Проблемы экологии культуры в трудах Д.С. Лихачева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Гомосферу нужно не просто охранять, необходимо вводить в нее человека, транслировать ее - доброкачественно, без идеологических или иных «изъятий», которые уже будут нарушениями экологии культуры. Еще точнее будет сказать, что охранять культуросферу и значит сохранять ее элементы в памяти, в кругозоре следующего поколения. Ведь с точки зрения экологии культуры самая большая «экологическая катастрофа» будет заключаться в том, что та или иная эпоха попытается создать себя сама, свою культуру без учета этой взаимосвязи, вынеся «культурное прошлое» за скобки как просто некое «физическое прошлое».

Содержание работы

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ………………………………………………..…стр. 3
СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ…………………………………….….……стр. 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………стр. 15

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

 

«ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ

В ТРУДАХ Д.С. ЛИХАЧЕВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………... стр. 2

 

 

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ………………………………………………..…стр. 3

 

 

СОХРАНЕНИЕ  НАСЛЕДИЯ…………………………………….….……стр. 6

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………стр. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Одна из самых характерных  особенностей научного и публицистического  наследия академика Дмитрия Сергеевича Лихачева - это свойственное практически всем его трудам представление о внутренней целостности культуры, о глубоких взаимосвязях между различными, иногда очень далекими друг от друга и на первый взгляд не сопряженными между собой явлениями культуры и целыми областями деятельности человека.

Ученый писал: «Мне представляется необходимым рассматривать культуру как определенное пространство, сакральное поле, из которого нельзя, как в игре в бирюльки, изъять одну какую-либо часть, не сдвинув остальные. Общее  падение культуры непременно наступает при утрате какой-либо одной ее части».

Из пристального внимания Д.С.Лихачева к этому существеннейшему свойству культуры вытекают основные направления и темы его научных  и публицистических работ: постоянный поиск параллелей к основной теме его исследований (литературе) среди других искусств, стремление показать внутреннее единство культуры в рамках целых периодов (одного стиля, одной стилистической формации), его внимание к роли литературы в единении государства и общества в определенные моменты отечественной истории, его интерес к градостроительству, реставрации, и вообще всем возможным форматам сохранения  культурного и исторического наследия России и охраны памятников культуры.

Наиболее полно представление  о культуре отражается в специально введенных Д.С.Лихачевым понятиях гомосферы и экологии культуры. В статье «Экология культуры» он писал: «Я давно уже говорю о том, что наш дом, в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит и человек как часть природы), но и из комплекса культуры. Мы живем в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений и т.д. Поэтому экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека».

В другой статье ученый пишет: «Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей нас  биологической среды. Человек живет  не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в целом, ее воздействующая сила. А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению».

То же представление  об «экологической» зависимости  человека от культуры Лихачев выразил  и в понятии гомосферы: «Человек живет не только в определенной биосфере (термин академика В.И.Вернадского), но и сфере, создаваемой им самим в результате его культурной и «некультурной» (более редкой) деятельности. Человек осваивает природу (иногда нарушая существующие в ней равновесия), изменяет почву, растительность, создает и свою собственную культуру, менее зависящую от природы, но чрезвычайно для него важную: поколения людей создают язык, письменность, литературу, все виды искусств, науку, обычаи. Традиции формируют его поведение, он наследует бытовые знания и бытовые материальные ценности. С момента появления своего на свет каждый человек оказывается в сфере, созданной тысячами поколений людей. Эту сферу я предложил в свое время назвать по образцу терминов, предложенных В.И.Вернадским, гомосферой. У каждого народа помимо общей гомосферы, гомосферы человечества, существует и своя, присущая ему гомосфера, своя ее разновидность, свои источники обогащения гомосферы, национальная специфика. Поэтому можно говорить не только о гомосфере, но и об этногомосфере».

Причем эта «системная зависимость» внутри культуросферы, так хорошо знакомая по описаниям природных экосистем, в «очеловеченном мире» имеет одну особенность, которую обыденное сознание, как правило, игнорирует, но которую не уставал подчеркивать сам академик Д.С.Лихачев: в «окультуренном мире» нет прошлого в том понимании, какое применимо к миру природы, особенность культуры в том, что «прошлое в культуре» всегда актуально. Всю культуру ученый называл «памятью по преимуществу», «памятью, активно введенной в современность».

Иными словами, «гомосфера» не может существовать «вне» человека. Целостность культуры кореллирует с другой целостностью - личностью человека.

Д.С.Лихачев неоднократно подчеркивал, что экология культуры ни в коей мере не сводится к охране культурных памятников. Сама охрана «культурной среды» именно как «сферы человека» подразумевает сохранение в памяти молодого поколения, сохранение ценностей и идеалов культуры в кругозоре человека. Всякий памятник культуры как элемент «гомосферы» - это уже не вещь, это прежде всего «точка общения», и экология культуры должна измеряться и созидаться в первую очередь в масштабах личности (такое формирование личности, адекватной родной для него культуросфере, можно было бы условно обозначить как духовную или культурную гигиену, гигиену эстетическую и этическую, хотя все же понятие «экология» отражает главное - связь, живую связь человека с его страной, культурой).

