рассмотрим наиболее интересные биологические особенности.

Во-первых, наследственность. С одной стороны, известны семьи, у которых гениальность передавалась от отца  к сыну, деда к внуку  и т.п. Так, среди музыкантов отличались сыновья Палестрины, Бенды, Дюссека,Моцарта.У семейства Бахов было 8 поколений музыкантов. Среди живописцев существовали наследственные таланты у фон дер Вельда, Ван Эйка, Мурильо, Веронези, Беллини, Карраччи, Корреджо, Миерис (Mieris), Бассано, Тинторетто.

Среди поэтов были известны сыновья и племянники Эсхила, племянник  Свифта – Драйден; Лукан- племянник Сенеки, Тассо - сын Бернарда и др.

Но в то же время можно  сказать, что родственники гениев не были столь гениальны. Как сказал Малкин Геннадий: «Природа отдыхает на детях гениев, а дети гениев — на родителях». Дети гениев отличались умом, возможно даже талантом, но никак не гениальностью. Талант и гениальность – разные понятия. Талант заключается,  прежде всего, в изучении уже известного,  в то время как гении пытаются найти что-то новое, они обладают живостью ума.

С другой стороны, если вспомнить многочисленные примеры, когда у проституток, алкоголиков, душевнобольных рождались дети, впоследствии прославившиеся в мире своей гениальностью, то влияние наследственности на гениальность можно отрицать полностью. Отец Фридриха Великого, мать Джонсона, мать Карла V, брат  Циммермана, дядя и дед Шопенгауэра были помешанные. Сын Петра Великого был пьяницей и маньяком; сестра Ришелье думала, что у нее стеклянная спина, а сестра Гегеля - что она превратилась в почтовую сумку; у Бетховена отец был пьяница; у Байрона мать - помешанная, отец бесстыдный развратник, дед - знаменитый мореплаватель. Точно так же расстройством ума страдали: Карлини, Меркаданте, Доницетти, Вольта; у Манцони помешанными были сыновья, у Вилльмена - отец и братья, у Конта – сестра.

Современными учеными  доказано, что наследственность не влияет на феномен гениальности.

Так же существует мнение среди ученых, которые связывают приобретение и развитие гениальности с гендерным признаком. Считается, что среди гениев больше мужчин, нежели женщин. Действительно, большинство известных нам гениев является мужчинами. Женщин среди них очень мало. Но вряд ли это связано с особенностями биологического строения. Доказано, что женщины обладают более живым умом, развитие мозговой  деятельности осуществляется у них всю жизнь, в то время как у мужчин останавливается к 40 годам. Скорее всего, немногочисленность женщин-гениев связана с социокультурными особенностями, но о них будет рассказано позже. Также существует точка зрения, что у гения половая принадлежность расплывчата. Мужчины обладают воображением, свойственным женщинам, женщины - мужской целеустремленностью и другими чертами. Поэтому существует мнение, что многие гении являются если не бисексуальными, то гомосексуальными. Примеры  этому Чайковский П.И. и многие другие. Данное мнение является тоже ошибочным. Наличие гомо- и гетеросексуальности ни в коей мере не влияет на развитие феномена гениальности. Большинство гениев являлись одинокими, так как имели влечение духовного, нежели физического, характера - изучать и познавать окружающий мир.

Некоторые исследователи  выделяют такую особенность, как  принадлежность к определенной расе. В принципе, это является очень  интересным. Ч.Ламброзо в своей книге «Гениальность и помешательство» приводит в качестве примера евреев. Он говорит, что в результате гонений евреев отовсюду, их истребление послужили своеобразным отбором, в результате которого выжили наиболее умные и сильные, а слабые погибли. Поэтому раса евреев является наиболее приспособленной к различным условиям жизни, среди них так много выдающихся и умных людей. По своим умственным способностям на определенном этапе исторического развития они были намного более развиты, нежели арийская раса, среди евреев общее образование было более распространено, чем у других рас. Ломброзо заметил, что евреи обладали огромной склонностью создавать что-либо новое, к созданию новых систем не только в политической, но и в религиозной, философской и литературной сферах жизни общества.  Но также ученым приводится статистика, согласно которой среди евреев было намного больше людей, страдающих умопомешательством, по сравнению с другими расами. Многие ученые сравнивают гениальность и помешательство, находя многие сходные черты у этих, казалось бы, противоположных явлений. Известно множество гениев, в какой-то мере страдающих психическими заболеваниями.  У гениев во время создания, осмысления чего-либо теряются осязательная и болевая чувствительность. Некоторые гении кусали, истязали себя во время творчества. Бетховен во время написания своих шедевров и Ньютон, принимаясь за математические вычисления, становились нечувствительными к голоду и бранили слуг, которые приносили им еду.

Исследователи часто находят  общие симптомы у  помешанных и  гениев, которые занимаются творчеством. Например, мозговая деятельность гения находится в том же хаосе, что и у помешанных. Так называемые «безумные идеи» рождаются в умнейших головах, а хаос, вносимый ими в привычное течение мысли, - «созидательный хаос». Он обусловлен наличием  у гениев существенного свойства - уникальной  (аномальной) способности  к творчеству. Творить означает не просто заниматься определенным видом деятельности,  а создавать то, чего не было до сих пор: научные и этические теории, произведения живописи, архитектуры и иных видов искусства, манеры исполнения и т.д. Гений - всегда творец.

Гении часто «отключаются»  от окружающего мира, осмысливая что-либо, им присущи часто меняющееся настроение и галлюцинации, они могут прийти в ярость и заплакать без повода.

