Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:44, реферат
Целью данной работы является изучение биологических и социокультурных детерминантов природы гениальности. Для осуществления поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучение и анализ биологических особенностей гениальности.
2) Выявление социокультурных детерминантов развития феномена гениальности.
Введение.-------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Влияние генетики на гениальность.---------------------- 5
Глава 2. Социокультурные детерминанты гениальности.-----11
Заключение.---------------------------------------------------------------16
Список использованной литературы.-------------------------------18
А разве мог бы Пушкин писать свои стихи о любви, если бы он работал по 12 часов в сутки, а то и больше, будучи обычным крестьянином? Вряд ли. А если вспомнить Александра Иванова, который писал более двадцати лет «Явление Христа народу»... Будь у него мало свободного времени, он бы точно не занимался написанием картин, особенно так долго. Кстати говоря, он является примером воспитания гениальности в человеке. Несмотря на то, что у него присутствовали гены, отвечающие за художественные способности ( его отец являлся художником), он с детства обучался живописи, и отцом, и в Императорской школе искусств.
Высокий интеллект и творческие способности, прекрасная память и изобретательность часто связаны между собой, но вовсе не всегда сосуществуют.
Согласно Эфроимсону, существуют «два полярных типа личности: один — «конформный», стремящийся изучать и запоминать уже известное и все, из него непосредственно вытекающее; другой тип — «критичный», стремящийся к пересмотру общепринятого, к конструированию нового, необычного, неожиданного»3. Эти типы встречаются у людей в разных пропорциях и несут в себе положительное начало. Второй тип личности более плодотворен, ведь главной его особенностью является способность к творчеству. Стремление же к конформности превращает одаренного ребенка в среднего человека. Система советского образования была призвана обеспечить социализацию человека путем обучения его общепринятым нормам и правилам. Но это является примером конформистского существования, любые отклонения от нормы (в данном случае имеются положительные отклонения - развитые способности, творческое мышление и т.п.) считаются нежелательными, а следовательно педагоги пытаются «погасить чрезмерную любознательность, живость, нестандартность, превратить ребенка в существо непроказливое, ненадоедливое, поменьше спрашивающее, минимально неудобное, минимально любопытное, минимально инициативное, максимально инертное, максимально послушное»4. Хотя и в настоящее время система образования предполагает различные стандарты: все учебные издания подлежат процедуре проверки на соответствие тем или иным правилам, установленным стандартам.
Еще ученый выделяет наиболее, по его мнению, губительный вариант – умные люди, способные к самостоятельному мышлению, но в силу каких-либо причин скрывающие это. Они наделены неким двуличием, сознательным лицемерием. При наличии большинства таких личностей в обществе в последнем царят безнравственность, отсутствие совести.
Ученый также считает, и в этом я с ним соглашусь, что одаренных детей надо обучать по специальной программе, которая позволяет раскрыть в большей мере способности ребенка. Для этого, в первую очередь, необходимы специалисты, способные обучить таких детей. В настоящее время подобные специалисты если и есть, то их очень мало.
Таким образом, можно оценить роль воспитания, а именно - правильного, и обучения в развитии не только одаренности, но и феномена гениальности. Биологические особенности, переданные наследственностью, безусловно, имеют большое значение, но в то же время социокультурная среда, посредством воспитания, обучения и социализации является своеобразной огранкой для дарованных природой способностей, которая позволяет гениальности засверкать, подобно бриллианту.
Заключение.
В заключение данной работы можно сказать, что до сих пор не установлена главная роль ни биологических, ни социокультурных особенностей в возникновении и развитии у людей гениальности. Нет ни одного доказательства, которое может склонить мнение научного сообщества насчет того, чем обусловлена гениальность, в пользу природных задатков или социокультурного развития человека. По моему мнению, нельзя выделять только детерминанты одного вида. Гениальность – явление сложное, которое не удалось объективно оценить на протяжении нескольких веков. А сложное всегда предполагает несколько составных частей. В данном случае этими составными частями и являются биологические особенности человека и социокультурная среда, которая оказывает влияние на развитие способностей человека. Но существуют также различные мнения ученых, пытающихся связать космические, погодные явления с рождением людей, наделенных гениальностью, приводя различные наблюдения за космической деятельностью в момент появления таких людей на свет. Поэтому можно сказать, что гениальность обусловлена целым комплексом причин. Но в данной работе были рассмотрены лишь биологические и социокультурные особенности возникновения этого феномена. Безусловно, важны природные задатки человека. Ведь как ни пытались бы родители вырастить из своего ребенка гения математических наук, при отсутствии математических способностей у их чада ничего из данного мероприятия хорошего не выйдет. Минимальный ущерб будет заключаться лишь в пустой трате времени, максимальный же может проявиться в том, что не будет уделено должное внимание развитию данных ребенку природой способностей, а, следовательно, к их усреднению или вообще к исчезновению. Социокультурные особенности тоже имеют большое значение. Вспоминается притча, когда у супругов, у которых родные языки были разными, родился ребенок. Родители, поспорив друг с другом насчет того, на каком же языке ребенок заговорит в первую очередь, поручили нянькам выхаживать ребенка, не говоря при этом с ним. Каково же было их изумление, когда они узнали, что ребенок не начал разговаривать вообще, не то чтобы на каком-то одном из языков.
Культура не наследуется, знания и умения тоже. Человек может их приобрести либо посредством обучения и воспитания, либо методом проб и ошибок, находясь при этом в неизменном взаимодействии с окружающим миром и обществом. Воспитание и обучение чаще всего создает фундамент знаний. Захочет ли человек продолжить строительство многоэтажного дома или остановит строительство в зародышевой стадии - зависит только от него. Да, порой человеческое общество не дает необходимых знаний детям, а порой даже целенаправленно лишает их возможности получения данных знаний ( пример с детьми - маугли). Но в большинстве случаев именно общество помогает человеку реализовывать себя в жизни, пусть даже вынуждая его действовать отказом в принятии данного человека в свой состав как полноправного члена. Многие люди, сейчас признанные гениями, в прошлом были осмеянными другими за свои новаторские идеи. Но лишь сильные люди оставались верными тому пути, который они избрали, и теперь восхвалены мировым сообществом. Как сказал С. Довлатов: «Гений враждебен не толпе, а посредственности».
Список использованной литературы.
1 Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство: Параллель между великими людьми и помешанными, 4-е изд. - СПб.: Издательство Ф.Павленкова, 1892. С. 63
2 Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство: Параллель между великими людьми и помешанными, 4-е изд. - СПб.: Издательство Ф.Павленкова, 1892. С.82
3 Эфроимсон В.П., Изюмова Е.А. На что мы надеемся, или нужно ли растить гениев? // Квинтэссенция: Философский альманах. – М.: Политиздат, 1990.С.28
4Там же. С.29
Информация о работе Природа гениальности: биологические или социокультурные детерминанты