Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 06:54, реферат
Огромную важность приобретает вопрос изменения и развития языка. Нельзя отрицать то, что темпы изменения и развития языков всегда были различны. Как нельзя отрицать и тот факт, что совершенствование и вымирание языков существует. Однако всякое ли изменение языка свидетельствует о его развитии? Язык не статичен и постоянно изменяется.
Язык как объективное явление изменяется и развивается по своей внутренней логике, которая остается неизвестной говорящим. И только ученые, исследующие эволюцию языковой системы, в той или другой мере открывают тенденции развития языка, его направление и логику. Своеобразие этого развития заключается в том, что объективный его ход слагается из субъективных намерений речевой деятельности участвующих в общении людей.
Имена существительные, прилагательные, наречия, фонемы и т.д. образовались в процессе эволюции языка объективно и стихийно, независимо от воли и намерений говорящих, отвечая потребностям человеческого общения, отражения и познания действительности, развития языка и мышления.
Е. Косериу считает, что проводником изменений является речь. Однако его суждение требует уточнения. Ведь есть источник его внутреннего самодвижения. Он, надо полагать, и определяет направление движения и развития языка. Изменение — постоянно присущее языку свойство. «Язык создается посредством изменения,— пишет Е. Косериу,— и «умирает» как таковой, когда он перестает изменяться» [Косериу, 1963, с.343]. Изменение языка — это не просто модификация раз навсегда созданной, реализованной системы, а непрерывное создание системы. Система находится в постоянном движении и созидании. Изменения не противостоят системе, они не могут быть восприняты вне непрерывности языка. Изменения не могут происходить между двумя различными статичными состояниями языка. [Косериу, 1963, с.303-304, 340].
4.4. Внутренние и внешние причины изменения и развития языка
О наличии языковых законов свидетельствует тот факт, что язык и в своем синхронном функционировании, и в исторической эволюции не представляет собой совокупности разрозненных, обособленных элементов. Изменяющиеся, эволюционирующие языковые явления находятся между собой в регулярных, причинно-следственных отношениях, отражающих их внутренние, необходимые связи. Однако сам термин «закон» можно понимать как обязательные жесткие правила, которыми говорящие руководствуются в своей речевой практике [Бодуэн де Куртенэ, 1973, с. 363]. То есть те законы, которые усваиваются человеком с детства, и нарушение их есть показатель недостаточного владения языком. Либо как регулярные причинно-следственные связи между теми или другими явлениями языка в его функционировании и эволюции.
Под внутренними понимают законы, которые представляют собой такие причинно-следственные процессы, действие которых ограничивается отдельными языками, а в их пределах — отдельными уровнями.
Общие законы охватывают все языки и могут иметь место на всех уровнях языка. Об общеязыковых закономерностях мы можем говорить на том основании, что языки имеют сходную уровневую структуру, в которой выделяются такие конститутивные единицы, как фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение.
Частные законы, как это уже ясно из самого названия, касаются закономерных причинно-следственных процессов, происходящих в отдельных языках.
Внешние законы проявляются в результате связи языка с историей общества, различными сторонами человеческой деятельности. Здесь имеются в виду те внешние по отношению к языковой структуре условия, которые вызывают закономерные изменения в самом языке.(например, образование территориальных и социальных диалектов.)
Разумеется, изменение и усложнение внешней структуры языка воздействуют и на его внутреннюю структуру. Однако историческая смена форм общественной жизни народа не нарушает тождества языка, его самостоятельности как особого по своей природе явления. Те или другие общественные события, смена социального строя — это процессы, ограниченные определенными временными рамками. Изменение и развитие языка, и прежде всего его внутренней структуры, измеряются совершенно другими по времени темпами, исчисляемыми, как правило, многими столетиями.
4.5. Изменения, развитие и совершенствование языка
Говоря о языке как об исторически развивающемся явлении, языковеды выделяют три взаимосвязанных понятия:
Изменение — это конкретное нарушение тождества той или другой языковой единицы, выражающееся в образовании на ее основе изофункционального элемента либо приобретение в результате образования новой единицы новых функций. Развитие представляет собой действие закона, происходящего в строго определенных лингвистических условиях и имеющего обобщенный либо всеобщий характер. Оно знаменует собой переход одного качественного состояния языковых явлений в другое. Совершенствование — близкое по содержанию к развитию понятие, оно включает оценку произошедшего изменения языковых явлений, их развития. По итогам такого процесса, который отличается значительными периодами развития тех или иных фактов языка, можно судить о более точном, дифференцированном, объективном отражении действительности и сообщении мысли.
Двоякая природа языка находит отражение в наиболее общих элементах его строения. В языке выделяется внутренняя структура, относительно автономная и замкнутая, содержащая существенные, отличительные элементы данного языка, создающие его своеобразие, качественную определенность.
И внешняя структура, отражающая в известной степени структуру самого общества, обслуживаемого данным языком, поэтому тесно связанной с его развитием. В условии развивающейся нации возникла потребность создания национального литературного языка. Однако, эта потребность на может быть разрешена спонтанным, внутренним развитием языковой системы, поэтому требует субъективного вмешательства в языковой процесс.
5. Субъективное влияние на язык и его развитие
Речь идет о создании национальных литературных языков. Такое создание обязано творчеству выдающихся национальных писателей, как правило, поэтов. В определенный период развития общества, возникает общественная потребность в стилистическом, семантическом, жанровом, образномиупорядочении, организации литературного языка, его выразительных средств.
Литературная организация языка затрагивает его внешнюю структуру. Например, Пушкин не выдумывал фонем, грамматических форм, синтаксических конструкций, неологизмов. Напротив, он строго следовал законам тенденциям русского языка. Творчество национальных писателей — создателей национальных литературных языков в свое время оценивается как великое творческое открытие общенационального масштаба и служит образцом и примером для дальнейшего развития языковой реформы, а в конечном счете для совершенствования литературного языка.
Так же поддержанию литературной нормы и ее развитию служат
нормативные словари, пособия, учебники по литературному языку, стилистике, произношению и др.
На состояние литературного языка и его эволюцию оказывает влияние обучение литературному языку в его устной и письменной форме в школе, в различных учебных заведениях; служба литературного языка в издательствах, на радио, телевидении, в прессе, в учреждениях. Несомненно, закрепление в общем употреблении выработанных норм и служба языка в указанных учреждениях и учебных заведениях воздействуют на эволюцию языка и, надо думать, на направление этой эволюции.
Заключение
Цель и задачи поставленные в работе выполнены. В частности мыизучили формы и источники изменения и развития языка. Сравнили языковые концепции А. Потебни и Ф. де Соссюра. Воспользовались выдержками из работ Е. Косериу и Ш. Балли. Мы увидели, как многие работы авторов подвергались критике. Одни теории не находили признания, другие содержали достаточно недоработок. Однако, это никак не преуменьшает их значимость в современном языкознании. А многие классификации и категории до сих пор являются базовыми понятиями в лингвистике. Рассмотрели субъективные и объективные факторы, влияющие на язык. Тем самым осознав, какова роль в формировании языка как культурного сообщества в целом, так и отдельных ее представителей. Затронули внутренние и внешние причины и закономерности совершенствования языка. А так же проследили некоторые закономерности в мышлении и сознании индивида, отражаемые в речи.
Тем не менее, данный вопрос до сих пор остается открытым, ведь одни аспекты являются спорными, а другие и вовсе не изученными. Дополнительную трудностью создает то, что язык постоянно пополняется и модернизируется, так теории полувековой давности, постепенно, начинают устаревать. Что наглядно показывает уникальность такого феномена как язык.
Литература