Жаргонизмы: примеры, используемые
у программистов и пользователей
Интернет. Для непосвященного довольно
своеобразен и труден для восприятия компьютерный
сленг. Приведем несколько примеров: «Винда»
- операционная система Windows; «дрова» -
драйвера; «джобать» - работать; «заглючил»
- перестал работать; «сервак» - сервер;
«клава» - клавиатура; «проги» - компьютерные
программы; «хакер» - взломщик программ;
«юзер» - пользователь.
Блатной
сленг - арго Очень распространены и своеобразны
уголовные жаргонизмы. Примеры: «малява»
- письмо; «труба» - мобильный телефон;
«ксива» - паспорт или удостоверение личности;
«петух» - заключенный, "опущенный"
зэками; «параша» - туалет; «урка» - заключенный,
совершивший побег; «фраер» - человек,
который пребывает на свободе; «кресты»
- тюрьма; «кум» - начальник режимной части
в колонии; «козел» - заключенный, сотрудничающий
с администрацией колонии; «зарики» - кубики
для игры в нарды; «заочница» - девушка,
знакомство с которой состоялось в колонии;
«откинуться» - освободиться после заключения;
«фильтруй базар» - думай, что произносишь;
«хозяйка» - начальница исправительной
колонии; «нема базару» - вопросы отсутствуют;
«нет воздуха» - закончились деньги.
Школьный сленг Жаргонизмы своеобразны
и широко распространены и
в школьной среде: «училка» - учительница;
«историчка» - учитель по истории;
«классуха» - классная руководительница;
«контроха» - контрольная работа; «домашка»
- домашнее задание; «физра» - физкультура;
«ботан» - отличник; «шпора» - шпаргалка;
«пара» - двойка.
Молодежный
сленг: примеры Жаргонные слова, используемые
среди подростков: «гаврик» - занудливый
человек; «чикса» - девушка; «чувак» - парень;
«снять тёлку» - соблазнить девушку; «клубешник»
- клуб; «дискач» - дискотека; «кидать понты»
- выпячивать свои достоинства; «база»
- квартира; «предки» - родители; «потрещать»
- поговорить; «уматово» - превосходно;
«отпадный» - замечательный; «шмотки»
- одежда; «прет» - очень нравится.
4.Способы повышения
речевой культуры говорящих.
Если принять во внимание
важность заботы о языке, то вполне возможно
улучшить положение дел с культурой речи.
Для этого необходимо:
1.разъяснить лицам,
чьи выступления попадают в центр общественного внимания,
необходимость бережного отношения к родному
языку;
2.разъяснить руководителям
средств массовой информации необходимость
качественной редакторской работы над
стилем публикуемых текстов;
3.организовать консультативную службу
русского языка;
4.пропагандировать
классическую литературу;
5.обеспечить библиотеки
новыми словарями и учебниками по русскому
языку и культуре речи;
6.подготовить и издать
новую редакцию официального свода правил
орфографии и пунктуации;
7.пропагандировать
бережное отношение к русскому языку.
Заключение.
В заключение хочется
отметить, что засилие жаргонизации речи
сегодня обусловлено изменившимися социальными
условиями – приоритет материальных ценностей,
разделение общества (на богатых и бедных),
изменение межличностных отношений и
так далее. Общество все чаще сталкивается
с безразличием, грубостью, злостью. А
это, в свою очередь, приводит к протесту,
который выражается, в частности, повышенной
жаргонизацией речи при общении.
Современная молодежь считает
жаргонизацию речи неотъемлемой частью
своего общения среди сверстников. Такие
слова позволяют им самоутверждаться,
поддерживать хорошие отношения с друзьями,
обмениваться информацией и узнавать
новое.
Невнимательное, небрежное отношение к нормам
произношения, ударения, употребления
слов, использование в речи жаргонизмов,
вульгаризмов, неоправданных заимствований
загрязняют речь, разрушают литературный
язык, а это ведет в конечном итоге, как утверждают
лингвисты, к гибели нации.
Список использованной литературы.
1.Валгина Н.С. «Активные процессы
в современном русском языке». Учебное
пособие для студентов вузов - М.:Логос,
2001;
2.Стернин И.А. «Русский язык
рубежа веков - упадок, развитие или эволюция?»
«Актуальные проблемы изучения и преподавания
русского языка на рубеже ХХ-ХХ1 вв.»- Воронеж,
2001,-с.3-5;
3.Бондалетов В.Д. «Молодежный
жаргон. Что это? Словесный мусор или…?».
Язык и образование: материалы 3-й Всероссийской
научной конференции "Язык образования
и образование языка". - ВеликийНовгород,
2003;
4.БЭС Большой энциклопедический
словарь. Языкознание. М.: Российская энциклопедия,
1988;
5.Касьянова В.М. «Практическая
грамотность школьников - пути и способы
ее формирования». «Вестник Московского
университета. Серия 9. Филология» - 2004.
- №2. - С.120-128;
6.Лингвистический энциклопедический
словарь. Под ред. В.Н. Ярцева. - М., 1990. - 685
с.;
7.Новиков В. « Словарь модных
слов» - М.: Аграф, 2006
18. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Словарь русского
языка» - М.: Рус. язык, 1998;
8.Словарь-справочник лингвистических
терминов. М.: Российская энциклопедия,
1985;
9.Советский энциклопедический
словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980;
10.Харченко В.К. «Поведение:
от реального к идеальному» - Изд.2. - Белгород.2005;
11.Юганов И., Юганова Ф. «Словарь
молодежного сленга». Сост.- 3-е изд.-М.,
2003.