Гомосферу нужно не просто охранять, необходимо вводить в нее  человека, транслировать ее - доброкачественно, без идеологических или иных «изъятий», которые уже будут нарушениями экологии культуры. Еще точнее будет сказать, что охранять культуросферу и значит сохранять ее элементы в памяти, в кругозоре следующего поколения. Ведь с точки зрения экологии культуры самая большая «экологическая катастрофа» будет заключаться в том, что та или иная эпоха попытается создать себя сама, свою культуру без учета этой взаимосвязи, вынеся «культурное прошлое» за скобки как просто некое «физическое прошлое».

 

СОХРАНЕНИЕ  НАСЛЕДИЯ

Проблема сохранения наследия становится сегодня чрезвычайно актуальной. Однако эта тема до сих пор не имеет должного научного обеспечения. Одним из важных направлений в развитии науки об охране наследия является разработка её методологических принципов. Можно выделить несколько наиболее существенных направлений. Прежде всего, актуализация роли историко-культурной среды как необходимого условия существования человека как мыслящей и нравственной личности.

 По словам Д.С. Лихачёва, «человек живёт не только в  природной среде, но в среде, созданной культурой его предков и им самим.  Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности». Это позволяет по новому посмотреть на проблему экологии человека, на особую роль культуры в жизни человеческого сообщества.  По словам Лихачёва «культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих пространство, из просто населения – народом, нацией.   В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные  и моральные нормы поведения людей и государства».

Важнейшей составной частью культурной среды являются объекты культурного наследия, традиционные культурные ценности,  в том числе социокультурные и хозяйственные традиции, исторические технологии, верования, обряды и т.д. Особую роль в культурной среде играют духовные ценности, пронизывающие всю среду обитания человека, определяющие, по словам Лихачева, «нравственное  значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во всех её взаимосвязях

Обсуждая свойства историко-культурной среды, Д.С. Лихачёв особое внимание обращает на её устойчивость. Для естественной науки привычна тема исчерпаемости природных ресурсов, проблема сохранения природной окружающей среды. По отношению к культуре более традиционна тема сохранения памятников культуры. Лихачёв рассматривает памятники как часть окружающей культурной среды. «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью.

В этом, по его мнению, принципиальное различие с природой.  «До известных пределов утраты в природе восстановимы. Конечно, если не перейдена известная грань. Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой в прошлом, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя».

Ещё более быстро и навечно уходят традиционные ценности нематериальной культуры – отношения между людьми, отношение к природе, фольклор, обряды, технологии и т.д. Поэтому, на самом деле, разрушение исторической культурной среды идёт гораздо быстрее, чем мы себе представляем, имея в виду только процессы деградации материальных памятников истории и культуры.

Важнейшим структурным элементом  культурной среды является культурный ландшафт. И хотя в работах Д.С. Лихачёва нет прямого упоминания о культурном ландшафте, именно этот объект лежит в основе всех его размышлений, касающихся экологии культуры. Ведь культурный ландшафт в современном его понимании – это результат сотворчества человека и природы. А ведь именно об этом и писал Лихачёв: «русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в неё человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть всё, что, так или иначе, нарушил человек, и с другой – человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчившим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали её человечность и приволье».

В настоящее время номинация  «культурный ландшафт» включена в Список Всемирного наследия, составляемый под эгидой ЮНЕСКО. Численность объектов, представляющих данную номинацию, постоянно растёт, за последние годы число объектов Всемирного культурного и природного наследия, отнесенных к культурным ландшафтам, возрастает на 3-4 объекта. Среди объектов, включенных в Список в 2006 году, находятся ирригационные системы  Афладж (Оман), ландшафт плантаций агавы и старинные предприятия по производству текилы (Мексика), горнопромышленный ландшафт Корнуолла и Западного Девоншира (Великобритания).

Чрезвычайно важная роль в формировании культурного ландшафта принадлежит национальной культуре и, прежде всего, традиционной культуре природопользования. Д.С. Лихачёв обращал на это особое внимание. «Русский крестьянин своим вековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю, он клал меру своей пашне, проходя  по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперёд. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином».

В нашем понимании  культурный ландшафт включает в себя не только объекты материальной культуры, но и нематериальные ценности, в  том числе духовную культуру. Д.С. Лихачёв также уделяет особое внимание связи материальной части ландшафта с духовной культурой, подчёркивает их взаимозависимость. Он писал: «В пейзажах Шотландии в Хайленде, которые многие считают (признаюсь и я) красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Это почти обнажённая поэзия. И не случайно там родилась  одна из лучших мировых поэзий – английская «озёрная школа». И, именно поэзия является в настоящее время важнейшей частью культурного ландшафта Хайленда, его визитной карточкой. И это отнюдь не единичное явление. Наличие духовной составляющей, разнообразных символов и ассоциаций характерно сегодня для многих культурных ландшафтов, отнесённых к объектам наследия. «Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нём, что в нём было создано, дом этот для нас особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаём. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нём происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались. Природа Плёса приобретает особую красоту от сознания того, что именно её изображал И. Левитан. Мы по особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского».

Информация о работе Проблемы экологии культуры в трудах Д.С. Лихачева