Например, Кардано так описал себя: «Заика, хилый, со слабой памятью, без всяких знаний, я с детства страдал гипнофантастическими галлюцинациями»2. Он воображал себя страдающим всеми болезнями, о каких только он слышал или читал: сердцебиением, ситофобией, опухолью живота, недержанием мочи, подагрой, грыжей и пр. Иногда ему казалось, что мясо, которое он употреблял в пищу, пропитано серой или воском, также он видел перед собою огни, какие-то призраки, - и все это сопровождалось страшными землетрясениями, хотя окружающие не замечали ничего подобного. Некоторые гении, без слез переносившие всякую боль, впадали в истерику при малейшей критике их произведений, открытий. 

В заключение этой главы  можно сделать несколько выводов:

1)Влияние генетической  природы на возникновение гениальности  в настоящий момент не подтверждено.

2) Гениальность не наследуется,  а проявляется хаотично у различных  людей.

3)Проявления гениальности  не зависят ни от половой, ни от расовой принадлежности, а также не влияют на наличие данного феномена и предпочтения в сексуальном плане и др.

4)Между гениальностью  и помешательством незначительная  грань.

5) Мозговая деятельность  гениев отличается от мозговой  деятельности обычных людей. Главной  ее особенностью является способность  творить, а именно создавать,  открывать что-либо новое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Социокультурные детерминанты гениальности.

Не менее важным, по моему  мнению, являются и социокультурные  особенности возникновения гениальности. Хотя биологические особенности  и дают базисную основу для развития этого феномена, большую роль играют и социокультурная среда, которая окружает гения с самого рождения, и воспитание, данное или не данное родителями своему ребенку. Все люди при рождении обладают своим собственным неповторимым генотипом, набором определенных задатков и их комбинаций. Известно, что рождалось и рождается вероятностно одинаковое количество сверходаренных и гениальных людей, но при этом проявления их гениальности стали очень редки. Почему же так происходит? Ответ на данный вопрос лежит в проблеме воспитания. Не зря в свое время в США была введена программа «Мерит», что в переводе означает «заслуга», «заслуженный».  Она была введена для отбора одаренных детей, при этом отметки успеваемости огромной роли не играли, важны были, прежде всего, нестандартность детей, их увлеченность каким-либо предметом, возраст. Дети, которые являлись талантливыми, воспитывались несколько иначе: они с детства были введены в культурный мир. Их обеспечивали стипендиями, субсидиями, принимали без экзаменов в лучшие колледжи, им создавали наиболее благоприятные условия развития. Очень важно, что тесты были ориентированы не на выявление суммы знаний, а лишь на умение думать, ориентироваться в задании, нетривиально оценивать ситуацию, быстро находить решение. Результатом данной программы стал качественный скачок в развитии США, а также понимание того, как трудно не только разыскать зачатки гениальности и таланта в большой массе людей, но и предоставить возможности для их лучшего развития.   Данное понимание является очень важным. Ведь многие психологи считают, что одаренность обусловлена не только наследственностью, но и особым подходом к воспитанию. Также было выявлено, что наибольшие потери интеллектуального фонда происходят в младенчестве и раннем детстве. Доказано, что основы духовности, общения должны быть заложены в сознание ребенка в периоде с рождения до 3 лет, что 90% интеллекта человека формируются к девятилетнему возрасту. Возможность использования языковых и поведенческих навыков, приобретенных позже, крайне мала. Примером этому может служить такое явление как дети - маугли, вынужденные приспосабливаться к условиям окружающей среды без помощи человеческого общества в раннем детстве. В результате, как ни пытались специалисты приобщить их к социуму, оставаясь в одиночестве (но под присмотром камер видеонаблюдения),такие дети проявляли инстинктивное поведение, свойственное той среде, где они проживали ранее, а именно -животном мире. Также известно, что некоторые способности развиваются с раннего детства, и, если вовремя не обратить на это внимание, то в будущем они могут быть частично утрачены и уж тем более не смогут развиваться в большей степени, чем у обычных детей. Например, это касается спорта. Для каждого вида спорта существует тот минимальный и максимальный пределы для обучения данному виду спорта, при условии, что человек хочет добиться ярких результатов на спортивном поприще. Если человек вовремя не посещал подобные секции, то он никогда не сможет стать великим чемпионом и профессионалом, а будет лишь новичком и любителем. Ученые выяснили, что наибольшего уровня развития интеллектуальной деятельности, так называемого акме, люди достигают к 30 годам. Безусловно, наличие определенных комбинаций генов, отвечающих за умственные способности, создает предпосылку для возникновения гениальности, но без воспитания эти гены никоим образом не могут развить в человеке этот феномен. Если анализировать примеры семей, которые приводились в качестве доказательств той точки зрения, что гениальность наследуется, то можно сделать и другой вывод – если бы не воспитание детей самими гениями, то такие дети могли бы и не обладать одаренностью. В истории много примеров известных учителей и не менее известных учеников. Например, учителем Александра Македонского был Аристотель. Также есть и примеры гениев, которые преподавателям казались полной бездарностью. А.С.Пушкин в математике ничего не смыслил, Эдисон был исключен из школы «из-за полной бездарности». Уинстон Черчилль был хронически предпоследним учеником. С другой стороны для развития умственных способностей  необходимы и специальные условия окружающего мира. Например, малое количество женщин-гениев объясняется тем, что ранее не было условий для их образования. Женщины долгое время добивались права получать образование, сначала начальное, затем среднее и, в конце концов, высшее. Следовательно, за неимением образования, многие женщины не могли раскрыть весь свой умственный потенциал, в то время как у мужчин эта возможность имелась. К тому же, став матерью, женщина обычно перестает заниматься, если раньше занималась, научной деятельностью, так как появляются более насущные проблемы, связанные с воспитанием детей.

Информация о работе Природа гениальности: биологические или социокультурные детерминанты